Кое-что из неосуществленных планов: круизы на малом судне по малым рекам

В эти дни энтузиасты речных путешествий обсуждают такую невеселую новость: под вопросом будущее речных круизов на теплоходе 331 проекта "Н. Яковлев". Этот теплоход и вправду делал очень интересные рейсы. Так, в эту навигацию "Яковлев" поднялся по Вычегде до Сыктывкара, по Ловати и Полисти (!) - до Старой Руссы. А основным круизным маршрутом "Яковлева" в последние годы был круиз по Сухоне из Вологды. Конечно, есть о чем сожалеть, хотя, полагаю, с экономикой этих круизов стало спорить совсем сложно. А экономика - из-за того, что мало их, энтузиастов речных круизов, желающих именно такого абсолютного эксклюзива.

Вспомнилось, что три с половиной года назад у нас была идея организовать круизы по малым рекам на постоянной основе. А у меня вообще душа лежит именно к такому виду водного туризма: раскрученному маршруту на суперлайнере я предпочту редкий, и на судне небольших размеров. В Европе существует такой вид речного туризма, как круизы на маломестных переделанных баржах по малым рекам и каналам, там же существуют и небольшие однопалубные круизные суда для малых рек. Удовольствие для туристов, надо сказать, недешевое из-за высокой себестоимости на одного туриста, но желающие совершить такой круиз есть.

Сколько речных маршрутов по России можно было бы создать, имея судно небольших размеров, подходящее для работы на малых реках, и одновременно предоставляющее достаточный комфорт для туристов. Если взять в расчет Сибирь и Дальний Восток, то поле для творчества получается огромное! Вот чем было бы по-настоящему интересно заняться.

В 2008 году судовладельцы, компания "Патерик-трэвел", решили продать теплоход 331 проекта "Святитель Николай" (в прошлом, как и "Яковлев", вологодское судно, под названием "Николай Щетинин"). Надо сказать, что в этой компании, "Патерик-трэвел", работали интересные люди и настоящие речные энтузиасты, мечтавшие использовать теплоход как раз для круизов по редким маршрутам. В 2003 году они осуществили переход на "Святителе Николае" с туристами до Свирицы, обогнув Онежское озеро по Онежскому каналу. В планах было дойти до Великого Новгорода, но в тот год Новоладожский канал настолько обмелел, что понтонные мосты через него стояли на дне, и их нельзя было развести для пропуска судна.

В дальнейшем наряду с корпоративными прогулками теплоход выполнял и круизы выходного дня до Твери, Калязина и Дмитрова с необычной экскурсионной программой. В конце концов выяснилось, что "Святитель Николай" рентабелен только при работе на банкетах и речных прогулках, чем этот теплоход и занимался до 2008 года, когда судовладельцы решили его продать. И мы сразу захотели его приобрести. Теплоход действительно казался привлекательным для круизно-экспедиционной работы: "Патерик" сделал ему капитальную реконструкцию. Для размещения туристов были оборудованы десять довольно просторных кают с душем и туалетом (некоторые - с биотуалетом), и две каюты с умывальником. Общая вместимость кают составила 35 человек. На судне имелись ресторан, отдельный бар, большой носовой обзорный салон, и даже мини-часовня. Вот схема помещений "Святителя Николая":


Мы провели переговоры, и договорились о приобретении судна. Но при этом по финансовым расчетам теплоход у нас никак "не проходил". Мы были готовы работать с ним вообще без прибыли, а точнее еще хуже - стремиться к тому, чтобы судно не имело убытков. Принято считать, что при принятии решений в компаниях руководствуются сугубо прагматичными соображениями, но часто бывает это не так, и в нашем случае "Святитель Николай" был таким примером. Ведь трудно сказать, сколько стоит мечта. Так что судно все же планировалось приобрести.

Но тут появился теплоход "Карл Маркс" - по тем временам невиданное для нас по комфорту судно, которое можно было на долгосрочной основе взять в аренду без экипажа. Нам хотелось выйти на более высокий уровень, чем у нас был тогда, и по теплоходам, и по обслуживанию туристов, и мы подписали договор на "Маркса". При этом финансовых возможностей для приобретения и эксплуатации "Святителя Николая" у нас не осталось, и сделка по нему не состоялась. Сейчас этот теплоход называется "Премьер", на нем проводятся прогулки, банкеты, можно арендовать каюту. А можно арендовать и весь теплоход компанией на несколько дней.

Не знаю, вернемся ли мы когда-нибудь к идее организации круизов на небольшом теплоходе по малым рекам. Но ниша сейчас совершенно свободна, и очень хотелось бы, чтобы кто-то ее занял. Уж очень это хорошее дело... правда (буду рад ошибиться) - финансово совсем бесперспективное. Если, конечно, не найти какого-то нового подхода и не сделать эти круизы популярными, и, соответственно, хорошо востребованными.

А мы, перед принятием решения о покупке "Святителя Николая", разработали ему расписание на предстоящую навигацию 2009 года, с учетом разовых переходов через Рыбинское водохранилище без туристов. Возможно, кому-то будет интересно с этим неосуществленным расписанием познакомиться.


РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕПЛОХОДА «СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ»

Навигация 2009 года

01.06 – 12.06 (12) Вологда – Великий Новгород – Санкт-Петербург

12.06 – 14.06 (3) Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург

15.06 – 19.06 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

20.06 – 20.06 (1) Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург

21.06 – 25.06 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

26.06 – 28.06 (3) Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург

29.06 – 03.07 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

04.07 – 04.07 (1) Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург

05.07 – 09.07 (5) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

10.07 – 12.07 (3) Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург

13.07 – 24.07 (12) Санкт-Петербург – Великий Новгород – Вологда

24.07 – 26.07 (3) Вологда – Череповец

28.07 – 21.07 (4) Ярославль – Москва

31.07 – 02.08 (3) Москва – Кашин – Москва

03.08 – 08.08 (6) Москва – Таруса – Константиново – Москва

09.08 – 09.08 (1) Москва – Дмитров – Москва

10.08 – 15.08 (6) Москва – Таруса – Константиново – Москва

16.08 – 16.08 (1) Москва – Дмитров – Москва

17.08 – 24.08 (8) Москва – Павлово – Москва

24.08 – 28.08 (5) Москва – Мышкин – Москва

28.08 – 30.08 (3) Москва – Кашин – Москва

31.08 – 03.09 (4) Дни для корпоративов

04.09 – 06.09 (3) Москва – Кашин – Москва

07.09 – 12.09 (6) Москва – Таруса – Константиново – Москва

13.09 – 13.09 (1) Москва – Дмитров – Москва

14.09 – 17.09 (4) Дни для корпоративов

18.09 – 20.09 (3, КВД) Москва – Кашин – Москва

Расписание рейсов по дням

01.06 – 12.06 (12)

Вологда – Великий Новгород – Санкт-Петербург

01.06 Вологда

02.06 остров Спасо-Каменный

03.06 Кириллов, Горицы

04.06 Белозерск

05.06 Вытегра

06.06 Мандроги

07.06 Свирица

08.06 Новая Ладога, Старая Ладога

09.06 Великий Новгород

10.06 Великий Новгород

11.06 Шлиссельбург

12.06 Санкт-Петербург

12.06 – 14.06 (3, КВД)

Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург

12.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург

13.06 Старая Ладога

14.06 Санкт-Петербург

15.06 – 19.06 (5)

Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

15.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург

16.06 Новая Ладога, Старая Ладога

17.06 Великий Новгород

18.06 Великий Новгород

19.06 Санкт-Петербург

20.06 (1, КВД)

Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург

20.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Санкт-Петербург

21.06 – 25.06 (5)

Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

21.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург

22.06 Новая Ладога, Старая Ладога

23.06 Великий Новгород

24.06 Великий Новгород

25.06 Санкт-Петербург

26.06 – 28.06 (3, КВД)

Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург

26.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург

27.06 Старая Ладога

28.06 Санкт-Петербург

29.06 – 03.07 (5)

Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

29.06 Санкт-Петербург, Шлиссельбург

30.06 Новая Ладога, Старая Ладога

01.07 Великий Новгород

02.07 Великий Новгород

03.07 Санкт-Петербург

04.07 (1, КВД)

Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Санкт-Петербург

04.07 Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Санкт-Петербург

05.07 – 09.07 (5)

Санкт-Петербург – Великий Новгород – Санкт-Петербург

05.07 Санкт-Петербург, Шлиссельбург

06.07 Новая Ладога, Старая Ладога

07.07 Великий Новгород

08.07 Великий Новгород

09.07 Санкт-Петербург

10.07 – 12.07 (3, КВД)

Санкт-Петербург – Старая Ладога – Санкт-Петербург

10.07 Санкт-Петербург, Шлиссельбург

11.07 Старая Ладога

12.07 Санкт-Петербург

13.07 – 24.07 (12)

Санкт-Петербург – Великий Новгород – Вологда

13.07 Санкт-Петербург

14.07 Шлиссельбург

15.07 Великий Новгород

16.07 Великий Новгород

17.07 Старая Ладога, Новая Ладога

18.07 Свирица

19.07 Мандроги

20.07 Вытегра

21.07 Белозерск

22.07 Горицы, Кириллов

23.07 остров Спасо-Каменный

24.07 Вологда

24.07 – 26.07 (3, КВД)

Вологда – Череповец

24.07 Вологда

25.07 остров Спасо-Каменный

26.07 Кириллов, Череповец

28.07 – 21.07 Ярославль – Москва (4)

28.07 Ярославль, Тутаев

29.07 Мышкин, Углич

30.07 Кашин, Калязин

31.07 Москва

31.07 – 02.08 (3, КВД)

Москва – Кашин – Москва

31.07 Москва

01.08 Калязин, Кашин, Кимры

02.08 Дмитров, Икша, Москва

03.08 – 08.08 (6)

Москва – Таруса – Константиново – Москва

03.08 Москва

04.08 Серпухов

05.08 Таруса

06.08 Коломна

07.08 Константиново

08.08 Москва

09.08 (1, КВД)

Москва – Дмитров – Москва

09.08 Москва, Дмитров, Москва

10.08 – 15.08 (6)

Москва – Таруса – Константиново – Москва

10.08 Москва

11.08 Серпухов

12.08 Таруса

13.08 Коломна

14.08 Константиново

15.08 Москва

16.08 (1, КВД)

Москва – Дмитров – Москва

16.08 Москва, Дмитров, Москва

17.08 – 24.08 (8)

Москва – Павлово – Москва

17.08 Москва

18.08 Константиново

19.08 Касимов

20.08 Муром, Павлово

21.08 в ходу

22.08 Рязань

23.08 Коломна

24.08 Москва

24.08 – 28.08 (5)

Москва – Мышкин – Москва

24.08 Москва

25.08 Калязин

26.08 Мышкин, Углич

27.08 Кашин

28.08 Москва

28.08 – 30.08 (3, КВД)

Москва – Кашин – Москва

28.08 Москва

29.08 Калязин, Кашин, Кимры

30.08 Дмитров, Икша, Москва

31.08 – 03.09 (4)

Дни для корпоративов

04.09 – 06.09 (3, КВД)

Москва – Кашин – Москва

04.09 Москва

05.09 Калязин, Кашин, Кимры

06.09 Дмитров, Икша, Москва

07.09 – 12.09 (6)

Москва – Таруса – Константиново – Москва

07.09 Москва

08.09 Серпухов

09.09 Таруса

10.09 Коломна

11.09 Константиново

12.09 Москва

13.09 (1, КВД)

Москва – Дмитров – Москва

13.09 Москва, Дмитров, Москва

14.09 – 17.09 (4)

Дни для корпоративов

18.09 – 20.09 (3, КВД)

Москва – Кашин – Москва

18.09 Москва

19.09 Калязин, Кашин, Кимры

20.09 Дмитров, Икша, Москва



Эх, а сколько интересных "спецкруизов" можно организовать из Нижнего... Но тут спрос на такое, конечно, ещё меньше чем в столице.

Ну и неоднозначный опыт "Суры" тому подтверждение.

Кстати, что касается круизных судов для малых рек... Думал тут - а что если всё же для подобного использовать корпус навроде того, что сделан был для "Суры", тоесть широкую плоскодонку с предельно малой осадкой, но с более рационально организованным пространством и каютами, и, самое главное, более эффективным движителем? Например винторулевыми колонками с изменяемой глубиной погружения...
(Anonymous)
Какая у него пассажировместимость в круизном варианте? Судя по схеме, кают у него меньше, чем у "Яковлева".
26 мест, но вроде нынешние владельцы увеличили ее до 30.
Чувства одолевают противоречивые.

С одной стороны, неоднократно встречал утверждения, что российский турист - это "многократный" турист. С другой стороны - неужели этому самому "многократному" туристу не надоедает в ..нцатый раз идти по маршруту Углич-Мышкин-Ярославль-Кострома-НиНо и далее везде? Почему же тогда "стандартные" рейсы грузятся лучше, чем "эксклюзивные"?

Я вот с удовольствием забронировал перегон на Бенуа Москва-НиНо. И даже Углич с Мышкиным - мимо, спасибо тем, кто его планировал. Но мысль, что в Ярославле пятый раз (всего-навсего пятый, я у завсегдатаев - какой по счёту?) предстоит "обзорная экскурсия по городу" слегка бросает в дрожь.

А как быть, когда новые города и вовсе "закончатся"?

Возможность увидеть что-то новое - вот что толкает в путешествие. И малые реки дают неисчерпаемый источник этого "нового".

Но массовый турист упорно раз за разом идёт в Углич. Загадка.
(Anonymous)
Дело в том, что стандартные маршруты обычно начинаются и заканчиваются в родном городе туриста. Это очень удобно и не требует дополнительных денежных затрат на ж/д переезды, например, и дополнительного времени отпуска.

Не каждому туристу понравиться ехать в другой город, чтобы сесть на теплоход, если из своего города можно также отправиться в круиз, пусть даже и стандартный. А эксклюзивные круизы, во-первых, как правило, дороже. Плюс нужно платить за ж/д билеты и т. п. чтобы доехать до места посадки на теплоход. Думаю, дело в этом.
В Европе существует такой вид речного туризма, как круизы на маломестных переделанных баржах по малым рекам и каналам, там же существуют и небольшие однопалубные круизные суда для малых рек. Удовольствие для туристов, надо сказать, недешевое из-за высокой себестоимости на одного туриста, но желающие совершить такой круиз есть.

А почему бы Вам не стать ресселлером или туроператором? Я читал про такую тему в комерсанте, я и мои друзья с удовольствием бы прокатились. Да и вы пишите сами что спрос есть.

Есть также еще один интересный вариант развития для Вас - Байкал. Место находиться в более южных широтах, чем Москва, поэтому сезон там больше чем в Москве + клиент есть богатый - иностранные туристы любят байкал. Я тоже хотел в туризм водный на Байкале отправиться, но не нашли никаких там круизов или вменяемых по деньгам чартеров.
Мы как агенты периодически продаем круизы по Байкалу, и на постоянной основе - круизы по рекам Европы, включая и круизы на небольших судах. Насчет своего судна на Байкале - вряд ли в ближайшие годы за это возьмемся.
Есть такая мысль, что потенциальные «экспедиционные» туристы скорее найдутся среди любителей всяческих автобусных экскурсий и поездок. Вот уж точно совсем не пляжный отдых :) а желание посмотреть что-либо интересное.
Правда, тут проблема в том, что таких людей вряд ли устроит стоимость теплоходного тура :( как и упомянутых выше велотуристов.
До некоторых объектов (целых групп объектов) добраться можно только по воде. Даже в стандартных круизах по Волго-Балту таких полно. А, скажем, по Северной Двине таких объектов половина, а по Пинеге или Ваге - абсолютное большинство. А по Лузе таких лишь парочка, зато затмевающие все сухопутные, вместе взятые. Есть люди, готовые за такое платить. И есть (редкие пока) компании, осуществляющие экспедиционные туры на малых и сверхмалых автобусах (20-30 мест), их проходимость на порядок выше стандартных. Грамотная совмещенная логистика может позволять умопомрачительные водно-автобусные туры. Лежащий на поверхности пример - переход экспедиционным судном крупного водоема (например, Рыбинки, по т/у - без пассажиров, пассажиры в это время едут автобусом).
Круизы по малым рекам? Думаю это совсем не плохо в плане увеличения ассортимента круизов. Все большинство покупающих речные туры туристов, думаю нечто среднее между энтузиастами, готовыми на все ради нового маршрута, и теми, кого волнует только комфорт, а не маршрут.
Я, конечно, в круиз прежде всего ради отдыха отправляюсь, но и что-то новое увидеть хочется.
А вот необходимость 105-й раз тратить полдня на Мышкин или Углич уже становится отпугивающим фактором...
В расписании, конечно, козырной картой стоит Великий Новгород и Вологда! Но и прочие эксклюзивные стоянки вызывают интерес. А вот круизы по местам доступным большим теплоходам вызывают сомнения. Если только не создать на теплоходе особую тёплую атмосферу личного теплохода.
Считаю, что коммерческая эффективность круизов на 331-х (или даже меньших классах) может и должна быть пересмотрена. Никто еще не занимался по-настоящему по малым рекам ни подготовкой маршрутов, ни экскурсионными программами, ни рекламой. Рейс Яковлева этого года в Сыктывкар и Руссу, планы на кругосветку породили фонтан идей: Пинега, Вага, Луза(!!), Унжа, Волга до Старицы. Ока до Перемышля, Клязьма... В платежеспособном спросе на такие круизы (пусть не в первую навигацию) при должных маркетинговых усилиях абсолютно уверен. Есть заинтересованные энтузиасты-любители, готовые участвовать в т.ч. финансово. Есть (с реальными договоренностями) люди, способные на блестящем уровне подготовить экскурсионные программы и пассажиры, готовые выступить на первопроходах в качестве палубных экскурсоводов. Есть не до конца разбежавшаяся команда Яковлева, среди которой отдельные абсолютно бриллиантовые кадры. Насколько актуален интерес Инфофлота к экспедиционным проектам, стоит ли вообще эту тему здесь (или в другом, более специальном формате) обсуждать?

15-летний опыт собственного бизнеса подсказывает мне, что шансы на коммерческую окупаемость есть, и они выше, чем принято считать.
Все возможно. Я почему и пишу, что может быть мы где-то ошибаемся. Но думаю, что не ошибаемся.

Если есть энтузиасты, уверенные в выгодности дела, готовые поучаствоать финансово, да им это еще и интересно, почему же никто не решается заняться этим проектом?
Очень хорошее было расписание на "Святителе Николае". Правильно я понял, что планировался подход к Кашину по реке Кашинке? Лично я с радостью приобрёл бы какой-нибудь круиз по Оке до Калуги, а ещё лучше - и выше. В этом году "Премьер" анонсировал круизы по ОКЕ до Константиново. Они состоялись? Что же касается Яковлева... Я думал, как говорится в одном фильме " все умрут, а я останусь". Мне казалось, что этот теплоход с его круизами бессмертен, ибо у него были постоянные восторженные любители-энтузиасты. Меня неоднократно звали на этот теплоход, очень активно его рекламировали, но официальной информации я нигде не видел. Плюс уровень комфорта, который для меня важен. Так что я удивлён и поражён судьбой этого теплохода. Мне кажется, что рейсы на ОКУ (верхнюю) нашли бы своего клиента в московском регионе.
Рассчитывали подойти к Кашину по Кашинке. В низовьях глубины это на первый взгляд позволяют, хотя требовалась дополнительная проработка вопроса.