Третья жизнь волжского парохода "Память Азина"

В северной части Будапешта, почти в пригородной зоне, стоит колесный пароход Aquamarina, на борту которого оборудована гостиница. Когда-то этот пароход ходил по Волге и назывался «Память Азина».

В 1903 году по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий» на Сормовских заводах в Нижнем Новгороде был построен пароход «Великий князь Александр Михайлович» для работы на линии Нижний Новгород – Астрахань. Надо сказать, что в первую декаду XX века, в отличие от конкурентов, общество «Кавказ и Меркурий» практически не строило новый флот (зато с 1911 по 1917 год для этого общества была построена блестящая серия винтовых теплоходов, три из которых работали до 1991 года - но это уже другая история).

Так вот, «Великий князь Александр Михайлович» и однотипный пароход «Императрица Мария Федоровна» были в числе всего четырех судов, построенных обществом «Кавказ и Меркурий» за десятилетие. Главными достоинствами этих пароходов были высокая скорость и чуть ли не рекордная грузоподъемность (более семисот тонн).

Каюты всех трех классов находились на второй палубе и насчитывали общей сложностью 176 спальных мест. Зато общее помещение четвертого класса палубой ниже могло вместить более тысячи человек! По тем временам это было обычным соотношением между классами (сожалеющие, что не жили в блестящие царские времена, могут подсчитать на этом примере свою невысокую вероятность оказаться среди "чистой публики"). Пассажиры четвертого класса на вторую палубу не допускались.



После революции, когда имущество пароходных обществ было национализировано, пароход продолжил работу на той же линии, но сменил название – сначала на «Харьков», потом на «Память товарища Азина», и наконец на более краткое «Память Азина».

Примерно в двадцатые годы была перестроена надстройка парохода, что в те времена не было из ряда вон выходящим делом. Деревянная надстройка любого парохода во время капитального ремонта могла быть полностью разобрана, и построена заново.

Новый облик «Памяти Азина» запечатлен на следующей фотографии. В таком виде пароход прошел Великую Отечественную войну, перевезя на своем борту в условиях атак немецкой авиации, рискуя подорваться на мине, десятки тысяч людей: военных, раненых, эвакуируемых, а также необходимые для фронта грузы.



В 1950-е годы пароход встал на капитальный ремонт. Фактически он был построен заново: изготовленная сормовскими мастерами паровая машина была перенесена со старого парохода в новый корпус; надстройка тоже была сделана заново с нуля. Интересно, что когда новый пароход «Память Азина» был уже почти достроен, старый пароход с тем же именем, но уже без машины, служил общежитием неподалеку.

Рождением нового парохода «Память Азина», таким образом, можно считать 1957 год, хотя многие называют 1903-й, когда появился его предшественник. И эта дата тоже имеет право на жизнь, ведь в старые времена машина парохода считалась как бы его самой главной частью. Все можно было поменять: корпус, надстройку, палубные механизмы, но пока была жива оригинальная машина, считался живым и пароход.

Облик нового парохода получился вполне современным. Но сам пароход оказался тяжеловатым на маневрах; судоводители должны были привыкать к его характеру. При этом скорость «Памяти Азина» оказалась чуть ниже требуемой для работы на скорых линиях, поэтому из расписания парохода были исключены заходы в некоторые небольшие населенные пункты.


Фото Андрея Михайловского

«Память Азина» был поставлен на линию Ярославль – Астрахань, а позднее – Горький – Астрахань. С 1966 по 1989 год им бессменно командовал известный волжский капитан Валентин Дмитриевич Мелешкин – не только искусный судоводитель, но и знаток речной истории и собиратель волжской старины.

К концу 1980-х годов на Волге в работе остались всего три колесных парохода, и все – дореволюционной постройки. Главное внимание пассажиров обычно притягивали пароходы «Володарский» и «Спартак». Знаменитые «княжны», построенные в 1914 году, были вершиной российского речного судостроения до революции – как в техническом плане, так и в плане комфорта пассажиров (здесь можно посмотреть некоторые интерьеры «Спартака»). «Память Азина», тоже безусловно привлекавший внимание своей необычной архитектурой, был скорее «рабочей лошадкой» астраханской линии.

Пассажиров на колесные пароходы привлекал не только их внешний вид. Существовали и другие преимущества. За счет колесной схемы эти пароходы имели плавный, без вибрации и шума, ход. Внутри деревянной надстройки даже в разгар лета не было жарко.


Фото p309kk, отсюда

Вывод волжских колесных пароходов из эксплуатации был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, все сложнее становилось поддерживать их в годном для работы состоянии – по корпусам, надстройкам, механизмам. Во-вторых, все меньше и меньше оставалось механиков, специализирующихся на паровых машинах. В третьих, на Волге ликвидировались станции для бункеровки судов мазутом. В четвертых, эти суда строились без расчета на эксплуатацию в волжских водохранилищах, и даже после подкрепления корпусов им запрещалось выходить в некоторые водохранилища после 30 сентября, что ограничивало срок их навигации.

Последний рейс «Память Азина» совершил в 1991 году, после чего был поставлен на отстой в затоне Память Парижской коммуны под Нижним Новгородом ждать покупателя. Покупатель вскоре появился: бизнесмен из Албании, купивший пароход для перестройки в гостиницу на Дунае. В 1993 году «Память Азина» покинул родной затон на буксире, а в 1994 году был законвертован для перехода морем, и отбуксирован через Азовское и Черное моря на Дунай – сначала в Болгарию, затем в Венгрию.

На старый корпус парохода, без демонтажа основных механизмов, была установлена новая двухъярусная надстройка. Внешний облик судна во многом сохранился, но, попав внутрь, понимаешь, что все здесь построено заново.



Пароход стоит в северной части Будапешта на правом берегу Дуная. Этот тихий район называется Обуда. Самый приятный способ попадания отсюда в Будапешт - речной: небольшие рейсовые суда регулярно отправляются в центр города прямо от борта "Памяти Азина".



На месте бывшего кормового пролета оборудован холл и служба размещения гостей.





Между кормовым и носовым пролетами, когда пароход находился в работе, шли два коридора, а между ними были стены с окнами, через которые можно было увидеть работающую паровую машину. Сейчас на этом месте оборудован бар, но паровую машину отсюда увидеть можно и сейчас.







Обратите внимание на стеклянный пол. Под ним – сохранившееся машинное отделение парохода.







Доступ в машинное отделение для гостей обычно закрыт, но для меня служащие отеля (к слову, дорожащие историей парохода) сделали исключение, что было очень любезно с их стороны. Спускаемся «в машину». Здесь – настоящий старый пароход дореволюционной постройки.

Вот оно, сердце парохода – машина. Точнее, ее цилиндры. Внутри цилиндров находились поршни. Пар, подававшийся в цилиндры из котлов (они стояли в соседнем помещении), приводил эти поршни в движение.



От поршней через шатуны (на следующем фото хорошо виден один из шатунов, он выкрашен в зеленый и красный цвета) приводился в движение вал (выкрашен в красный цвет), на который были «насажены» гребные колеса.



Я написал здесь очень упрощенно, ведь паровая машина, использовавшаяся на «Памяти Азина», была очень сложной, золотникового типа, с тройным расширением пара. Для начала XX века она была практически вершиной технического прогресса. А создал этот тип машин российский инженер Василий Иванович Калашников, который, к сожалению, как это часто бывает с неординарными людьми, умер в бедности.

К должности главного механика такого парохода в начале XX века специалисты шли десятилетиями, постепенно овладевая всеми тонкостями этой профессии. Надо сказать, что старые механики неохотно делились своими секретами с молодежью. Сейчас механиков-паровиков осталось очень мало, но и пароходов тоже уже практически нет.







Старое оборудование котельного отделения демонтировано: подавать пар в машину уже нет необходимости. Новые котлы, обеспечивающие горячее отопление и водоснабжение парохода, занимают мало места, поэтому большое помещение практически пустует.



На месте просторного в прошлом (хотя и не слишком «парадного», ведь туда принимали и грузы) носового пролета теперь небольшой холл.



В носовой части главной палубы оборудована двухкомнатная каюта, называемая «Царский люкс». В ней установлена мебель в старом стиле, в том числе «царская» кровать - такие кровати можно увидеть во дворцах-музеях. По моей просьбе мне показали эту каюту; правда, к этому моменту она еще не была убрана. Не будем обращать на это внимание.









Кормовую часть обеих палуб занимает ресторан. Зал на главной палубе используется для завтраков («шведский стол»).





Трап из нижнего зала ведет в зал на второй палубе; там находится полноценный ресторан, работающий вечерами.



Помимо центрального обеденного зала, здесь есть и небольшие полузакрытые кабинеты.







Больше, кроме кают (гостиничных номеров) на этой палубе ничего нет.







Так выглядит стандартная каюта.



Прогулочная терраса опоясывает вторую палубу по кругу. Новая надстройка при реконструкции судна под гостиницу была сделана гораздо шире предыдущей, иначе было бы невозможно разместить каюты необходимого размера. Соответственно, прогулочная терраса сузилась. Но все равно – приятное место для прогулок.



Носовая часть террасы, наоборот, сделана просторнее, чем это было в прошлой жизни парохода.







Открытая кормовая часть террасы на волжских пароходах всегда была большой, это не изменилось и в Венгрии. Вот здесь любили сидеть, любоваться проходящими волжскими берегами и неспешно беседовать многие отдыхающие разных поколений.





Капитанской рубки на «Памяти Азина» теперь нет, но есть третий ярус надстройки. Он не настолько велик, чтобы испортить внешний вид парохода, но достаточен для размещения банкетного зала.



Помимо машины, от старого парохода сохранились колеса и некоторые механизмы. На этой фотографии видно гребное колесо. Правда, без деревянных плиц.



А на этой фотографии видно сохранившееся перо руля.



Клюзы, куда уходят якорные цепи, по виду «родные» (как и цепи). На пароходе, по-видимому, был паровой брашпиль. Вряд ли он сохранился в рабочем состоянии.



Шпиль на корме тоже похож на «родной».



В завершение знакомства с пароходом «Память Азина» хочу сказать, что он прожил две насыщенные, интересные жизни, перевез много людей, участвовал в двух войнах. Третья жизнь парохода спокойнее первых двух, но и в этой жизни славное судно продолжает приносить пользу и радость людям. Остается только порадоваться за пароход!



В Будапеште есть и другие интересные пассажирские суда. Вот рассказ о четырех из них.

Ух-ты! Значит всё же машина хотя бы в общих чертах там сохранилась! Приятно. С прозрачным полом - это отличная идея, кстати!
Да, пусть она сохранилась в нерабочем, но в отличном музейном состоянии!
Саш, а когда ты побывал на нем?

Мне казалось, что это все же пригород, а оказывается в черте города.

Edited at 2013-03-25 07:26 am (UTC)
Побывал там на этих выходных. Обуда раньше была пригородом, сейчас это часть Будапешта.
Да, жалко, что другие волжские пароходы не сохранились.
Очень рад что этот пароход продолжает свою жизнь! :)
Молодцы что машинное отделение сохранили и немного обидно что нет рубки.
Когда меняли надстройку, рубку уже делать не стали - судно стоечное. Конечно, с рубкой оно смотрелось бы более цельно.
Спасибо за рассказ, очень интересно!
Пароход остался пароходом, хоть и не ходит, молодцы хозяева.
Да, увидеть почти целую свежевыкрашенную машину было удивительно! :)
Приятно видеть, что сохранили хотя бы часть машины, здорово, что доступны узлы и агрегаты. И очень жаль, что интерьеры помещений и номеров(каютами назвать язык уже не поворачивается) никак не перекликаются с дизайном самого парохода и его временем. I Hate стеклопакеты :-(
Ну, "Память Азина", в отличие от тех же "Спартака" и "Володарского", выдающимися интерьерами не отличался. И они были в неважном состоянии. Так что сохранить старые интерьеры вряд ли было бы нужно и возможно. Ну а что касается стиля времени, то в этом плане да, конечно было бы интересно увидеть на его борту какие-то помещения в стиле старых пароходов.
Пол из стекла - здОрово. Хорошо, что хоть в таком состоянии судно живет дальше. Спасибо за рассказ, Александр Сергеевич!
Пароход как-то воодушевляет и в таком состоянии. Я вернулся в полном намерении когда-нибудь построить реплику "Спартака." :)) Но уже поостыл. :)))
Повезло, как и немногим российским пенсионерам. Приятно :) Спасибо за рассказ!
Да, это единственный из десятков старых волжских колесников, который сохранился. Действительно повезло.
Спасибо за необычайно интересный и полезный для меня репортаж.
Очень трогательно увидеть увидеть эту фотоподборку! Да, время неумолимо уносит нас от этой эпохи пароходов-колёсников. Но спасибо, хоть как-то сохранили этот экземпляр, хотя интерьер гостиничных номеров уже не вписывается в стиль парохода. Спасибо Вам за интересный рассказ, Александр Сергеевич!
УточнениеПамАзина
(Anonymous)
Паровую машину с многократным расширением пара придумал Калашников, только не Михаил Тимофеевич (этот автомат сделал), а Василий Иванович.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Олег
(Anonymous)
Году в 1980 мама моего товарища работала директором ресторана на этом параходе,ходили Горький-Астрахань.Затем ходили на Степане Разине Москва-Ростов на Дону.
Срасибо!!!
Олег
(Anonymous)
Забыл напмсать,что его часто использовали в сьёмках фильмов,а вообще мне тогда было 15-16 лет....Светлые времена.
Ещё раз огромное Вам СПАСИБО!!!
Re: Олег
(Anonymous)
На пароходе "Память Азина" снимался в 1986 году фрагмент двухсерийного фильма "Как стать звездой" (режиссёр Виталий Евгеньевич Аксёнов, студия "Ленфильм").
пароход "Память Азина"
Да, к сожалению, мы не умеем сохранять подобные памятники технического прошлого. Бывал на этом пароходе, родственник на нем работал... Как завидую американцам, которые так одержимы любовью к ретро (видимо из-за отсутствия полноценной Истории своей страны), что готовы не только РЕСТАВРИРОВАТЬ старые пароходы, но и новые строят в таком же стиле, и деньги на этом неплохие зарабатывают.
Жаль, конечно, интерьеров нашего "Азина", но когда его покупали для гостиницы - было понятно, что "наши" интерьеры там не пригодятся - не "Титаник".
Да, транжирим мы свою историю, дети подрастут, и показать им будет нечего - не узнают они о славном пароходном прошлом Волги и других рек...