Аландские острова, часть 2

Перемещаться между разными островами Аландского архипелага можно на паромах и паромчиках. Некоторые паромы соединяют находящиеся в полукилометре друг от друга острова. Но есть и такие паромы, которые находятся в пути между разными частями архипелага несколько часов.

Но основные достопримечательности находятся на большом "центральном" острове Аланд. На нем существует общественный транспорт - автобусы, соединяющие Мариехамн с разными частями острова. Но ходят они редко. Лучше всего осматривать остров, используя свой транспорт - автомобиль или велосипед. Это дает почти неограниченную свободу действий.

Мы выехали из Мариехмана с утра, и направились на северо-восток. Церковь Йомала стоит того, чтобы сделать около нее хотя бы небольшую остановку. Это старейшая на Аландах каменная церковь, построена она в XIII веке. Правда, как это обычно и бывает, в последующие века не обошлось без перестроек здания, последняя из которых произошла в позапрошлом столетии.









У средневекового замка Кастельхольм парковка организована прямо на поле, причем руководят ей настоящие парковщики.



Вот и сам замок. Он был построен не позднее XIV века, по крайней мере к 1388 году относятся первые о нем упоминания. В ранние годы замок успел поучаствовать в боевых действиях и пострадать от них (это были междоусобные войны). Позднее он использовался в качестве тюрьмы. После серьезного пожара 1745 года замок долго лежал в руинах и растаскивался на стройматериалы, пока относительно недавно не был отреставрирован и открыт для посещения.







В одной из комнат замка находится небольшой музей.











Из бойниц замка открывается красивый вид.









Поле рядом с замком используется для представлений.



Рыцарское конное шоу, проводящееся два раза в день, собирает множество зрителей.







А между шоу лошадки гуляют по площадке самостоятельно.













Недалеко от восточной оконечности острова когда-то располагался западный форпост России - крепость Бомарсунд, заложенная в 1832 году. Строительство крепости, сопровождавшееся традиционным российским бардаком, шло медленно и неровно. По замыслу крепость должа была состоять из главного форта и двенадцати башен, но к 1854 году (за 22 года) успели возвести только главный форт и одну башню, плюс еще две башни были недостроены. В таком виде единственная достроенная башня оказалась уязвимой.

В августе 1854 года, в ходе Крымской войны, подошедшая к крепости объединенноая англо-франзузская эскадра за несколько дней взяла Бомарсунд. Русские войска сражались ожесточенно, но были обречены: при строительстве крепости не учли пояление парового военного флота, а такие суда, маневрируя узкими проливами, легко занимали удобные для обстрела позиции.

Остатки главного форта сохранились до наших дней, но по ним непросто составить представление о том действительно впечатляющем сооружении, которое стояло здесь когда-то.











Северная башня "U" отбивалась до последнего, пока рухнувшие стены не погребли под собой последних ее защитников.











Стратегически важная башня "C" из-за незаконченного строительства остальных башен оказалось слабозащищенной. После обстрела она была захвачена десантом противника, и взорвана огнем своего же форта по пороховому складу.



Об обстреле башни напоминают многочисленные следы от пуль.





Рядом с остатками башен установлен огромный, видный издалека навигационный знак.







Крепость взяли; уцелевших ее защитников забрали в плен (позднее многие из них вернулись в Россию). Но вот что делать с захваченными руинами, так и не решили: они оказались никому не нужны. Швеция от них отказалась, и через некоторое время Бомарсунд снова стал российским.

Сейчас рядом с остатками крепости расположились небольшой музей и кемпинг для автомобилистов.









На дороге из Бомарсунда в сторону Мариехамна внимание на себя обращает высокая башня, возвышающаяся над дорогой. Это оказалась смотровая башня при придорожном кафе.





Само кафе тоже находится на возвышении. Таким был вид с этого места в 20-е годы XX века:



А такой он сейчас:





На западе остров Аланд соединен небольшим мостом с островом Экерё. По территории этого острова проходит единственная сухопутная граница между Финляндией и Швецией. Население местной коммуны не дотягивает и до тысячи человек, но остров не лишен некоторых интересных мест.

Церковь святого Лаврентия на Экерё построена в 1280 года на месте прежней деревянной церкви. В дальнейшем церковь неоднократно реконструировалась.



На Экерё находится самое западное здание российской почты и таможни. Теперь в нем, наряду с офисами, располагается почтовый музей.





Изображенный на картине XIX пирс играл огромную роль в жизни стран-соседей: отсюда отправлялись многочисленные суда в Швецию. Можно сказать, что этот пирс был предшественником современных паромных терминалов.



А сейчас к сохранившемуся пирсу швартуются лишь небольшие суда. Впрочем на острове Экерё есть и паромный терминал, откуда большие паромы уходят в Швецию.





Попавшееся по пути обратно сооружение показалось нам настолько странным, что мы остановились его осмотреть. Оно напоминает новогоднюю елку. Что-то общее между елкой и этим столбом действительно есть: это сооружение традиционно украшается к празднику летнего солнцестояния, когда многие работавшие за рубежом аландцы возвращались домой.



На Аландских островах существуют и автосалоны. Они до такой степени лишены пафоса, что такие непохожие марки как Mercrdes, Honda и Citroen могут делить между собой одно небольшое деревянное здание.



В Мариехамне стоит посетить парусник Pommern, ошвартованный рядом с музеем мореплавания Аландских островов.





Pommern - одно из последних действовавших грузовых судов в мире. Он и построен был уже в век паровых судов - в 1903 году. Это не помешало ему много десятилетий проработать на грузовых линиях, дважды получить звание самого быстрого парусного судна между Европой и Австралией, и даже совершать кругосветные путешествия. Pommern пережил две мировые войны, не потеряв ни единого члена экипажа, и заслужил репутацию "счастливого корабля".









Что ж, полтора дня на Аландских островах - это, конечно, немного, но для беглого знакомства почти достаточно.



На обратном пути мы воспользовались паромом Gabriella компании Viking Line, который делает в Мариехамне остановку на пути из Стокгольма в Хельсинки. Паром уходит из Мариехамна в полночь, идет всю ночь, а в десять утра прибывает в столицу Финляндии.



Автомобильная палуба на этом пароме устроена интересно: она двухъярусная, но на второй ярус автомобили поднимаются на подъемной площадке.







До поздней ночи на пароме работают клуб с живой музыкой хорошего качества, бар, пара ресторанов.



А утром перед прибытием в Хельсинки паром оживает: открываются рестораны-буфеты и магазины.











За полчаса до прибытия в Хельсинки водителей уже стали приглашать пройти на автомобильную палубу в свои машины. Ну уж нет, на этот раз мы не поддались на это. Как не посмотреть прибытие парома в Хельсинки с палубы?



У причала в Хельсинки уже стоял сохранившийся до наших дней теплоход Princess Daphne 1955 года постройки. Среди морских пассажирских судов - его ровесников почти никого уже не осталось.



А паром Silja Serenade пришел, как и Gabriella, из Стокгольма, и делает эффектный оборот в южной гавани Хельсинки.





Вот, собственно, и все. Будет время - побывайте на Аландских островах.



Как ты узнаешь о таких местах?)
Не знаю... Ощущение, что всегда о них знал. А острова - вообще моя слабость.
Время
Александр, сколько занимает дорога на авто от Хельсинки до Питера с учетом прохождения таможни?
Спасибо за рассказ! :)
Всегда поражали большие паромы и лайнеры.

На островах есть что то свое, чего нехватает путешественникам да и когда наглядишься на большие города всегда хочется на какой нибудь тихий, спокойный островок который живет менее суетливой жизнью. Да и просто когда ты понимаешь что вдали от дома и тебя на этот остров привез большой корабль уххх! Аж дух захватывает от такого приключения! Куда только вода не приводит!
Спасибо! Проходили два дня назад на Victoria 1 через Аланды. Очень заинтересовало место. Спасибо за интересный рассказ!)