11 000 морских миль на "Роттердаме": пираты Аденского залива

Суда, идущие через Суэцкий канал в Азию, пройдя Красное море, попадают в Аденский залив, где их поджидает опасность: пираты.



Как видно на карте, на которую нанесен фактический маршрут движения «Роттердама», обойти Аденский залив невозможно. Остается принимать меры, снижающие риск пиратской атаки. В первую очередь это – движение рекомендованным морским коридором (на фото внизу он начинается от точки поворота южнее Адена). Этот коридор патрулируется военными судами, но охватить такую огромную территорию, как весь этот коридор, военные не в состоянии, поэтому нападения на суда, включая и круизные, случаются и здесь.



Кто такие сомалийские пираты? После того, как раздираемая гражданской войной Сомали перестала существовать как целое государство, и в ней не стало централизованной (а точнее – никакой) экономики, единственным источником дохода для жителей многих прибрежных населенных пунктов стали нападения на проходящие суда.

Нападения начались с 2004 года, а в настоящее время происходят регулярно. Как правило, пиратов интересует выкуп, который они могут получить за судно и заложников, поэтому последние как правило остаются в живых. Но бывают и исключения.

Современные пираты выглядят не так:



Скорее, так:



Они неплохо оснащены: у них есть не только оружие и быстроходные лодки, но и современные навигационные приборы. Целью пиратов как правило выступают крупные грузовые суда, которых в этом районе всегда много. Более сложной, но тоже желанной целью пиратов является захват круизных судов: они дорогие сами по себе, и на их борту много потенциальных заложников.

Первая атака сомалийских пиратов на круизное судно произошла 5 ноября 2005 года, когда пираты попытались захватить лайнер Seaborn Spirit. Судно подверглось обстрелу из гранатометов и получило повреждения; экипаж задействовал водометы и звуковые пушки. Атака была сорвана, в ее процессе никто серьезно не пострадал, хотя был контужен один из сотрудников службы безопасности лайнера.

28 ноября 2008 года пиратские катера приблизились к круизному лайнеру Astor (бывший советский теплоход «Федор Достоевский»), следовавшему из Шарм-Эль-Шейха в Дубай. Атака не состоялась из-за приближения военного судна.

А спустя всего два дня, 30 ноября, довольно крупное круизное судно Nautica компании Oceania Cruises, которое двигалось строго по коридору безопасности Аденского залива, было неожиданно атаковано катерами, которые перед этим маскировались под рыбаков. По круизному судну был открыт огонь и оно получило повреждения, однако, увеличив ход, смогло уйти от пиратов.

3 декабря того же года кипрское круизное судно Athena было атаковано тремя десятками пиратских лодок, но команда смогла отбить нападение, применив водометы.

25 апреля 2009 года произошла попытка захвата круизного судна MSC Melody, едва не закончившаяся успехом. Пираты открыли по судну огонь из автоматов, и начали забираться на борт. В первые минуты атаки пассажиры приняли деятельное участие в происходящем, сбрасывая на пытающихся подняться на борт вооруженных пиратов палубную мебель. Команда применила водометы, которые не помогли, а затем ракетницы. В конце концов пираты отступили, но специалисты, изучившие ход событий, считают это большим везением.

В мае 2010 года было атаковано круизное судно Oceanic, которое пираты пытались забросать гранатами. Против пиратов были применены водометы, а Oceanic стал выполнять зигзагообразные маневры, в результате атака была сорвана.

И, наконец, совсем недавно, 26 ноября 2012 года, пираты попытались окружить круизный лайнер Azamara Journey и открыли стрельбу по нему, но после предупредительных выстрелов из ракетниц отступили.

Кроме этих случаев, были и другие, когда пираты приближались к круизным судам, но не начинали атаку.



Если учесть, что через этот район проходит не так много круизных судов, то опасность для круизного судна быть атакованным пиратами вполне реальная и не такая уж маловероятная. Поэтому на тех судах, маршруты которых проходят через Аденский залив и прилегающие к нему районы, принимаются меры безопасности. Не стал исключением и «Роттердам».

Во-первых, на палубах была выставлена круглосуточная вахта сотрудников безопасности, наблюдающая за морем с использованием специальных светочувствительных приборов.

Во-вторых, на все дни, пока судно шло через опасные воды, в темное время суток действовал режим светомаскировки. Это означает, что все шторы должны быть плотно задраены, свет в общественных помещениях должен быть приглушен, а на палубе – выключен. Конечно, полностью замаскировать большой круизный лайнер невозможно, но смысл светомаскировки заключается в двух вещах. Первое – пираты не должны понять, что идет именно круизное судно. Второе – свет не должен мешать службе безопасности наблюдать за морем. Меня, признаться, иногда слегка раздражало, что вечерами на борту стало негде почитать книгу (ничего не видно), кроме как в каюте за задраенными шторами. Но безопасность, конечно, важнее.

В третьих, на палубах «Роттердама» были установлены водометы.



Перед входом в зону действия пиратов пассажиров собрали на инструктаж, где рассказали, как вести себя в случае захвата судна. Основное, что надо сделать – это покинуть каюты и оставаться в коридорах – там меньше шансов быть убитыми из гранатомета.

Понимаю, что это странно звучит, но во мне просыпается что-то вроде белой зависти к тому пассажиру лайнера Seaborn Spirit, который сфотографировал целящегося в судно пирата с гранатометом. Это гораздо лучше, чем всю жизнь просидеть в безопасном офисе. А во-вторых – получилась забавная фотография.



На следующих двух фотографиях – испытания водометных пушек.





Впрочем, «Роттердам» миновал опасную зону без происшествий.



До настоящего момента, несмотря на ряд попыток, пиратам пока не удалось захватить ни одного круизного судна. Будем надеяться, что этого и не произойдет. Но для этого надо не только принимать меры на самих судах, и не только осуществлять патрулирование военными кораблями (что на таком большом пространстве малоэффективно). Но надо еще и на самом деле хотеть победить пиратство в Аденском заливе. Есть ощущение, что сверхдержавы, как ни странно, заинтересованы в пиратах… Но это – уже совсем другая тема.

---------

Теперь я сделаю небольшой перерыв в публикации рассказов об этом круизе. До сегодняшнего дня я публиковал заранее подготовленные материалы, которые готовил месяц назад, во время отпуска. Они закончились, надо писать новые (про азиатскую часть круиза), а времени на это пока нет. Так что надеюсь продолжить публикации через пару недель; спасибо всем читателям!
Tags:
Я чего-то не завидую тому путешественнику, который сфоткал гранотомётчика в лодке. Это не безобидные египетские попрошайки-приставалы. Если бы шмальнул мало не показалось бы...
А вообще-то мне лично жаль африканский народ. Нужда вынуждает их заниматься таким отвратным ремеслом как пиратство. Дай Бог, чтобы в нашей стране такого не случилось!
А он и шмальнул. По случайности никто не пострадал, но теплоход получил повреждения.

Насчет нужды - да, но, полагаю, за этим бизнесом стоят влиятельные международные силы.
Буду с нетерпением ждать продолжения. :)
а сколько было таких вечеров когда нельзя было вечером почитать? неужели успело надоесть? :)
мне кажется не то что читать и спать не должно было хотеться...интересно ж :)
Вечеров десять общей сложностью: где-то шесть до Эмиратов и четыре после. Зона охвата очень большая. Ну в каюте-то можно было почитать, просто иногда хочется это сделать в уютном салоне. Да это так уже, баловство. :))
нда, прилично дней...тогда понятно...столько дней-"коту под хвост" и ни одного пирата :(
Да нет, круиз шел своим чередом, все было хорошо. :)
Ждем... Ждем... Ждем... Особенно про Эмираты.
И Фоток города побольше. :) Наверняка нты не смог посетить многих интересных мест. :)
Ну конечно многое не увидел. Такова специфика морских круизов: за время стоянки все увидеть не успеваешь. Но впечатлений все равно хватает. :))
Прекрасен ваш круиз! Завидую...

Александр, по поводу защиты от пиратов. Оружие на борту всё ещё запрещено, я так понимаю, и никаких подвижек нет в этом направлении? И даже нельзя нанять вооружённую охрану на время прохождения опасного района?
Оружие на борту так и запрещено в любом виде, в этом плане никаких подвижек.
А какие международными и внутренними актами, если не секрет, ограничен оборот оружия в гражданском флоте ? И на кого полагаться в защите ?
круизной компании можно сделать аттракцион - симуляция нападения пиратов на судно) всегда было интерестно смотреть на такие вещи, например в цаган-амане)