Два года назад мне довелось на однотипном «Амстердаме» пройти через Панамский канал, и вот теперь – второй (или даже первый) по значимости канал в мире – Суэцкий. Стоит ли говорить, что знакомство с этими грандиозными сооружениями для меня представляет большой интерес.
«Роттердам» подошел ко входу в канал в половине третьего ночи. Как правило, суда двигаются по каналу караванами, или, как здесь говорят, конвоями. Это связано с тем, что за исключением двух участков, движение судов по каналу одностороннее, и движение караваном позволяет увеличить его пропускную способность.
Как сообщил накануне капитан, один караван собирается стартовать от Порт-Саида в два часа ночи, другой – в шесть утра. Оба каравана нас с точки зрения соблюдения расписания устраивают, а заранее узнать, в какой караван нас возьмут, мы не можем: об этом скажет диспетчер по подходу «Роттердама» к Порт-Саиду.
Но когда мы подошли к Порт-Саиду, нас не поставили ни в один из этих караванов, а сказали следовать самостоятельно. И мы, взяв лоцмана, проследовали по каналу в одиночестве.
Справа по борту – Порт-Саид, крупный город в северной части Египта. С этим городом связаны боевые события 1956 года, когда город, находящийся в осаде британских войск, в течение суток держал глухую оборону (теперь Порт-Саид и Волгоград – города-побратимы). А проблема возникла из-за того, что в 1956 году президент Египта Насер принял решение национализировать Суэцкий канал, который до этого хотя и проходил по территории Египта, но фактически контролировался британскими вооруженными силами.
Потеря контроля над каналом не устраивала не только британцев, но и США, поскольку терялся контроль над перевозкой нефти с Ближнего Востока. А кроме того, Египет, несмотря на международные требования, отказывался пропускать через Суэцкий канал израильские суда, отвечая, что об этом не просто не может быть и речи, но и вообще хорошо бы, чтоб Израиля не осталось на карте мира.
В итоге был задуман такой план действий. Израиль нападает на Египет, а «обеспокоенные ситуацией в зоне Суэцкого канала» англичане и французы вторгаются в зону канала и восстанавливают контроль над ней. В качестве бонуса Израиль получает прилегающий к каналу Синайский полуостров. Таким образом, канал становится границей между враждующими государствами, а миротворческие Великобритания и Франция помогают эту границу охранять (попутно контролируя все перевозки по каналу). Глава Израиля Бен-Гурион так увлекся идеей, что хотел в процессе предстоящей операции еще и отхватить себе часть Иордании, но на это англичане и французы отреагировали скептически: где канал, а где Иордания, и не лучше ли сосредоточиться на Египте.
Все три сговорившихся стороны, напав на Египет, успешно разгромили египетские войска и установили контроль над каналом. Вот только Порт-Саид доставил немало неприятностей англо-французскому десанту, который не смог взять город «с ходу». Синайский полуостров в результате этой войны отошел к Израилю. Правда, ненадолго, но об этом чуть позже.
Итак, с правого борта – жилые кварталы Порт-Саида, в котором через два дня после прохода «Роттердама» вспыхнут уличные волнения, связанные с решением египетского суда казнить зачинщиков недавних беспорядков во время футбольного матча (тогда погибло много болельщиков).
Слева по ходу – Порт-Фуад, город-порт, спутник Порт-Саида.
Несмотря на поздний (или уже ранний) час, на палубах – много энтузиастов с фотоаппаратами.
Утром «Роттердам», пройдя северный участок канала, вышел на внутреннее на озеро Тимсах, и встал на нем на рейд в ожидании встречного конвоя.
Стоянка продлилась около пяти часов. Теплоход стоял напротив большого города Исмаилия, который был основан одновременно со строительством канала в качестве обслуживающей базы строительства.
Временами возникало странное ощущение: флагманский лайнер компании Holland America Line стоит на якоре… но не в море, а на озере посреди Египта. А вокруг идет египетская жизнь, и мулла призывает на молитву.
Вот и встречный караван. Пассажирского движения по каналу почти нет. Точнее, оно эпизодическое: круизные лайнеры проходят канал, только когда совершают дальние или кругосветные круизы, что бывает очень редко. Также через канал проходят круизные суда, которые меняют один круизный регион на другой. Но в последние годы круизные компании стараются по возможности исключать Суэцкий канал из своих маршрутов по причине активных действий сомалийских пиратов в Аденском заливе и прилегающих к нему водах. Мы пойдем через Аденский залив позже, и я еще вернусь к этой теме.
А ходят через Суэцкий канал в основном крупные контейнеровозы, для которых сокращение расстояния при движении между Европой и Азией весьма существенно, и безусловно стоит тех 210 тысяч долларов, которые с среднем платит каждое судно за проход канала.
Теперь начинаем двигаться и мы, и снова в одиночестве – попутных судов нет. Но так бывает не всегда: в некоторые дни в море с обеих сторон канала выстраиваются огромные многодневные очереди на вход.
Итак, мы идем по Суэцкому каналу. Идея соединить Средиземное и Красное моря возникла в незапамятные времена, и, как минимум два раза, реализовывалась в древности. Первый канал между Нилом и Красным морем был прорыт египтянами примерно три тысячи лет назад. Второй канал появился в III веке до нашей эры, есть свидетельства судоходства по нему. Согласно одной из версий, второй канал представлял собой расчищенный и углубленный старый канал, задолго до того момента прекративший свое существование. Но спустя сто или двести лет канал был заброшен, а позднее по политико-экономическим соображениям засыпан. Идея строительства канала была и у Наполеона, но дело закончилось только созданием проекта.
Все существовавшие на тот момент прецеденты строительства и нереализованные проекты заключались в соединении Нила с Красным морем. Но в середине XIX века французский дипломат Фердинанд де Лессепс предложил другую идею – соединить непосредственно два моря. К тому времени расчеты однозначно показали, что Средиземное и Красное моря находятся на одном уровне, и шлюзы на канале не потребуются.
Лессепс и возглавил начавшееся в 1859 году строительство. Оно шло с колоссальными трудностями и огромными затратами, значительно перекрывшими изначально запланированные. Канал был торжественно открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.
При движении по каналу с севера на юг (из Средиземного моря в Красное) бросается в глаза отличие двух берегов. Правый берег застроен и озеленен, тогда как левый представляет собой пустыню с редкими одиноко стоящими постройками, в основном военными постами.
Левый по движению судна берег – это как раз и есть Синайский полуостров, о котором говорилось выше. После того, как в 1956 году Израиль захватил Синайский полуостров, СССР выступил с требованием вернуть его, угрожая применением против стран – участниц прошедшей операции (а это еще и Франция с Великобританией) ядерного оружия. Это вызывало опасения ядерной войны у США, поэтому давление на Израиль СССР и США оказывали совместно, и добились успеха: израильтяне ушли с полуострова.
Обстановка в регионе, впрочем, оставалась крайне напряженной, и в 1967 году арабские страны и Израиль столкнулись в непродолжительной, но кровопролитной войне, которую называют шестидневной. Израиль одержал в этой войне убедительную победу, причем с относительно небольшими относительно арабских стран, особенно Египта, потерями. Синайский полуостров снова отошел к Израилю, за исключением упомянутого выше Порт-Фуада, который египтяне смогли удержать за собой.
С этого момента движение по Суэцкому каналу прекратилось на несколько лет. Закрытие канала произошло настолько внезапно, что на канале на все эти годы остались запертыми четырнадцать судов, о чем я еще расскажу ниже.
В 1973 году Египет предпринял попытку вернуть утраченные шестью годами ранее земли, и, заручившись поддержкой Сирии, начал новую войну против Израиля. Война снова закончилась большими жертвами со всех сторон и поражением Египта. Что же касается Сирии, то израильские войска продвинулись по ее территории почти до самой столицы – Дамаска, и только международное вмешательство остановило развитие событий.
В 1975 году Суэцкий канал наконец был открыт для движения судов.
В 1978 году, при посредничестве США, между Египтом и Израилем был подписан мирный договор, согласно которому Израиль был вынужден вернуть Синайский полуостров Египту. Однако до сих пор полуостров, как это видно и с борта идущего по Суэцкому каналу судна, почти не заселен.
Перед Большим Горьким озером трасса канала расширяется; движение судов становится двусторонним, разделенным песчаной косой.
В воде Суэцкого канала, кстати, можно наблюдать множество медуз из Красного моря. Светлые пятна на фото – это они:
Оставив справа по борту небольшой город Абу Султан, теплоход выходит в Большое Горькое озеро.
Большое Горькое озеро существовало в древние времена, а затем пересохло, оставив после себя лишь глубокую котловину. Этой котловиной и воспользовались строители Суэцкого канала, подведя к ней с двух сторон воду по каналам из Красного и Средиземного морей. Будь это озеро изолировано от морей, оно бы снова пересохло, но водный запас озера постоянно пополняется морской водой.
В 1967 году в ходе Шестидневной войны израильтяне затопили несколько судов на фарватере Суэцкого канала. В результате на Большом Горьком озере оказались заблокированы четырнадцать грузовых судов под флагами разных стран: Великобритании, США, ФРГ, Швеции, Норвегии, Польши, Болгарии и Чехословакии.
Все суда стояли на озере целых восемь лет, до расчистки и открытия канала. На всех судах находились сменные команды, которые, передружившись между собой, основали «Ассоциацию Большого Горького озера». Помимо проведения совместных мероприятий, ассоциация выпускала марки, которые наклеивались на конверты, и отправлялись через ближайший крупный город – Исмаилию. Эти марки в короткий срок стали такой филателистической ценностью, что появились целые выпуски подделок, отличавшихся более высоким качеством печати.
Из Большого Горького озера теплоход переходит в Малое Горькое озеро, а затем входит в следующий соединительный канал.
Типичный ландшафт левого берега на этом участке (Синай):
А это – обжитый правый берег:
И снова берег левый:
Вот уже показались огни Суэца – города на берегу Суэцкого залива Красного моря.
Миновав Суэц, «Роттердам» уже в полной темноте вышел в море.
В следующий раз мы побываем в небольшом египетском порту.
(предыдущая остановка - Пирей, Греция)