asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Интересные пассажирские суда в Будапеште

Будапешт – самый крупный город на Дунае, и его по праву можно назвать столицей дунайского судоходства. Здесь всегда много разного флота: круизного, грузового, прогулочного.



В прошлый раз я писал о стоящем в Будапеште пароходе «Память Азина», а теперь давайте познакомимся еще с четырьмя будапештскими судами.

Пароход Kossuth



Пароход был построен в 1914 году Будапеште для Венгерской Королевской судоходной компании, и предназначался для прогулок по Дунаю. Первое имя, которое он получил, было Ferencz Ferdinánd Fõherczeg; в дальнейшем пароход трижды переименовывался.

В 1944 году, когда советские войска подошли к Будапешту, пароход был эвакуирован в Австрию, но через два года был возвращен в Венгрию.

Имя Kossuth пароход получил в 1953 году, после капитальной реконструкции с заменой надстройки. Kossuth был выведен из эксплуатации в 1978 году, а в 1986 году был превращен в музейное судно, став пароходом-рестораном (с небольшим музеем внутри) в центре Будапешта.

В 2000 году был капитально отремонтирован корпус, а в 2004 году – надстройка парохода.



Заглянем внутрь.

Общественные помещения парохода размещаются на двух палубах. В носовой части главной палубы находится ресторанный зал.





Проход ведет в кормовую часть парохода. Отсюда через стекло можно увидеть паровую машину, которая, хотя и находится не в рабочем состоянии, но сохранилась.







Через другое стекло видно пароходное гребное колесо.



В кормовом холле находится небольшой музей, посвященный судоходству на Дунае.





В музее среди прочих экспонатов выставлен макет парохода Kossuth в первоначальном виде (когда он носил имя Ferencz Ferdinánd Fõherczeg). У парохода в первый период жизни была не двухъярусная, как после 1953 года, а одноярусная надстройка.





В кормовой части главной палубы располагается банкетный зал, который я не стал фотографировать, поскольку в нем проходило мероприятие.



Трап из кормового холла ведет на вторую палубу.



Центральную часть здесь занимает бар.



Ресторанные залы находятся в носовой,…



… кормовой частях второй палубы,…



… а также на боковых террасах.



Пароход Kossuth украшает собой центр Будапешта. Он уже не ходит в рейсы, но желающие отправиться на прогулку по Дунаю могут легко это сделать: от борта исторического парохода регулярно отправляются прогулочные теплоходы типа «Москва» с ресторанами типа «буфет» на борту. На борту же парохода-ветерана ресторан работает по классической системе а ля карт.



Со следующими двумя судами мы познакомимся более кратко, и снаружи.

Дизель-электроход Gróf Széchenyi

Построен в Венгрии в 1940 году в качестве прогулочного судна; первое имя – Stadt Passau.

Это единственный двухпалубный колесник в Будапеште, находящийся в рабочем состоянии. Gróf Széchenyi – дизель-электроход с бортовыми гребными колесами. Такое сочетание (дизель-электрическая установка и гребные колеса) не было принято в российском судостроении, но в Европе колесные дизель-электроходы строились, и их можно встретить и сейчас, например, в Швейцарии, и, как мы видим, в Венгрии.



Дизель-электроход Gróf Széchenyi используется для прогулок и различных мероприятий в Будапеште.





Теплоход Europa

Думаю, что любители речных путешествий легко узнали в очертаниях этого дунайского теплохода-ресторана судно 305 проекта.



Действительно, теплоход Europa когда-то назывался «Дон», и работал в Советском Союзе. Построенный в 1959 году в Будапеште, «Дон» был одним из судов проекта 305, строившихся большой серией для рек СССР. Головным теплоходом был «Дунай», а вторым – «Дон». После постройки теплоходы проделали путь по Дунаю, Черному и Азовскому морям к порту своей приписки – Ростову-на-Дону.

Теплоход «Дон» три десятилетия отработал на туристических линиях Волго-Донского пароходства, выполняя многодневные круизы из Ростова-на-Дону до Москвы, Перми, Астрахани, Волгограда и других городов. В 1988 году теплоход получил имя писателя Виталия Закруткина.

1990-е годы теплоход провел без работы: начиная с 1992 года поток туристов резко упал. Но в отличие от некоторых других однотипных судов «Дон» остался в строю, только сменил «страну проживания». В конце 1990-х годов теплоход проделал тот же путь, что и четыре десятка лет назад, но в обратном порядке, и оказался в Будапеште. Здесь он был реконструирован в теплоход для проведения банкетов и мероприятий, и получил новое имя Europa.



Теплоход стоит в центре Будапешта напротив здания Парламента, и выходит в рейсы по заказу.



Всего в Венгрии было построено 47 теплоходов 305 проекта для рек СССР. После этого были построены еще два подобных судна, но по несколько измененным проектам 313 и 3131. Первый теплоход, получивший название «Дружба», до 1998 года трудился на круизных маршрутах в Чехословакии (в последние годы – Словакии), а позднее был порезан. Второй теплоход остался работать в Венгрии; его мы сейчас и посетим.

Теплоход Fortuna



Теплоход был построен в Будапеште в 1967 году по проекту 3131 и получил название Nagy Októberi Szocialista Forradalom («Великая Октябрьская Социалистическая революция»). Всю свою активную жизнь, до 1992 года, он выполнял круизы для венгерских профсоюзных организаций.

В 2000 году началась новая жизнь судна. После переоборудования пассажирских помещений теплоход, получивший название Fortuna, был установлен у набережной в Будапеште как гостиница.



Заглянем внутрь. Каково оно, развитие 305 проекта?



Реконструкция конца 1990-х годов затронула все пассажирские помещения теплохода. Каюты были перестроены под гостиничные стандарты, но планировка общественных помещений в основном не изменилась. Правда, все помещения были отделаны заново.

Итак, центральный вестибюль на главной палубе. По расположению трапов сразу угадывается 305 проект. Действительно, внутренняя планировка теплоходов проекта 305, 313 и 3131 почти идентична.





Каюты в носовой части главной палубы демонтированы; теперь здесь оборудован конференц-зал.



Два коридора ведут в кормовую часть главной палубы.



Как и на судах 305 проекта, трап из кормового пролета главной палубы ведет на вторую палубу, но расположен он относительно 305 проекта зеркально, по левому борту.





Из кормового пролета можно спуститься в машинное отделение, но никаких механизмов там не осталось. В помещении бывшего машинного отделения оборудован большой банкетный зал (во время моего визита он был закрыт).



Кормовую часть главной палубы занимает ресторан.



Теперь поднимемся на вторую палубу.



В кормовой части – тупик: там находится каюта.



Центральный вестибюль второй палубы – такой же, как на судах 305 проекта. Но хочу отметить отделку: она на этом судне мне очень нравится. Хоть и не «родная», но, по-моему, это именно то, что надо для теплоходов этого типа.





Расположение помещений в носовой части второй палубы довольно оригинальное. Круизные компании, работающие с теплоходами 305 проекта, думают: что же оптимальнее сделать на своих судах в носу второй палубы? Обзорный салон или панорамную каюту? На этом судне сделаны сразу две панорамные каюты, при этом пассажиры не были лишены и вида вперед.



Коридор упирается в панорамное окно, а справа и слева – каюты с видом вперед и по сторонам. Причем так было сделано при постройке теплохода. И, что интересно, эта часть надстройки на судах проектов 313 и 3131 разная: на «Дружбе» здесь был обзорный салон, перед которым шла прогулочная терраса – собственно, как и на теплоходах 305 проекта. На «Октябрьской революции» в носовой части второй палубы террасы не было.



На следующей фотографии видно, что боковая прогулочная терраса не круговая. При движении в сторону носа теплохода она заканчивается тупиком.



Зато эта терраса привычно опоясывает кормовую часть палубы.



Интересно также, что шлюпбалки на этих судах расположены не на верхней, как на 305 проекте, а на второй (средней) палубе.





Спустимся на нижнюю палубу.





Здесь сохранились каюты без санузлов. Они тоже используются как гостиничные номера, поэтому на этой палубе оборудованы общественные душевые и туалеты. На следующем фото слева – туалетные кабинки, справа – прикрытые занавесками душевые. Такие каюты есть только на нижней палубе теплохода; в остальных каютах после реконструкции имеются все удобства.





Приятно побывать на исторических судах. Думаю, что это не последний мой рассказ о них.
Tags: Венгрия, история флота, круизы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments