asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

11 000 морских миль на "Роттердаме": Суэцкий канал

Суэцкий канал соединяет Средиземное и Красное моря. Канал позволяет пройти судам из Европы в Индийский океан и далее в страны Азии и Австралию кратчайшим путем, не огибая Африку.

Два года назад мне довелось на однотипном «Амстердаме» пройти через Панамский канал, и вот теперь – второй (или даже первый) по значимости канал в мире – Суэцкий. Стоит ли говорить, что знакомство с этими грандиозными сооружениями для меня представляет большой интерес.

«Роттердам» подошел ко входу в канал в половине третьего ночи. Как правило, суда двигаются по каналу караванами, или, как здесь говорят, конвоями. Это связано с тем, что за исключением двух участков, движение судов по каналу одностороннее, и движение караваном позволяет увеличить его пропускную способность.

Как сообщил накануне капитан, один караван собирается стартовать от Порт-Саида в два часа ночи, другой – в шесть утра. Оба каравана нас с точки зрения соблюдения расписания устраивают, а заранее узнать, в какой караван нас возьмут, мы не можем: об этом скажет диспетчер по подходу «Роттердама» к Порт-Саиду.

Но когда мы подошли к Порт-Саиду, нас не поставили ни в один из этих караванов, а сказали следовать самостоятельно. И мы, взяв лоцмана, проследовали по каналу в одиночестве.



Справа по борту – Порт-Саид, крупный город в северной части Египта. С этим городом связаны боевые события 1956 года, когда город, находящийся в осаде британских войск, в течение суток держал глухую оборону (теперь Порт-Саид и Волгоград – города-побратимы). А проблема возникла из-за того, что в 1956 году президент Египта Насер принял решение национализировать Суэцкий канал, который до этого хотя и проходил по территории Египта, но фактически контролировался британскими вооруженными силами.

Потеря контроля над каналом не устраивала не только британцев, но и США, поскольку терялся контроль над перевозкой нефти с Ближнего Востока. А кроме того, Египет, несмотря на международные требования, отказывался пропускать через Суэцкий канал израильские суда, отвечая, что об этом не просто не может быть и речи, но и вообще хорошо бы, чтоб Израиля не осталось на карте мира.

В итоге был задуман такой план действий. Израиль нападает на Египет, а «обеспокоенные ситуацией в зоне Суэцкого канала» англичане и французы вторгаются в зону канала и восстанавливают контроль над ней. В качестве бонуса Израиль получает прилегающий к каналу Синайский полуостров. Таким образом, канал становится границей между враждующими государствами, а миротворческие Великобритания и Франция помогают эту границу охранять (попутно контролируя все перевозки по каналу). Глава Израиля Бен-Гурион так увлекся идеей, что хотел в процессе предстоящей операции еще и отхватить себе часть Иордании, но на это англичане и французы отреагировали скептически: где канал, а где Иордания, и не лучше ли сосредоточиться на Египте.

Все три сговорившихся стороны, напав на Египет, успешно разгромили египетские войска и установили контроль над каналом. Вот только Порт-Саид доставил немало неприятностей англо-французскому десанту, который не смог взять город «с ходу». Синайский полуостров в результате этой войны отошел к Израилю. Правда, ненадолго, но об этом чуть позже.

Итак, с правого борта – жилые кварталы Порт-Саида, в котором через два дня после прохода «Роттердама» вспыхнут уличные волнения, связанные с решением египетского суда казнить зачинщиков недавних беспорядков во время футбольного матча (тогда погибло много болельщиков).



Слева по ходу – Порт-Фуад, город-порт, спутник Порт-Саида.













Несмотря на поздний (или уже ранний) час, на палубах – много энтузиастов с фотоаппаратами.









Утром «Роттердам», пройдя северный участок канала, вышел на внутреннее на озеро Тимсах, и встал на нем на рейд в ожидании встречного конвоя.



Стоянка продлилась около пяти часов. Теплоход стоял напротив большого города Исмаилия, который был основан одновременно со строительством канала в качестве обслуживающей базы строительства.



Временами возникало странное ощущение: флагманский лайнер компании Holland America Line стоит на якоре… но не в море, а на озере посреди Египта. А вокруг идет египетская жизнь, и мулла призывает на молитву.



Вот и встречный караван. Пассажирского движения по каналу почти нет. Точнее, оно эпизодическое: круизные лайнеры проходят канал, только когда совершают дальние или кругосветные круизы, что бывает очень редко. Также через канал проходят круизные суда, которые меняют один круизный регион на другой. Но в последние годы круизные компании стараются по возможности исключать Суэцкий канал из своих маршрутов по причине активных действий сомалийских пиратов в Аденском заливе и прилегающих к нему водах. Мы пойдем через Аденский залив позже, и я еще вернусь к этой теме.

А ходят через Суэцкий канал в основном крупные контейнеровозы, для которых сокращение расстояния при движении между Европой и Азией весьма существенно, и безусловно стоит тех 210 тысяч долларов, которые с среднем платит каждое судно за проход канала.







Теперь начинаем двигаться и мы, и снова в одиночестве – попутных судов нет. Но так бывает не всегда: в некоторые дни в море с обеих сторон канала выстраиваются огромные многодневные очереди на вход.





Итак, мы идем по Суэцкому каналу. Идея соединить Средиземное и Красное моря возникла в незапамятные времена, и, как минимум два раза, реализовывалась в древности. Первый канал между Нилом и Красным морем был прорыт египтянами примерно три тысячи лет назад. Второй канал появился в III веке до нашей эры, есть свидетельства судоходства по нему. Согласно одной из версий, второй канал представлял собой расчищенный и углубленный старый канал, задолго до того момента прекративший свое существование. Но спустя сто или двести лет канал был заброшен, а позднее по политико-экономическим соображениям засыпан. Идея строительства канала была и у Наполеона, но дело закончилось только созданием проекта.

Все существовавшие на тот момент прецеденты строительства и нереализованные проекты заключались в соединении Нила с Красным морем. Но в середине XIX века французский дипломат Фердинанд де Лессепс предложил другую идею – соединить непосредственно два моря. К тому времени расчеты однозначно показали, что Средиземное и Красное моря находятся на одном уровне, и шлюзы на канале не потребуются.

Лессепс и возглавил начавшееся в 1859 году строительство. Оно шло с колоссальными трудностями и огромными затратами, значительно перекрывшими изначально запланированные. Канал был торжественно открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.









При движении по каналу с севера на юг (из Средиземного моря в Красное) бросается в глаза отличие двух берегов. Правый берег застроен и озеленен, тогда как левый представляет собой пустыню с редкими одиноко стоящими постройками, в основном военными постами.





Левый по движению судна берег – это как раз и есть Синайский полуостров, о котором говорилось выше. После того, как в 1956 году Израиль захватил Синайский полуостров, СССР выступил с требованием вернуть его, угрожая применением против стран – участниц прошедшей операции (а это еще и Франция с Великобританией) ядерного оружия. Это вызывало опасения ядерной войны у США, поэтому давление на Израиль СССР и США оказывали совместно, и добились успеха: израильтяне ушли с полуострова.

Обстановка в регионе, впрочем, оставалась крайне напряженной, и в 1967 году арабские страны и Израиль столкнулись в непродолжительной, но кровопролитной войне, которую называют шестидневной. Израиль одержал в этой войне убедительную победу, причем с относительно небольшими относительно арабских стран, особенно Египта, потерями. Синайский полуостров снова отошел к Израилю, за исключением упомянутого выше Порт-Фуада, который египтяне смогли удержать за собой.

С этого момента движение по Суэцкому каналу прекратилось на несколько лет. Закрытие канала произошло настолько внезапно, что на канале на все эти годы остались запертыми четырнадцать судов, о чем я еще расскажу ниже.

В 1973 году Египет предпринял попытку вернуть утраченные шестью годами ранее земли, и, заручившись поддержкой Сирии, начал новую войну против Израиля. Война снова закончилась большими жертвами со всех сторон и поражением Египта. Что же касается Сирии, то израильские войска продвинулись по ее территории почти до самой столицы – Дамаска, и только международное вмешательство остановило развитие событий.

В 1975 году Суэцкий канал наконец был открыт для движения судов.

В 1978 году, при посредничестве США, между Египтом и Израилем был подписан мирный договор, согласно которому Израиль был вынужден вернуть Синайский полуостров Египту. Однако до сих пор полуостров, как это видно и с борта идущего по Суэцкому каналу судна, почти не заселен.











Перед Большим Горьким озером трасса канала расширяется; движение судов становится двусторонним, разделенным песчаной косой.





В воде Суэцкого канала, кстати, можно наблюдать множество медуз из Красного моря. Светлые пятна на фото – это они:





Оставив справа по борту небольшой город Абу Султан, теплоход выходит в Большое Горькое озеро.



Большое Горькое озеро существовало в древние времена, а затем пересохло, оставив после себя лишь глубокую котловину. Этой котловиной и воспользовались строители Суэцкого канала, подведя к ней с двух сторон воду по каналам из Красного и Средиземного морей. Будь это озеро изолировано от морей, оно бы снова пересохло, но водный запас озера постоянно пополняется морской водой.



В 1967 году в ходе Шестидневной войны израильтяне затопили несколько судов на фарватере Суэцкого канала. В результате на Большом Горьком озере оказались заблокированы четырнадцать грузовых судов под флагами разных стран: Великобритании, США, ФРГ, Швеции, Норвегии, Польши, Болгарии и Чехословакии.

Все суда стояли на озере целых восемь лет, до расчистки и открытия канала. На всех судах находились сменные команды, которые, передружившись между собой, основали «Ассоциацию Большого Горького озера». Помимо проведения совместных мероприятий, ассоциация выпускала марки, которые наклеивались на конверты, и отправлялись через ближайший крупный город – Исмаилию. Эти марки в короткий срок стали такой филателистической ценностью, что появились целые выпуски подделок, отличавшихся более высоким качеством печати.



Из Большого Горького озера теплоход переходит в Малое Горькое озеро, а затем входит в следующий соединительный канал.







Типичный ландшафт левого берега на этом участке (Синай):



А это – обжитый правый берег:





И снова берег левый:





















Вот уже показались огни Суэца – города на берегу Суэцкого залива Красного моря.





















Миновав Суэц, «Роттердам» уже в полной темноте вышел в море.

В следующий раз мы побываем в небольшом египетском порту.

(предыдущая остановка - Пирей, Греция)
Tags: Египет, круизы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments