Пресса и речные круизы

Июнь ознаменовался серией публикаций про речной туризм в «Комсомольской правде». Журналист Нигина Бероева утроилась официанткой на круизный теплоход «Прикамье» одной из круизных компаний, и в шести номерах подряд подробно расписала свой опыт – в весьма негативном ключе. Вчера на канале «Рен-ТВ» вышла передача про теплоход «Михаил Танич» другой компании. Ее я не смотрел, но, по отзывам идевших программу, кроме негатива там ничего нет.


В речных кругах много говорят о том, что отрасль «заказали». Но я так не думаю. Скорее, сейчас просто имеет место «тренд» – говорить плохо про речные круизы. Эта отрасль после «Булгарии» стала считаться проблемной, а писать про нее плохо стало залогом читаемости материала.

В интернете тоже идут обсуждения опубликованных материалов. Много возмущения журналистами. Но что толку возмущаться? Дело сделано. Речникам не надо бояться появления новых материалов. Они будут – грядет годовщина гибели «Булгарии». Они будут, и не надо на этом зацикливаться. Что в силах речников – быть максимально открытыми, в том числе и для прессы. Это может привести к появлению очередных негативных материалов, а может и наоборот. Об отрасли узнали, заговорили, и куда теперь это повернуть – во многом зависит от нас.

Руководители круизных компаний на просьбы журналистов показать свои теплоходы теперь зачастую отвечают отказом. А зачем? Разве нам есть чего стесняться? А если есть, то зачем же жаловаться на прессу? Мы в таких случаях никогда не отказываем. Пожалуйста, смотрите, независимо от того, какие у вас задачи.

Автор материала в «Комсомолькой правде» Нигина Бероева вышла на нас с просьбой побывать на одном из наших теплоходов. Мы не возражали. В понедельник в Москве стоял теплоход «Н.А. Некрасов», на который Нигина пришла вместе со съемочной группой. Мы не готовили экипаж к встрече: я только накануне вечером сообщил капитану, главному механику, директору ресторана и директору круиза, что наутро придет журналист, ему надо показать все, что она захочет, в том числе и служебные помещения, и ответить на вопросы. А при желании дать ей возможность пообщаться с любым членом экипажа.

Съемки и беседы длились три часа, группа побывала везде – от рубки до машинного отделения и кают экипажа. Не знаю, какой получится материал, и не уверен, что (хотя бы в силу специфики издания) он будет позитивным, но мы ничего не скрывали, и ответили на все вопросы. Надеюсь, что это – шаг к объективному освещению речных круизов в прессе.

А вчера мы с заместителем министра транспорта Виктором Александровичем Олерским, курирующим нашу отрасль, в течение двух часов отвечали на вопросы в редакции «Комсомольской правды» – сначала для видеосюжета, потом – для очередного материала в газете. Вопросы поднимались острые. Что получится – посмотрим, материал выйдет на следующей неделе. Но мы постарались рассказать о нашей работе как есть.

Да, отрасль переживает не лучшие времена. Да, журналисты, даже искренне желающие своими материалами изменить ее к лучшему, могут лишь загнать ее в окончательный тупик. Все верно. Но сейчас не время причитать и искать виновных. Сейчас время действовать. Время-то интересное, переломное для отрасли. О речных круизах громко заговорили. Как это обернуть – зависит от нас самих.



Я не журналист и не имею, почти, никакого отношения к речникам и иногда резко высказываюсь о некоторых мелочах в круизах, в которых я бываю. Но я искренне переживаю из-за всей этой газетно-телевизионной шумихи! И очень надеюсь, что посещение журналистами ваших теплоходов и Ваше интервью пойдет на пользу отрасли.

Вчера видела по каналу Москва-24 рекламный ролик Мостурфлота. Скажите, а вы планируете, что-нибудь подобное?
Да, возможно. Мы кстати и с "Мостурфлотом" обсуждали возможность подобных совместных акций.
Кстати, серия материалов на "Москве-24", посвященная речным круизам, будет продолжена. Уже вышел один информационный обзор, потом рекламный ролик, репортаж о "Грине", и сейчас готовится четвертый информационный блок.
Интересно, удалось бы журналистке устроиться "с улицы" на теплоходы "Инфофлота"? Я думаю, что нет. Тут-то, в частности, и разница.
Сделали девушке имя. Теперь она без пяти минут центровой эксперт по речным круизам всего отечественного журналистского корпуса.
У речных круизов, как мне кажется, совсем не обязательно должен быть исключительно положительный образ в СМИ, проблем хватает, но он должен быть обязательно ПРАВДИВЫМ, максимально ТОЧНЫМ и ПОЛНЫМ. Если бы в КП это понимали с самого начала, это было бы признаком порядочности издания и его сотрудников, а профессионализма в поддержании любым способом интереса к общественно-актуальной теме им не занимать. Чем, судя по всему, они и собрались заняться.
Туристка
(Anonymous)
Очень хорошо сказал arassamakhin! Образ должен быть правдивым! А правдивым он может быть только тогда, когда журналист пришёл на объект, чтобы написать правду, а не выскать недостатки, чтобы статья была более читаемой. Я не была на "Прикамье". Но не верю, что там уж совсем ну ничего хорошего нет. Но эта журналистка и не искала ничего положительного. Ей это было не нужно. Поэтому статья вызвала такой негатив не только у работников флота, но и у туристов...
Александр, какие основные проблемы видит зам.министра? Наверняка на чем-то акцентировалось внимание.
Замминистра в основном говорил о том, что делается для улучшения ситуации. В том числе это поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта и новый закон о поддержке судостроения.
Александр, лично твое мнение и о пресс-конференции и особенно от общения замминистра транспорта Олерским:Есть хоть какая-то реальная надежда, на выход речной отрасли из кризиса, на обновление как парка судов, так и береговой инфраструктуры? Или все так и останется на уровне одних лишь разговоров, о которых забудут, как минет годовщина гибели "Булгарии". Конечно, мне и другим речным туристам хотелось верить лучшее, что речные круизы не только не канут в небытие, а наоборот, отдыхать в России на ее реках станет наконец-то более престижно и лучше, нежели в каких-нибудь Эмиратах или Анталии.
Спасибо за круиз по Золотому Кольцу на Некрасове
(Anonymous)
Александр Сергеевич !!! Мы были в круизе на Некрасове с 18 по 30 июня, видимо, как раз перед началом этого круиза журналист и была на теплоходе. Видели и Вас, и господина Сахарова. Могу сказать, что круиз получился прекрасным (несмотря на то, что за два месяца был практически полностью изменен его маршрут). Очень хорошее качество обслуживания в ресторане, прекрасная уборка теплохода, ну а уж про арт-бригаду (особенно про группу "RAT MOONS" и клоуна-фокусника "Рим Дин" хочется говорить только в превосходной форме). Единственное, мне кажется, что длительные автобусные экскурсии (типа Кинешма-Суздаль, расстояние 179 км в одну сторону) планировать в будущем не надо. Надо наслаждаться речным, а не автобусным путешествием.
Re: Спасибо за круиз по Золотому Кольцу на Некрасове
Спасибо, приятно читать! Мы на 2013 год переработаем программу аналогичных круизов, несколько разгрузив их от длительных экскурсий.
Re: Спасибо за круиз по Золотому Кольцу на Некрасове
(Anonymous)
Это Вам огромное спасибо!!! Единственное, очень жаль, что ни Бенуа, ни Некрасов в 2013 году в Питер не пойдут. Скажите, так как я любитель комфорта... Карл Маркс намного уступает двум вышеуказанным теплоходам по качеству кают ?
Re: Спасибо за круиз по Золотому Кольцу на Некрасове
В каютах "Маркса" отличий от "Некрасова "и "Бенуа" два: душ есть, но не с отдельной душевой кабиной; система кондиционирования не индивидуальная, а центральная. А по отделке "Маркс" нравится мне больше - использовано натуральное дерево, получился очень уютный теплоход.
А где репортаж-то от журналистов? Не готов ещё? Или Бероева ещё куда-нибудь устроилась работать?