asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Стримлайнеры Kalakala и Admiral

Некоторые суда имеют столь необычный вид, что мало кого оставляют равнодушными. Такими были пассажирские пароходы Kalakala и Admiral, яркие представители стиля арт-деко.



Впрочем, арт-деко – понятие широкое; более точно будет отнести эти суда к «стримлайнерам» – так в первой половине XX века называли транспортные средства обтекаемой формы. В основном стримлайнерами называли локомотивы, но и пароходы Kalakala и Admiral тоже, безусловно, попадали в эту категорию. И мне они так нравятся, что я вкратце расскажу о каждом из них.

Kalakala

Надо сказать, что ни Kalakala, ни Admiral изначально не несли в себе ничего революционного, а, напротив, были самыми обычными пароходами в классическом американском стиле. Построенный в 1926 году пароход Peralta обслуживал паромную линию Сан-Франциско – Окленд и мало отличался от других аналогичных судов. Все изменилось 3 мая 1933 года. Пароход находился на ночном перестое, когда на нем вспыхнул пожар, уничтоживший надстройку.



На этом недолгая биография парохода могла и закончиться, но, как говорил Уинстон Черчилль, кризис – это новые возможности. Так же считал капитан Александр Пибоди, владелец компании Black Ball Line, который приобрел судно с целью восстановления. О возрожденном пароходе должны были заговорить во всей Америке и за ее пределами.



На сохранившийся корпус была установлена новая надстройка необычного вида. При реконструкции были применены огнестойкие материалы; судно было оснащено по последним требованиям пожарной безопасности. Пароход, получивший новое имя Kalakala, был поставлен на паромную линию Сиэтл – Бремертон, и отправился в первый рейс 3 июля 1935 года.







Александр Пибоди был прав: о судне быстро узнали и заговорили во всем мире. Kalakala мгновенно завоевал популярность и стал визитной карточкой Сиэтла. И следующие три десятилетия были годами славы для необычного судна. Про него сочиняли песни. Без плавания на нем визит в Сиэтл считался неполным.





В 1951 году пароход сменил владельца, но в основном продолжал обслуживать прежнюю линию Сиэтл – Бремертон. Последний рейс по этому маршруту пароход выполнил 6 августа 1967 года. К этому времени стареющее судно становилось все более дорогим в обслуживании, и компания решила построить для него замену. Kalakala был продан на Аляску, где в последующие годы использовался как завод по переработке краба, затем как завод по переработке креветок, а потом просто оказался брошен.

Когда пароход приспосабливали к использованию в качестве завода, пострадала его надстройка, в которой проделали большие технологические отверстия. Кроме того, были утрачены многие элементы интерьера, включая парадную лестницу в стиле арт-деко. Но внешний вид «Калакалы» сохранился, и до глубины души поразил архитектора Петера Бевиса, в 1984 году случайно увидевшего брошенное судно недалеко от Кадьяка. Петер решил восстановить пароход. Переговоры затянулись на долгие годы, и лишь в 1998 году «Калакалу» удалось отбуксировать в Сиэтл.



С тех пор пароход сменил несколько владельцев, каждый из которых был своего рода энтузиастом, желающим сохранить «Калакалу». Но все их усилия пока ни к чему не привели. Сейчас славный пароход стоит в городе Такоме недалеко от Сиэтла, и хорошо виден на Google maps. Правда, свободно подойти к нему нельзя: территория порта, где находится судно, огорожена. Состояние «Калакалы» очень плохое, и есть опасения, что корпус может дать течь, и пароход затонет.



Однако же будем надеяться на лучшее, а именно – когда-нибудь увидеть замечательное судно снова в работе.

А вот в случае с другим пароходом авангардной внешности, «Адмиралом», надеяться уже не на что.

Admiral

Стометровый железнодорожный паром Albatross, построенный в 1907 году, верно служил на переправе в Виксбурге до 1937 года, когда его приобрела компания Streckfus Steamers, нуждавшаяся в новом экскурсионном судне для Сент-Луиса.

На базе старого корпуса было построено новое судно авангардного вида в стиле арт-деко, получившее название Admiral. Возможно, и даже очень вероятно, что экстерьер судна был создан по мотивам уже существовавшей «Калакалы». Как и Kalakala в Сиэтле, вмещавший одновременно четыре тысячи человек пятипалубный Admiral стал визитной карточкой Сент-Луиса. На нем стремились побывать гости города, на его борту проводились концерты, танцевальные вечера, праздничные мероприятия.



В 1974 году Admiral прошел серьезную реконструкцию: паровые машины были заменены дизелями, а гребные колеса – винтами. Внешний же вид судна не изменился, и еще несколько лет Admiral выполнял речные прогулки по Миссисипи из Сент-Луиса. Впрочем, популярность речных прогулок стала снижаться, и Admiral начал приносить убытки. В 1979 году судно было продано новому владельцу, который провел реконструкцию «Адмирала», в процессе которой были демонтированы двигатели. Но еще много лет после этого Admiral находился без дела, пока в 1994 году не начал служить в качестве плавучего казино в том же Сент-Луисе. В 2006 году Admiral сменил владельца, и после этого эксплуатировался как казино еще четыре года.



В июне 2010 года казино было закрыто, а судно выставлено на продажу. Продать его удалось не сразу, и только на слом. Летом 2011 года некогда знаменитое судно было отбуксировано в Колумбию (штат Иллинойс), где вскоре было разделано на металл.



Очень и очень жаль.
Tags: история флота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments