Из доклада "Организация речных круизов по Вятке"

По итогам прошедшей в Кировской области конференции будет выпущен сборник докладов. Я подготовил для сборника сокращенный вариант своего доклада. И хотя он очень небольшой и содержит совсем немного информации, возможно,что-то из него может оказаться кому-то полезным (например, для реферата). На этот случай привожу его ниже.


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ ПО ВЯТКЕ

Речное судоходство на Вятке начало свою историю с 1854 года, когда в реку зашел первый пароход с Камы. В 1855 году пароход добрался до губернского центра, города Вятки, а с 1861 года на Вятке стали появляться уже свои пароходы.

В 1881 году вышел в плавание первый пароход вятской постройки, получивший название «Перекат». В 1895 году именно этот пароход после значительной перестройки стал первым двухдечным грузопассажирским судном на Вятке (в то время такие суда называли «американского типа» – с двумя палубами и боковыми гребными колесами).

К 1914 году пассажирские линии Вятка – Казань и Вятка – Нижний Новгород обслуживали уже семь двухпалубных грузопассажирских пароходов, а также одиннадцать однопалубных.

Вятский флот практически не пострадал в годы Первой Мировой войны, но это сыграло для судоходства на Вятке и отрицательную роль: часть судов была переведена с Вятки в другие бассейны, которые в 1920-е годы остро нуждались в речном флоте. В 1930-е годы транзитное пассажирское судоходство на Вятке обеспечивали лишь девять судов. Этого было недостаточно, ведь в то время до многих мест на Вятке можно было добраться только по воде.

В начале 1960-х годов произошло обновление вятского пассажирского флота: на смену старым пароходам пришли шесть новых каютных однопалубных теплоходов 331 проекта (тип «ВТУ»), построенных в Великом Устюге. Эти суда многие годы обслуживали протяженные пассажирские линии на Вятке (основная линия Киров – Соколки на Каме), а также выполняли многодневные туристические круизы из Кирова до Уфы и обратно. Несмотря на ограниченные удобства на борту (каюты вмещали по четыре человека и напоминали купе пассажирского поезда), многим жителям Кировской области, и не только им, поездки на уютных теплоходах были по душе.

На Вятке работали известные капитаны, прекрасные профессионалы, отлично знавшие сложную лоцию реки. Так, Иван Алексеевич Третников, командовавший пассажирскими судами на Вятке в течение 35 лет, оставил в истории значительный след как человек, подготовивший много высококлассных вятских капитанов и написавший книгу «Романтика и подвижничество капитанской службы на Вятке».

В 1970-е годы, с развитием автомобильного транспорта, потребность в пассажирских перевозках на Вятке стала снижаться. Суда стали один за другим выводиться из эксплуатации. Транзитные пассажирские и туристические рейсы по Вятке закончились в 1982 году и больше не возобновлялись. Сегодня на реке пассажирское судоходство представлено лишь несколькими местными прогулочными судами и паромами, осуществляющими функцию переправы.

В 2010 году круизная компания «Инфофлот» начала разработку проекта возобновления круизных рейсов по Вятке, с использованием крупного двухпалубного теплохода «Василий Чапаев». Этот теплоход длиной 78 метров и осадкой полтора метра был построен в Венгрии в 1964 году, а в 2010 году прошел капитальный ремонт, после которого теплоход как по техническому состоянию, так и по оборудованию кают и пассажирских помещений соответствует современным требованиям.

Основных факторов, препятствующих организации таких круизов, два: низкий уровень воды в реке и отсутствие пассажирских причалов. Низкий уровень воды (и обилие перекатов) в Вятке делает возможным движение по реке судна класса «Чапаева» только в короткий период половодья. Этот период приходится на начало мая. В связи с отсутствием пассажирских причалов вместе со специалистами Вятского района водных путей и гидросооружений для «Чапаева» подобраны удобные (и для судоводителей, и для туристов) места для подхода прямо к берегу.  Эти места перед приходом судна будут протралены, то есть дно будет очищено от предметов, которые могут помешать теплоходу. Для дополнительной безопасности плавания теплоход на всем протяжении пути будет сопровождаться путейским катерам, а в рубке будет постоянно находиться местный лоцман.

Весной 2011 года теплоход «Василий Чапаев» совершил первый заход на Вятку, поднявшись на сто километров от устья до города Вятские Поляны.

На май 2013 года запланирован круиз с посещением вятских городов Вятские Поляны, Уржум и Советск. В этих городах туристы побывают на экскурсиях, увидят местные достопримечательности и посетят музеи. Предусмотрены и стоянки в местах, удобных для близкого знакомства с природой края: это базы отдыха в Петропавловском и Потрепухино, в краях, которые называют «Вятской Швейцарией». Города Киров и Котельнич путешественники посетят во время автобусной экскурсии из Советска.

Планируется, что в 2014 году круиз продлится до Кирова. Дальнейшее развитие круизов по Вятке будет возможным в том случае, если река не окажется исключена из государственной программы гарантированных габаритов судовых ходов, что, безусловно, поставит крест на возможности сохранения и развития водных путешествий по ней.



Re: Советск
В принципе - да. Это один из вариантов развития круизов по Вятке. Яранск, кстати, тоже у нас на заметке, он интересен, но его пока не включили в программу как неречной город.
"государственной программы гарантированных габаритов судовых ходов"
А Луза в этой программе есть? Как вообще эти программы составляются - по региональному принципу или по бассейновому? Что в Кирове думают насчет паводковой навигации по Лузе? Как вообще реанимировать круизное судоходства в двинском бассейне? Неплохой базой мог бы стать, например, Котлас. Если загнать туда посудину вроде той, что недавно появилась на Печоре, можно было бы гонять в Архангельск, Вёрколу, Шенкурск, Вельск, Сыктывкар, Лальск, Никольск, Тотьму.
Лузы в программе нет. Эта река не относится к Кирову (Вятскому ГУВПиС), это Северо-Двинский бассейн. Решение принимается на федеральном уровне, но часть рек относят к финансированию из местных бюджетов на их усмотрение.
первые пароходы
Здравствуйте. Меня интересует вопрос: как назывались первые пароходы на Вятке в 1854 и 55 гг, а так же - кому они принадлежали? Спасибо.