Интерьеры парохода "Спартак"

В 1914 году вышел в первый рейс по Волге пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна", построенный по заказу пароходного общества "Самолет" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. В советское время пароход получил название "Спартак". Он работал на Волге много десятилетий, участвовал в двух войнах. В 1980-е годы "Спартак" работал на линии Горький - Астрахань вместе с трехпалубными теплоходами, по одному с ними расписанию. Последний рейс пароход выполнил в 1991 году, и после долгих лет отстоя и разграбления сгорел в затоне под Аксаем.

Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.

Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".

Давайте сегодня заглянем на пароход "Спартак", а в другой раз побываем на "Усиевиче".




В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.



Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.



Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.





Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":





















В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":



Выйдем на прогулочные палубы...





А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.





Свистки "Спартака":









"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.

Может быть, когда-нибудь будут построены похожие суда, но с современной "начинкой".
Спасибо за фотографии! Детали интерьеров восхитительны.
Я только до конца не знаю (и не уверен, что кто-то уже сможет достоверно подсказать), что там с постройки, а что появилось во время послевоенного капитального ремонта. Если не ошибаюсь, во время капитального ремонта верхний ярус надстройки "Спартака" разбирался до каркаса.
Старые пароходы на Волге
Спасибо, дорогой Александр Сергеевич! Прекрасно помню этот и другие пароходы постройки времён доисторического материализма. И некоторые термины вернулись: всегда носовое помещение на верхней палубе называли "рубка" (или "салон 1-го класса"). А вот пара отрывков из повестей Юрия Георгиевича Забусова:
--------------------------
"швейцар холодно доложил, что барыня отбыла венчаться со штабс-капитаном Кошкиным Петром Гавриловичем, а из церкви прямо отбудет пароходом в Нижний. К венчанью я опоздал. Посулив извозчику пять рублей, я погнал на пристань. Щёлкали флаги, взвивалась пыль, свежий ветер стыл на потном лбу. Я подбежал к дебаркадеру общества «Самолётъ» с третьим свистком. Отдавали чалки. Тиной пахла зеленоватая вода. Элиза и высокий темноусый офицер стояли у салона первого класса. Я закричал что-то, но голос мой слился со стуком колёсных плиц. Элиза долго смотрела в моё запрокинутое лицо, потом её фигура скрылась. «Великая княжна Татьяна» набрала ход и вскоре скрылась в пыльной дымке верхнего плёса." [полностью повесть напечатана здесь: http://kazan-journal.ru/pages/item/330-skazki-pleteneevskoy-bolnitsyi], комментарии к ней здесь -- http://kazan-journal.ru/pages/item/329-yuriy-zabusov-ne-raspadayutsya-staryie-svyazi и здесь -- http://kazan-journal.ru/pages/item/328-povest-ne-o-shamovskoy-bolnitse].
-----------------------------------
Петин папа и акушер Семёнов играли в странную игру. Под вечер они садились на пыльной завалинке и через трофейный цейсс разглядывали пароходы, появляющиеся над выпуклыми линзами верхнего и нижнего плёсов. Тогда ещё все пароходы были дореволюционной постройки, времён детства их отцов. Были, правда, три урода — теплоходы с канала «Москва-Волга», названные именами вождей. Два немолодых человека играли в с в о ё детство. Это была дуэль знатоков.
— Снизу. — Лёгкий. — Общества «Русь»? — Нет, узок. — «Самолёт».
— Нет, «Кавказ и Меркурий».
— Твоя правда, Емельяныч.
— «Тургенев»?
— Нет, у «Тургенева» окно носового салона круглое.
— Тогда «Великая княжна Татьяна», то есть «Спартак».
— Верно.
==================
Всё ушло из реальности, именно поэтому надо оставлять память о тех временах в записях, документах, фотографиях. Как Вы. Как другие. Как, вот, здесь -- https://docs.google.com/file/d/0B1tDLGLczW22Q1RVSkc3M0xvelE/edit -- (модели пассажирских волжских пароходов в исполнении инженера Урахчинского)
Ваш ЭГ
Полированное дерево, латунь, гобеленовые ткани.. Эти интерьеры потрясающе уютны и по особому теплы. Все основательное, долговечное, надежное. Единственное, чего бы хотелось в добавку, это пару аккуратно скрытых розеток на 220в. Пусть в современных судах и обеспечены комфорт, безопасность, но пластик, кожа и нержавейка никогда не дадут такого ощущения. И очень бывает приятно попасть на такой теплоход, где владельцы и экипаж как могут, сохраняют аутентичные интерьеры. Как пример, для меня, это 588-е на Енисее.
У старых интерьеров есть недостаток. Точнее два. Во первых они старые. То есть время свое берет и экипаж, как бы он не старался, к этому не причастен - трещинки, царапины, сколы, лак мутнеет. Второй - они пахнут, сильно. В основном из-за состарившегося лака. На фото это невозможно заметить, но жизнь туристам отравляет в прямом смысле. Они же не с красивыми фотографиями имеют дело :)
То есть дилемма такая: хочется максимально сохранить старое и красивое, но при этом не доставить неудобства людям.
Подобрать такой лак один-в один - архисложная задача. Реставрация возможна, если смыть, зачистить и залачить по новой. Но это удесятеряет стоимость отделочных работ (я не шучу, скорее всего я еще оптимист).
Стоимость новой отделки... Возьмите по каталогу стоимость шкафа из массива ценных пород, с резьбой, накладками-барельефами и латунной фурнитурой. Посчитайте площадь его фасада и переложите на площадь отделки коридоров, салонов, кают и т.п.
Но вот насчет пластика и прочей дешевки - абсолютно согласен. Есть отличные деревянные панели, уйма цветов, фактур и т.п. Смотрится нарядно, практично, уютно. Тоже недешево (относительно пластика). И не пахнет.
Классный пост! Спасибо, Саш!
Отличные фото, Александр. Мы с отцом заходили на "Спартака", когда тот стоял кажется в Саратове, в 1987 году. Тогда мне этот пароход показался больше и красивее чем наш 588 "Михаил Кутузов". Где-то на черно-белых фотопленках той поездки у меня есть фото этого парохода. Единственное, что жаль, что в России не сохранили ни один из этих пароходов, той самой дореволюционной постройки.

Edited at 2012-11-10 10:51 pm (UTC)
"Гоголь" на Двине не такого же типа разве?
Конструктивно он похож, но это совсем другой проект. К тому же у современного "Гоголя" от того парохода, что был построен в 1911 году, осталась только машина и котлы.
Спасибо, Александр! Только вот вчера опять с удовольствием посмотрели "Жестокий романс", и вот от вас сюрприз - знакомые интерьеры!
Александр, большое спасибо Вам за эту подборку, многое вспомнилось....
Я был пассажиром на борту "Спартака" во время его последнего рейса в середине лета 1991 года, он работал на транспортной линии Горький - Астрахань - Горький. И воспоминания от этого последнего рейса (а я прошёл весть маршрут - от Нижнего Новгорода до Астрахани и обратно) на всю жизнь врезались в память, настолько это было интересно.... Хотя сердце и сжималось во время этого рейса. Потому что я был единственный человек на борту, который с момента отправления из Горького уже знал о том, что пароход идёт в последний рейс. Поэтому и приехал специально из Москвы в Горький, чтобы успеть сходить на этом уникальном пароходе.
О том, что рейс последний, не знал ни капитан Резчиков, не знал никто из членов экипажа, не знали кассиры в городах на маршруте (когда шли обратно из Астрахани вверх - было много пассажиров, у которых были билеты с обратным возвращением из Горького, то есть например Волгоград - Горький - Волгоград). И никто не знал, что из Горького "Спартак" уже в новый рейс не пойдёт....
Что было интересно на "Спартаке", кроме замечательных интерьеров: прежде всего - балласт. В пролёте главной палубы (а пролёт был огромный!) было множество бочек с песком. И постоянно по громкой связи звучала команда вахтенного из рубки: "балласт на правый борт!" или "балласт на левый борт!". И вахтенные матросы перекатывали эти бочки на тот или иной борт. Происходило это из-за того, что пароход весьма лихо кренило при бортовом ветре, особенно в водохранилищах. И бочки с песком позволяли компенсировать этот крен (относительно, полностью выровнять пароход при сильном ветре всё равно не получалось). Очень интересны было наблюдать за манёврами при подходе к причалам и особенно при отходе. Вообще управлять "Спартаком" было намного сложнее, чем теплоходом любого проекта. Подруливающего нет, колёса вращались только синхронно, так как машина паровая была одна. И парусность у него была тоже хорошая, как у 305-го. Отход от причала "Спартака" выглядел так: вахтенный командовал: "отдаём кормовой, носовой не трогаем!". И пытался отвести корму от причала, работая колёсами то вперёд, то назад. Затем, когда это удавалось, звучала команда "быстро отдаём носовой!". После чего давался полный назад и пароход отскакивал назад под углом к причалу, чтобы не приложило обратно ветром... В общем, много чего там было интересного, есть что вспомнить. Ещё раз спасибо, Александр, за эту подборку.
Александр Сергеевич, а нет ли информации о том, какой архитектор составлял первоначальный проект оформления интерьеров парохода?
Вера Игоревна
Здравствуйте уважаемые друзья!
Большое спасибо за фото "Спартака"
У нас в семье считалось ,что автором интерьеров этих пароходов был мой прадед- Леонид Лиштван см. http://artrz.lfond.spb.ru/menu/1804645939/1805090976.html
А вот Анатолий Талыгин прислал мне ссылку на http://www.runiverse.ru.
и там обнаружился прадед на фото интерьера парохода " А.П. Мещерский"
Вера Игоревна, спасибо за ссылки и теплые слова!
(Anonymous)
Здравствуйте! В детстве, примерно в 1985 и 1987гг , я с родителями два раза плавала на этом теплоходе по Волге из Астрахани до Москвы и обратно.Круиз занимал 27 дней, 13 дней до Москвы и 14 обратно. Это было просто замечательно, и впечатления остались на всю жизнь.Помню это огромное колесо, пенящее воду, прекрасный ресторан, удобные каюты.В люксе конечно мы не плавали, но и в каюте первого класса тоже было очень хорошо. Пароход останавливался на каждой остановке, где был хоть какой-то причал, в плоть до мостков и можно было купаться прям возле корабля.Сейчас,я люблю смотреть Жестокий роман, только из-за этого старинного кораблика, и те кто не пережил таких впечатлений в детстве очень многое потеряли.Очень жаль, что такой прекрасный пароход закончил свою жизнь так бесславно,но я его помню и вот сейчас сижу и ищу круиз по Волге памятуя о том прекрасном воспоминании под названием СПАРТАК.
Спартак
(Anonymous)
и я тоже один раз плавала на этом теплоходе из Саратова в Астрахань и назад...Дедушке давали путевку, и мы втроем с бабушкой и дедушкой плавали...Воспоминания, конечно, неповторимые...Помню огромное колесо внизу, дедушка тогда водил и показывал, за счет чего движется теплоход, рассказывал, что такой остался на Волге один. Помню невероятные пейзажи за бортом и речной воздух. Помню, как нравилось ходить на завтраки-обеды-ужины в ресторан и делать заказ на следующий день...Эххх... детство...Спасибо Вам за то, что выложили эти фото.
(Anonymous)
Мой родственник, работал на СПАРТАКе механиком,а его жена буфетчицей.Как-то они меня,ребенка, взяли на борт прокатиться с пристани "Бармино" до Астрахани и обратно.Жаль давно было,в году 1970.
(Anonymous)
Вставлю свои пять копеек.
Весьма возможно, я плыл на нем в последнем рейсе летом 1991-го из Саратова, домой в Волгоград.
Мы с отцом ехали домой "от бабушки" в Оренбургской области. Из Саратова обычно ехали поездом в Волгоград, но тут почему-то решили по воде.
В кассе взяли билет. Просто просили двухместную каюту.
Пришли на пароход, разместились. Каюта не то, чтобы впечатлила. Была большая и квадратной формы. Отделана деревянными панелями. Потом уже, прогуливаясь по коридору, я посмотрел на план и увидел, что мы оказывается разместились в каюте "Люкс".
Вход в нее размещался прямо напротив лестницы. На 4-м фото его видно.
На фото люкса, кажется он да. Смутно уже помню. Вроде бы там да, была раковина. И, если не ошибаюсь, там были раковины и в других каютах.
Особо запомнились несколько вещей:
- двухъярусные (а-ля плацкарта) полки для людей на нижней палубе, на корме. Помещение с несколькими рядами деревянных двухъярусных полок для "простого люда". На том рейсе там никто не ехал, они пустыми стояли. Я думаю уже 60-х годов они пустовали, ибо выглядели эти места-условия слишком по-скотски. Но с другой стороны, наверняка это было достаточно дешево.
- сам паровой механизм. Там крутились огромные шатуны (или как они там называются - длинные железяки, которые крутят сами колеса парохода) и рабочий, смазывая детали, буднично так, проскользнул под одни шатуном, когда тот поднялся. Двигались шатуны с большой скоростью и его там запросто раздавило-переломало-размазало бы, замешкайся он. Меня это поразило. Доживи этот пароход до наших дней, я уверен, разные безбашенные типы такие подвиги снимали и выкладывали бы в Ютубе с пометкой "не для слабонервных".
Борис Деев (искать в "Контакте") о пароходе "Спартак"
(Anonymous)
Я "провожал" "Спартака" от Астрахани в последнем его рейсе. Мы плыли на сухогрузе без остановок, пароход шел быстрее, но со стоянками. Он был самым быстрым пассажирским судном на Волге, не считая "крылатых" -25 км/час! На рассвете он был у волжской лестницы в Волгограде, на своем постоянном месте. Потом обогнал нас и так было каждый день. Не знаю, почему по-Вашему о последнем рейсе парохода не знали на его борту. Наш капитан сказал об этом при первом обгоне. Продали его в английский музей флота за миллион наших советских рублей. Я поинтересовался, как собираются его туда доставить, по Балтике?. Капитан ответил -"через Средиземное море". Но ведь там Бискайский залив по пути! В-общем, простились мы с ним на подходе к Горькому. Я пассажиром плавал на "Урицком", "25 лет Октябрьской Революции" - подсчитайте, когда это 25-летие "праздновали"! Эти паротеплоходы с колесным приводом в 50-60 годы плавали с пассажирами. Туристы плавали на дизель-электроходах "В.И.Ленин" и "Советский Союз". В 60-е пошли двухпалубные "чехи" и венгры", позже 3-палубные "австрийцы". Видимо, Сормовский завод перешел на другую продукцию. Между прочим, все суда, построенные в Сормово, давали два гудка: -"У...УУУ", проходя мимо родного завода! Днем они терялись, но ночью каждые 10-20 минут далеко слышен был двойной гудок. "Гудками кого-то зовет пароход"... Он не звал, а говорил - я плаваю, я жив. В июле 1991-го Волга была пустая, проходили гуськом 3-4 "туриста", издали видны над ними чайки-попрошайки, около крупных городов вечером "речные трамвайчики" - "фильянчики" под музыку катали горожан. Старые речные теплоходы "убили" водохранилища, на Куйбышевском даже суда типа река-море должны во время штормов укрываться в устьях притоков.