asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Речные круизные суда будущего: пассажировместимость или район плавания?

11 апреля в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлоте) прошло довольно интересное совещание, на которое были приглашены и представители ведущих круизных компаний. Одна из тем - концепты новых речных круизных судов, разработанных в Морском инженерном бюро (Одесса). Пусть пока не полноценные проекты, а концепты, но что интересно - были представлены результаты расчетов сроков окупаемости для двух принципиально разных подходов к уменьшению этих сроков.

Концепт PV500VB

Первый подход связан с максимально возможным увеличением пассажировместимости. При этом и габариты судна увеличиваются до предельно возможных для заданного района эксплуатации. Если заданный район - Москва - Санкт-Петербург - Астрахань, то максимально возможная габаритная длина такого судна получается почти 180 метров, габаритная ширина - 17 метров, наибольшая осадка - 3,2 метра. Пассажировместимость такого судна при двухместном размещении в каютах площадью от 15.5 м2 составляет 518 человек, хотя это количество может варьироваться в зависимости от устанавливаемых каютных модулей.

Теоретически возможна постройка судна таких габаритов для смешанного (река-море) плавания, но на практике это лишено смысла: из-за невозможности работать на реке Дон для судна проекта PV500VB закрыт выход в теплые (Красное, Средиземное) моря. Поэтому концепт рассчитан на работу на реке с выходом в прибрежные районы (класс Речного Регистра "М-пр"), и расчетная продолжительность навигации такого судна составляет 161 сутки. Строительная стоимость судна составит 1 млрд. 600 млн. рублей.

Концепт PV300VD

Здесь применен иной подход - возможность на зиму уходить в теплые моря и, соответственно, значительное увеличение периода навигации. Судно рассчитано на тот же район плавания, что и PV500VB, плюс река Дон, плюс морской класс регистра, позволяющий судну выходить в моря. При этом выбраны максимально возможные для этого района плавания габариты судна, в том числе габаритная длина 140 метров. Соответственно, пассажировместимость получается ниже, чем у PV500VB, и составляет до 300 человек.

Теплоход проекта PV300VD сможет в период с мая по октябрь работать на внутренних водных путях Европейской части России, а на зимний период перебазироваться для морских круизов в Красное море. Расчетная продолжительность навигации такого судна составит 326 суток, что вдвое больше, чем у сугубо речного концепта PV500VB! Строительная стоимость такого судна составит 1 млрд. 300 млн. рублей.

Добавлю, что для улучшения экономических показателей обоих концептов предполагается, что суда будут зарегистрированы в Российском международном реестре судов (мероприятие недешевое, но дающее значительные налоговые льготы для владельцев новых речных судов). Экипажи предполагается формировать исходя из принципа совмещения профессий и высокого уровня автоматизации основных работ.



Рисунок с сайта Морского инженерного бюро (Одесса)

Что же получается, если сравнить оба концепта по периоду окупаемости? Проведенные Морским инженерным бюро расчеты показали, что срок окупаемости судна проекта PV500VB (без учета банковских процентов) составит 10,7 лет, а судна проекта PV300VD - 13,8 лет, и это несмотря на более низкую строительную стоимость и вдвое больший период навигации! Получается, что в условиях водных путей России увеличение вместимости судна предпочтительнее увеличения периода навигации через расширение района плавания.

Итак, получен реальный срок окупаемости нового круизного судна. Правда, если взять малодостижимую кредитную ставку 6% годовых, то 10,7 лет окупаемости превращаются примерно в 20 лет, но все же это уже не те астрономические периоды окупаемости (30-40-50 лет), которые показывали все предыдущие расчеты. То есть с этим можно пробовать работать.

Однако для выхода на эти показатели необходимо, чтобы судно работало в течение всего навигационного периода (более пяти месяцев) со стабильной расчетной загрузкой (если не ошибаюсь, около 70-75% от максимальной пассажировместимости). На сегодня такое возможно только при перевозке иностранных туристов, и то только в случае твердого заказа от серьезного иностранного партнера. Работа же на российском рынке характеризуется более короткой навигацией, и неравномерной загрузкой судна в течение навигации.

Таким образом, для специфики рынка речных круизов для россиян требуется искать какое-то третье решение, чтобы выйти на разумный срок окупаемости нового судна. Безусловно, вышедший в 2011 году Федеральный закон 305-ФЗ "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" содержит порой удивительно хорошие льготы для решившихся строить новый флот. Но все же, что касается новых круизных судов для российского туриста, то думаю, что без дополнительной государственной поддержки (вероятнее всего, в области льготного кредитования) будет не обойтись.
Tags: Инфофлот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments