11 000 морских миль на "Роттердаме": Греция – Коринф, Коринфский канал

Город и порт Пирей – морские ворота Афин.



Сегодня мы познакомимся с большим древним городом Коринфом, точнее, с тем, что от него осталось.

Путь в Коринф проходит через очень необычный мост.



Необычен этот мост потому, что проходит он над знаменитым Коринфским каналом.



Канал этот небольшой, длиной всего шесть километров. Но его значение для мореплавателей в свое время было очень велико. Дело в том, что огромный полуостров Пелопоннес соединяется с материком узким перешейком. И из-за этого перешейка морские суда делали очень большой крюк вокруг полуострова – целых четыреста километров.

Планы по строительству канала вынашивались с древних времен. Первая попытка была сделана коринфским правителем Периандром, которого причисляют к семи мудрецам Древней Греции. Он и вправду оставил после себя немало мудрых изречений, таких как «Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а всеобщей любовью» (при этом имея огромный штат личной охраны). Ему не чужды были остроумные решения. Убив в гневе жену и озаботившись, какой погребальный наряд ей подобрать, он приказал коринфским женщинам собраться в одном из храмов в нарядных одеждах, где их неожиданно окружили и раздели догола телохранители.

Так вот Периандр первым приступил к строительству канала, но быстро забросил эту идею: его убедили, что из-за разницы в уровнях воды в морях произойдет затопление полуострова. К идее строительства канала возвращались и римляне: Юлий Цезарь, затем Калигула, а император Нерон даже начал работы, но после его смерти дорогостоящий проект был свернут.

Канал построили только в 1893 году. Из-за небольших габаритов по нему могут проходить только небольшие суда, и поэтому в наши дни движение здесь не очень интенсивное: в среднем через канал проходят тридцать судов в день.





Большой и богатый в прошлом город Коринф существует и в наши дни. Но известен он в первую очередь своей историей – это город очень древний, и когда-то он был очень богатым.



В 146 году до нашей эры Коринф был до основания разрушен римским полководцем Луцием Муммием. Однако спустя сто лет Юлий Цезарь взялся за восстановление Коринфа. Именно остатки восстановленного (а практически построенного заново) римлянами города дошли до наших дней. В римские времена центр Коринфа выглядел примерно так:



Но одно здание греческих времен, архитектурно выделявшееся из окружения, сохранялось и при римлянах. Это был храм Аполлона: на рисунке выше он находится в центре в центре, под номером 1. А сейчас его руины выглядят таким образом:









Фонтан Главки – один из двух фонтанов римского Коринфа. О втором фонтане я чуть позже расскажу подробнее.



Вода к фонтанам поступала по водопроводу.







В западной части города находились магазины – здания были разделены на характерные небольшие помещения-лавки. Одно из таких помещений для наглядности реконструировано.







Огромный 150-метровый Южный портик украшали не только несколько десятков колонн, но и многочисленные статуи, вывезенные отсюда римлянами при грабеже города.











Фонтан Пирены был построен на месте одноименного источника в греческие времена, в VII веке до нашей эры, но в течение нескольких веков неоднократно перестраивался. Хотя фонтан выглядел довольно красиво, смысл его был сугубо практическим – в снабжении города водой.

Сохранившиеся стены вокруг фонтана относятся уже к римским временам. Как выглядело это сооружения при римлянах, можно увидеть на двух следующих рисунках.





Нижний ярус фонтана сохранился до наших дней.





Сохранилась и целая городская улица, вымощенная плитами.



На одной стороне этой улицы находился фонтан Пирены, а на другой – храм, название которого не дошло до наших дней. Предполагается, что это было не менее важное сооружение, чем греческий храм Аполлона.

Выглядел он примерно так:





А вот что дошло до наших дней:



В небольшом музее, находящемся рядом с местом раскопок, выставленные найденные в Коринфе римские статуи.



Рядом с центром города находились два театра. Один из них, вместимостью пятнадцать тысяч зрителей, был построен греками в V веке до нашей эры. В процессе реконструкции, сделанной в III веке до нашей эры, к арене был проведен водопровод, позволявший наполнять ее водой и использовать для разыгрывания морских сражений.



Меньших размеров Одеон был построен уже римлянами, в I веке до нашей эры. Он вмещал три тысячи зрителей, и сначала предназначался для музыкальных состязаний, а позднее – для гладиаторских боев.



На этом средиземноморская часть путешествия закончилась. Ровно в 16.00 «Роттердам» покинул Пирей. Впереди – новые страны.











Курс на юго-восток. Нас ждет Суэцкий канал.

(в прошлый раз мы знакомились с судами в порту Пирея)
Ух какой канал. Даже от фотографий дух захватывает.
А экскурсии по самому каналу не предлагались?