Аландские острова, часть 1

Питая давнюю слабость к разным некурортным островам, стараюсь при случае их посещать. Но вот таких островов, поездку на которые из Петербурга можно уложить букально за 3 дня, да еще и чтобы поехать туда на своей машине, не так и много. Аландские острова, находящиеся в Архипелаговом море между Финляндией и Швецией, как раз такие. В начале июля мы съездили туда с Александром Сахаровым.



Путь от Санкт-Петербурга до Турку, с учетом пограничных формальностей, занял около девяти часов.



Удобный способ попасть на Аландские острова - паром. В островной столице, городе Мариехамн, делают остановку суда паромных компаний Silja Line и Viking Line. Причина - в особом статусе Аландов: это автономное государство, входящее в состав Финляндии, но не входящее в Евросоюз, что позволяет заходящим туда паромам иметь на борту магазины беспошлинной торговли.



Построенный в 2006 году паром Galaxy (Silja Line) работает на линии Турку - Мариехамн - Стокгольм. В Стокгольм он идет днем, обратно - ночью, а перестои парома в конечных пунктах составляют всего по одному часу. И так - круглый год, с коротким перерывом для подъема в док. Потрясающая эффективность использования судна. Отсюда - невысокие цены на билеты.



На соседнем причале - работающий по аналогичной схеме паром Amorella (Viking Line). Выбор компании - дело вкуса и привычки. Различия в предоставляемых на борту паромов удобствах и услугах минимальны.



Заезжаем на автомобильную палубу Galaxy. Главное - потом не забыть, в каком именно месте этой палубы оставлен автомобиль.



Путь от Турку до Мариехамна занимает шесть часов. Многие едут без кают, поскольку это время можно провести в разных общественных помещениях парома: кафе, ресторанах, магазинах, или просто на палубах.





























Но можно взять и каюту, которая на дневном рейсе предлагается за довольно низкую цену.



Во внутренних каютах вместо окна висит зеркало той же формы.



В хорошую погоду приятно провести время на открытых палубах парома, тем более что маршрут из Турку в Мариехамн проходит не открытым морем, а архипелагами.









На пароме можно путешествовать с собаками, для которых на палубе предусмотрен туалет.



Как я уже говорил, эта трасса не проходит через открытые морские участки. Плавание на пароме из Турку в Мариехамн напоминает не морское, а скорее речное путешествие.

















Недостаток поездки на пароме с машиной - то, что невозможно понаблюдать с палубы прибытие парома в пункт назначения. Потому что уже за двадцать минут до прибытия всех водителей настоятельно просят пройти на автомобильную палубу в свои машины. И пока другие люди наблюдали с палубы прибытие в Мариехамн, а это довольно красиво, мы сидели в машине внутри закрытой со всех сторон автомобильной палубы.

Но вот аппарель открылась, машины начали выезжать.



Весь цикл посадки-высадки пассажиров, заезда-выезда автомобилей в Мариехамне занимает всего 15 минут. Все маневры по подходу-отходу паромы делают в считанные минуты. В пиковые дневные и ночные часы всего за 40 минут два причала порта Мариехамн успевают принять, обработать и отправить четыре огромных парома.

Silja Europa - паром, работающий на той же линии, что и Galaxy, по "зеркальному" расписанию. Паромы ежедневно встречаются в Мариехамне.



Паром Isabella (Viking Line) ходит почти по тому же расписанию, что Silja Europa.



Аландские острова - это архипелаг из шести тысяч островов, в основном необитаемых, между Финляндией и Швецией. Административно это шведскоговорящая автономия в составе Финляндии, не входящая в Евросоюз и имеющая демилитаризованный статус. На Аландских островах живут 28 тысяч человек.

Столица островов - единственный на них город Мариехамн. Он был основан императором Александром II в 1859 году, когда Финляндия и Аландские острова были частью Российской империи. Город расположен на большом острове Аланд. А название Мариехамн получил  честь супруги Александра II - императрицы Марии Александровны.

Паромный терминал находится на набережной Мариехамна, отсюда весь город можно обойти пешком - он совсем небольшой.





В Мариехамне действует российское консульство - кстати, чуть ли единственное здесь здание, обнесенное оградой.



Застройка города - в основном деревянная, малоэтажная. Автомобилей на улицах мало. Местные жители предпочитают велосипед.





Главная улица Мариехамна, Торггатан, более оживленная, чем остальные улицы центра. Но все же здесь очень тихо и спокойно. Работают несколько ресторанчиков и магазинов, в том числе сувенирных.



На пустынной площади расположены автовокзал, центральные почтовое и полицейское отделения.







Напротив Парламента Аландских островов установлен памятник императрице Марие Александровне, в честь которой назван город.



Парламент напоминает об автономии этой территории. Кстати, чтобы стать гражданином Аландских островов, необходимо владеть шведским языком и прожить здесь не менее пяти лет. А в случае пятилетнего отутствия человек автоматически лишается своего гражданства. Не так давно это произошло с двумя молодыми людьми - гражданами Аландских островов, проживавшими в Финляндии. После того, как они в течение пяти лет по собственной забывчивости ни разу не появились на островах, их гражданство было аннулировано. Они автоматически стали гражданиами Финляндии, и... были призваны в армию. На демилитаризованных Аландских островах им служить бы не пришлось.



С востока и запада Мариехамн зажат заливами, и поэтому имеет два удобных порта. На восточном побережье расположен морской квартал - музей под открытым небом.











К набережной пришвартованы суда-рестораны. Они небольшие, и их всего два (третье пока находится на ремонте).









Но гораздо оживленнее вечерами западная набережная. В некоторых местах там даже играет живая музыка.



У западной набережной, рядом с Морским музеем, пришвартован огромный грузовой парусник Pommern. О нем я расскажу во второй части. Вдоль этой же набережной расположены паромные терминалы, грузовые причалы и марина для яхт.



Наличие ошвартованных здесь грузовых судов совсем не нарушает курортную тишину места.



На находящемся в черте города островке Lilla Holmen - природная идиллия. Здесь же расположен оборудованный песчаный пляж.















Поздним вечером, ночью и утром не отказал себе в удовольствии пофотографировать заходящие в Мариехамн автомобильно-пассажирские паромы.

Silja Symphony - второе в мире судно с улицей-променадом, уже более 20 лет обслуживающее линию Хельсинки - Стокгольм:



Rosella компании Viking Line - уже паром-легенда, хотя и действующий. Постройки 1980 года, про него можно написать увлекательный роман. Он работал на самых разных линиях, от Турку - Стокгольм до Хельсинки - Таллинн. Несколько раз за свою историю паром должен был быть продан в другую компанию, и каждый раз какие-то обстоятельства этому мешали. То паром-преемник не был готов вовремя, то покупатель в последний момент выбирал другое однотипное судно... Вот и в 2008 году "Розеллу" поставили на дневную линию Мариехамн - Капельшер дорабатывать в компании - временно, до окончания строительства нового парома Viking ADCC. Но заказ на строительство был аннулирован уже на стадии постройки судна, и "Розелла" прижилась на линии.

Кто-то называет этот паром старым, уступающим современным паромам по удобствам. А я такие суда обожаю. В них есть что-то очень живое.



Паром Victoria I заходит в Мариехамн ночью по пути из Стокгольма в Таллинн, делая здоровый крюк. Но работа магазинов беспошлинной торговли на борту это окупает. А несколько лет назад случился такой казус: из-за сильного шторма паромы компаний Silja Line и Viking Line, выполняя ночные рейсы между Турку и Стокгольмом, не зашли в Мариехамн из соображений безопасности. В результате обе компании заплатили огромные штрафы за нарушение таможенного законодательства: получилось, что магазины беспошлинной торговли работали на бортах паромов во время выполнения внутренних рейсов по странам Евросоюза.



А на следующей фотографии - вроде и паром, а вроде и круизное судно. Viking Cinderella, самый большой паром компании Viking Line, используется на 20-часовых круизах Стокгольм - Мариехамн - Стокгольм. Почему именно 20-часовых? Потому что именно после 20 часов отсутствия в Евросоюзе в него можно ввести определенную норму товаров, чем и пользуются туристы "Синдереллы".



А на соседнем причале - старый добрый Birger Jarl постройки 1953 года. Он ходит по тому же расписанию, что и Viking Cinderella. Кто же поедет на этом маленьком теплоходе, когда можно выбрать огромную "Синдереллу", спросит кто-то. А у старого теплохода тоже есть своя публика. И я бы тоже выбрал его: небольшое, классическое судно с размеренной атмосферой на борту.



Во второй части я расскажу о поездке по островам на машине. За пределами Мариехамна есть что посмотреть.

Благодарность
Прекрасный рассказ! Единственое, что я знал по Аландские острова, так это профессиональное -- "болезнь Аландских островов", вот из нашего Словаря-Справочника про эту болезнь (ну, прошу прощения, это сплошная офтальмология): Болезнь Форсиуса–Эриксона -- наследуемое заболевание: альбинизм глазного дна, гипоплазия жёлтого пятна, горизонтальный осциллирующий нистагм, относительная центральная скотома, миопия, астигматизм, дисхроматопсия, фотофобия, реактивное слёзотечение. OMIM (Каталог генетически обусловленных заболеваний) Коды = 300600, 300110| Имя гена = CACNA1F (потенциалозависимый кальциевый канал)| Локализация гена = Xp11.23| СИНОНИМЫ: болезнь глазная Аландских островов СИНОНИМ: альбинизм глазной Форсиуса–Эриксона
Всё это скучный профессионализм. Куда интереснее Ваш рассказ. Давно виртуально наблюдаю за Вами -- как интересно Вы живёте!
Ваш ЭГ
Спасибо! А Birger Jarl на нашу "Сайму" похожа. Я вот всё присматриваюсь к Балтике, Александр, я правильно понимаю, что паром - это от порта до порта и можно с машиной, и можно без каюты, и уровень комфорта пониже, а вот те же наши "Принцессы" - это круизники в полном смысле этого слова? И если судно - паром, то это обязательно аппарель и палубы для транспорта, в отличие от круизника? А то в последнее время в прессе и интернете появилась тенденция все подобные суда называть паромами, или, наоборот, не обращать внимания на то, что судно является паромом. А это сбивает с толку потенциальных круизёров. Если уделите свободную минутку на ответ, буду благодарен!
Паром - в данном случае рейсовое судно с возможностью перевозки автомобилей. На некоторых линиях возможен проезд без каюты, на некоторых - нет.

Обе "Принцессы" - не то что не круизники в полном смысле этого слова, а даже и не круизники в частичном смысле. Это классические паромы, по всем параметрам соответствующие упомянутым выше финским, шведским и эстонским паромам.

Морские круизные суда отличаются от паромов другой организацией обслуживания, размерами и оборудованием кают, некоторыми другими моментами.
Вот оно как, и "Принцессы", оказывается, паромы... Ну уже хоть что-то проясняется. Спасибо!
Обогнали! :)

Edited at 2012-07-24 08:13 pm (UTC)
Мы не добрались до многих мест: были ограничены во времени. Поезжайте, расскажете!
Очень интересно! А какая виза нужна? Просто шенген?
Прошу прощения, что пропустил ваш вопрос.

Я так понимаю, что на линии Хельсинки - Таллинн режима Duty Free и нет. Хотя тоже не заметил особой разницы в ценах. Честно говоря, даже не знаю, как у них это получается.

"Силья Европа" действительно сейчас работает на линии Хельсинки - Таллинн.
На яхте в Мариенхамн
Рассказ о вашем путешествии прочитал несколько раз. Интересно. Ибо это крупицы опыты, которые могут пригодиться самому в этом году. Под впечатлением от рассказов о путешествиях, самому захотелось совершить поход в Мариенхамн на яхте.
Яхтенный поход по северным странам Европы планируется по этапам.
1. Переход Москва-Санк-Петербург
2. Санкт-Петербург (Выборг)-Санволина ( по Сайменскому каналу) - озерная часть
3. Выборг-Котка-Хельсинки-Аландские острова (Мариенхамн)
4. Аландские острова (Мариенхамн) - Стокгольм
5. Швеция:Стокгольм - поход по Гете каналу-Гетеборг)( это практически два канала.
5. Гетеборг - Осло (Норвегия).
6. Cтавангер – «врата» Люсе-фьорда - Берген -«Врата фьордов Норвегии»
7. Поход на яхте к самому длинному и глубокому фьорду Норвегии – Берген - Согне-фьорд (Sognefjord)

Приглашаю в яхтенный поход всех любителей водной стихии. Июнь, июль, август, сентябрь 2017.
А ваш рассказ будет использоваться как путеводитель. Спасибо Вам большое.