Речные круизные суда будущего: пассажировместимость или район плавания?

11 апреля в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлоте) прошло довольно интересное совещание, на которое были приглашены и представители ведущих круизных компаний. Одна из тем - концепты новых речных круизных судов, разработанных в Морском инженерном бюро (Одесса). Пусть пока не полноценные проекты, а концепты, но что интересно - были представлены результаты расчетов сроков окупаемости для двух принципиально разных подходов к уменьшению этих сроков.

Концепт PV500VB

Первый подход связан с максимально возможным увеличением пассажировместимости. При этом и габариты судна увеличиваются до предельно возможных для заданного района эксплуатации. Если заданный район - Москва - Санкт-Петербург - Астрахань, то максимально возможная габаритная длина такого судна получается почти 180 метров, габаритная ширина - 17 метров, наибольшая осадка - 3,2 метра. Пассажировместимость такого судна при двухместном размещении в каютах площадью от 15.5 м2 составляет 518 человек, хотя это количество может варьироваться в зависимости от устанавливаемых каютных модулей.

Теоретически возможна постройка судна таких габаритов для смешанного (река-море) плавания, но на практике это лишено смысла: из-за невозможности работать на реке Дон для судна проекта PV500VB закрыт выход в теплые (Красное, Средиземное) моря. Поэтому концепт рассчитан на работу на реке с выходом в прибрежные районы (класс Речного Регистра "М-пр"), и расчетная продолжительность навигации такого судна составляет 161 сутки. Строительная стоимость судна составит 1 млрд. 600 млн. рублей.

Концепт PV300VD

Здесь применен иной подход - возможность на зиму уходить в теплые моря и, соответственно, значительное увеличение периода навигации. Судно рассчитано на тот же район плавания, что и PV500VB, плюс река Дон, плюс морской класс регистра, позволяющий судну выходить в моря. При этом выбраны максимально возможные для этого района плавания габариты судна, в том числе габаритная длина 140 метров. Соответственно, пассажировместимость получается ниже, чем у PV500VB, и составляет до 300 человек.

Теплоход проекта PV300VD сможет в период с мая по октябрь работать на внутренних водных путях Европейской части России, а на зимний период перебазироваться для морских круизов в Красное море. Расчетная продолжительность навигации такого судна составит 326 суток, что вдвое больше, чем у сугубо речного концепта PV500VB! Строительная стоимость такого судна составит 1 млрд. 300 млн. рублей.

Добавлю, что для улучшения экономических показателей обоих концептов предполагается, что суда будут зарегистрированы в Российском международном реестре судов (мероприятие недешевое, но дающее значительные налоговые льготы для владельцев новых речных судов). Экипажи предполагается формировать исходя из принципа совмещения профессий и высокого уровня автоматизации основных работ.



Рисунок с сайта Морского инженерного бюро (Одесса)

Что же получается, если сравнить оба концепта по периоду окупаемости? Проведенные Морским инженерным бюро расчеты показали, что срок окупаемости судна проекта PV500VB (без учета банковских процентов) составит 10,7 лет, а судна проекта PV300VD - 13,8 лет, и это несмотря на более низкую строительную стоимость и вдвое больший период навигации! Получается, что в условиях водных путей России увеличение вместимости судна предпочтительнее увеличения периода навигации через расширение района плавания.

Итак, получен реальный срок окупаемости нового круизного судна. Правда, если взять малодостижимую кредитную ставку 6% годовых, то 10,7 лет окупаемости превращаются примерно в 20 лет, но все же это уже не те астрономические периоды окупаемости (30-40-50 лет), которые показывали все предыдущие расчеты. То есть с этим можно пробовать работать.

Однако для выхода на эти показатели необходимо, чтобы судно работало в течение всего навигационного периода (более пяти месяцев) со стабильной расчетной загрузкой (если не ошибаюсь, около 70-75% от максимальной пассажировместимости). На сегодня такое возможно только при перевозке иностранных туристов, и то только в случае твердого заказа от серьезного иностранного партнера. Работа же на российском рынке характеризуется более короткой навигацией, и неравномерной загрузкой судна в течение навигации.

Таким образом, для специфики рынка речных круизов для россиян требуется искать какое-то третье решение, чтобы выйти на разумный срок окупаемости нового судна. Безусловно, вышедший в 2011 году Федеральный закон 305-ФЗ "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" содержит порой удивительно хорошие льготы для решившихся строить новый флот. Но все же, что касается новых круизных судов для российского туриста, то думаю, что без дополнительной государственной поддержки (вероятнее всего, в области льготного кредитования) будет не обойтись.
Мне компоновочно все-же Волго-Дон-макс больше нравится. Волго-Балт уж учень монстрообразный получился. Изначально рассматривался вариант 200, но он, как я понял, вообще уже отметен. Но цифры неумолимы, и Анисимов тоже это говорит. Волго-Балт эффективнее. Сёмин вот тоже об этом-же, но только излишне экспрессивно говорил :)

Edited at 2013-05-31 04:04 am (UTC)
Думаю, что 200 скорее для ассортимента, чем для реализации. :)
Александр, наверное, вам этот вопрос сто раз задавали, но всё же.

Не планируют строить судов "европейского типа" - мелких, с небольшой осадкой, но длинных? Грубо говоря, "перестроенных барж"?

Для наших рек это, казалось бы, хороший вариант.
вопрос про Красное море... Это как так получается: летом по рекам, зимой по Красному морю. А как же соленая вода? А условия плавания на Красном лучше, чем на Черном или Каспии? Какого класса суда там могут быть использованы: М, М-пр? Двумя руками я за- за второй вариант теплохода!
Для работы в соленой воде применяются специальные грунтовки и краски.

Красное море выбрано исходя из погодных условий (зимой там тепло), рядом курорты, и, соответственно, это может быть привлекательно для туристов.

Для работы в Красном море необходимо иметь не речной (М, М-пр), а морской класс регистра.
эти суда должны строится с нуля или будут использоваться суда-доноры, как в случае с Грином или Русью Великой?
(Anonymous)
Бредовые габариты: на Волго-Балте минимальная ширина шлюха 17,0 - т.е. концепт PV500VB туда нужно с вазелином заталкивать? А длина 180 метров и осадка 3,2 метра? При том что уже сейчас крокодилы 92-016 скребут днищем как перед Городцом так и на участке Волгоград - Астрахань, да и повороты на пути в Астрахань таковы что скоро 135 метров не повернёшь, не то что 180! А вот ГАМовские проекты, в т.ч. и реализованный, зажали. Ситуация напоминает ситуацию с автотранспортом, только в миниатюре: вы покупайте машины побольше и по мощнее, только ездить им негде и ставить тоже...
Никто ничьи проекты не зажимает: бери и строй. :)) Вопрос исключительно в экономической целесообразности.
Извините, Александр Сергеевич, что я немного не по теме, но не могу не отметить.
Был сегодня на дне открытых дверей на "Некрасове" (хоть ДОД и был снят с сайта, но дирекцию это не смутило). Отличный теплоход, отличные каюты (фото выложу на речном форуме). Хочу поблагодарить директора круиза Ольгу Захарову и её помощницу Анастасию, которые, несмотря на нехватку времени перед начинающимся рейсом, нашли время провести нас по теплоходу и всё показать. У вас отличная команда.
Теперь идём на "Некрасове" в КВД в следующие выходные.
Спасибо, очень приятно слышать! Интересного круиза и хорошей погоды в следующие выходные!
А вот подумалось: если (предположим) судно PV300VD построено, спущено на воду и отработало навигацию на Волге.
В сентябре теплоход перегоняется на Красное море, где (примерно) с середины октября начинает круизить...
Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель...
и вот, вроде пора в мае перебираться на Волгу... а стоит ли? ;)
Консервация, перегон... потом три летних месяца навигация на Волге, после чего обратный перегон...
Не скажет ли судовладелец: нет уж, пусть лучше теплоход PV300VD и летом работает на Красном море? :)

Я к тому, что может, и не стоит строить суда с морским классом?
Не получится у них работать на Волге, потому как в других регионах - выгоднее и перспективнее? ;)
И такой сценарий возможен. И обратный тоже возможен: судно не сможет конкурировать на Красном море с современными океанскими круизными судами. Пока нет реального судна и реального опыта такой смешанной эксплуатации, никто точно не может сказать, что получится по спросу и экономике.
(Anonymous)
Интересные проекты. Только где найти столько желающих туристов чтобы 70% загрузка была не один-два месяца, а хотя бы полгода? Потому что 300 чел. это уже много. А 500 чел. - тем более. Прогулочные палубы в проектах будут предусмотрены или нет?
В этих проектах вместо прогулочных палуб - балконы, плюс большая открытая терраса на верхней палубе.
Комменты чуть ли ни интереснее поста

А как в России ищут речные круизы по редким рекам - есть какой-то сайт агрегатор всех речных круизов?
Stroyat noviy teploxod, ssilka poka tolko na angliiskom:

http://www.brodosplit.hr/eng/tabid/3061/articleType/ArticleView/articleId/1127/Brodosplit-signed-a-contract-for-building-a-river-cruiser.aspx

Dlina 105 m, shirina 16, 160 passsazhirov, ekipazh 69 pax. Budet rabotat va nachale 2015 goda. Urrah -