asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Первый круиз по Суре


Заниматься даже самым любимым делом скучно, если иногда не делать в нем что-то новое. Никогда раньше туристические теплоходы не заходили на реку Суру. И я давно уже задумывался о том, чтобы сделать круиз по Суре.

Сура - это правый приток Волги. Река эта судоходна в низовьях, причем до города Ядрина (60 километров от устья) на Суре действуют гарантированные глубины 4 метра. Это позволяет заходить на Суру крупным грузовым судам. Имеется судоходная обстановка: бакены и створы. Правда, обстановка не горит, а ширина судового хода невелика, ее гарантированное значение - всего 50 метров. Кроме того, на реке есть участки с односторонним движением, а также очень крутые закругления. Все это затрудняет судоходство по Суре, но не делает его невозможным.

В 2007 году на теплоходе "Василий Чапаев" мы сделали пробный заход на реку Суру, поднявшись на 10 километров от устья. Но низовья Суры - это еще не сама Сура, а скорее часть Чебоксарского водохранилища.

И вот в 2009 году мечту удалось реализовать: состоялся первый туристический рейс теплохода "Василий Чапаев" на Суру, маршрут - Москва - Ядрин - Чебоксары - Москва. 10 июля теплоход зашел на реку Суру, и конечно же я был в этот момент на борту. Ниже я расскажу о том, как прошел этот день, который целиком заняло путешествие по Суре и экскурсия в город Ядрин и его окрестности.

Представление о маршруте теплохода по Суре можно составить по этой карте:



Итак, смотрим карту. В левом верхнем углу, у города Васильсурск, - место впадения Суры в Волгу. Место, обозначенное желтой стрелочкой - это турбаза "Сурские зори", где сделал остановку "Василий Чапаев". Красным цветом в нижней части карты обозначено место, до которого дошел в этот день теплоход. Это устье реки Урги, на границе Чувашии и Нижегородской области.

Из Нижнего Новгорода вышли в 22.00, и в 06.40 вошли в Суру. Место входа в Суру устьем с виду и не назовешь: вокруг водохранилище, и где тут какая река, без карты разобраться трудно. По этим местам, нижнему течению Суры, "Чапаев" уже ходил в 2007 году, выполняя пробный заход в реку.



Утро выдалось несколько пасмурным, но теплым. Река тихая, почти безлюдная и практически незастроенная по берегам.



В помощь судоводителям "Василия Чапаева" в течение всего дня в рубке находится лоцман Валерий Николаевич Шалашугин, который, работая раньше на грузовых судах, неоднократно бывал на Суре. Но даже он воспринимает это путешествие как экзотическое плавание, и часто выходит из рубки заснять окружающую природу на видеокамеру:



В 08.40 показался Совхозный мост, первый мост через Суру. По нему проходит федеральная трасса М-7. Первый штурман, как и положено, докладывает в эфир, что теплоход "Василий Чапаев" проходит Совхозный мост. Но ощущение, что доклад этот никто не слышит: ни встречного флота, ни диспетчеров движения здесь нет. Хотя нет, наверное, суда, идущие по Волге в районе Васильсурска, услышали этот доклад, и долго их судоводители гадали, где же через Волгу перекинут этот самый Совхозный мост...



Судоводителей "Чапаева" же гораздо больше интересует не сам мост, а то, что находится за ним, на правом берегу Суры, слева по ходу теплохода. А находится там известная в Чувашии турбаза "Сурские зори", где имеется единственный на Суре причал для приема пассажирских судов. Ни в Ядрине, ни где-либо еще на Суре пассажирских причалов больше нет. Получив от "Инфофлота" габариты "Чапаева", руководство "Сурских зорь" дало добро на прием у них теплохода. Но для судоводителей было важно увидеть этот причал воочию.



Из хорошего - был сделан вывод о возможности выполнить перед причалом оборот: по первоначальному плану предполагалось подходить к причалу сверху без оборота. Из... не плохого, а усложняющего задачу - низкий борт причала, соответственно перед подходом придется выкидывать деревянные кранцы. Вторая проблема - малая длина причала вкупе с отсутствием свай. Это вполне понятно - причал предназначен для приема небольших судов. Но "Чапаеву" с его длиной 77 метров стоять там будет непросто: при усилении ветра его будет болтать вместе с причалом, да и швартовы придется крепить не к причалу, а куда-нибудь к берегу. И третье - причал слабо закреплен. Опять же: для малых судов это нормально, для "Чапаева" при ветре может вызвать проблемы. Вспомним недавний случай с другим теплоходом, когда порывом ветра его оторвало и понесло вместе с причалом... Иными словами, подход крупного теплохода к причалу "Сурские зори" потребует от судоводителей максимальной осторожности.

Турбаза "Сурские зори" - это место сегодняшней стоянки "Чапаева", но не конечный пункт маршрута. Туристы должны увидеть с воды Ядрин, оборот запланировано сделать на грузовом рейде у Ядрина, не доходя до Ядринского моста. Так что движение теплохода вверх по Суре продолжается.

Как же здесь хорошо! Как сказала одна из участниц рейса: "Вот настоящая река!" На берегу то и дело можно наблюдать цапель. А круиз по Суре я бы назвал скорее экспедицией по неизведанной реке. Мы все здесь впервые, здесь никогда не ходили круизные теплоходы!



Сура изобилует крутыми поворотами. Когда я завтракал, теплоход вдруг убавил ход и развернулся на 180 градусов. "Зачем был сделан оборот?" - удивился я. Но выйдя на палубу, обнаружил, что никакого оборота не было, а просто теплоход прошел очередний крутой поворот реки. Это не остров, это просто изгиб русла Суры:





Я подробно рассказываю о первом круизе по Суре, включая и технические подробности, и это может кого-то удивить: зачем создавать пособие для других круизных компаний? Но для меня высшей наградой за эту идею будет налаживание регулярных заходов на реку Суру разных теплоходов разных компаний. Иначе - ну зашел твой теплоход на Суру, а дальше что? Нет, так неинтересно. Интересно начать что-то новое для всех.







Вот и грузовой рейд Ядрина, откуда уже виден сам город. Здесь разгружают щебень из баржи, которую привел сюда толкач ОТ-2062.


А впереди виднеется город Ядрин, который стоит немного в стороне от реки:



Здесь, на 60-м километре Суры, надо делать оборот и возвращаться к причалу турбазы "Сурские зори".

Но в расписание этого дня заложен запас времени. Это было сделано на всякий случай: кто знает, какие неожиданные задержки могут быть на незнакомой реке. Но запас времени не понадобился. Что будем делать? А почему бы не пойти дальше, вверх по Суре? Так и поступили.

Идем под Ядринский мост. Этот момент вдвойне уникален. Дело в том, что его проектная высота - всего 10 метров. Как же под ним пройти нашему теплоходу? А очень просто: такая высота у моста будет после окончания заполнения Чебоксарского водохранилища (если это когда-нибудь состоится). А пока "Василий Чапаев" проходит под Ядринским мостом с большим запасом.



Ядрин и Ядринский мост позади, а мы идем дальше. Река становится уже, с палубы просто не уйти, так все замечательно вокруг.





На карте уже намечено удобное место для оборота, возле устья реки Урги. Правда, надо до него дойти и убедиться, что оборот там действительно безопасен.



Ну что ж, как ни жаль, но надо разворачиваться. Это 69-й километр Суры. Ну, поехали крутить оборот. Впечатляющий оборот на узкой реке, хотя и в месте ее небольшого расширения! Как не уважать мастерство судоводителей?





Идем обратно. Если уровень Чебоксарского водохранилища будет поднят, некоторые из этих мест скроются под водой:



Среди многих туристов на палубе - и директор круиза Павел Ходырев (на фото слева), и Дмитрий Ширяев, который в прошлом году работал директором круиза на теплоходе "Илья Муромец", в этом - на теплоходе "Н.А. Некрасов":



Изредка на берегах и на лодках можно видеть людей. Они удивляются, увидев здесь такой теплоход, и приветствуют его:







К половине второго дня впереди вновь показался Совхозный мост, а рядом с ним - турбаза "Сурские зори".





Швартуемся с предельной осторожностью. Зная многих капитанов, скажу что не многие из них согласились бы подойти к этому причалу, да и не все смогли бы. Капитан "Чапаева" Рафаэль Радикович Назаров - смог, в очередной раз подтвердив свою репутацию классного судоводителя. Но сложнейшая швартовка заняла несколько больше времени, чем планировалось. И я убедился, что будь ветер сильнее, и швартовка здесь была бы невозможна. Нам повезло, но на будущее надо что-то придумывать. Наилучшим вариантом было бы укрепление причала и принятие некоторых других мер для безопасного подхода к причалу "Сурских зорь". Потому что место это очень хорошее, с прекрасной инфраструктурой базы и пляжем для купания.





Нас встречает известная многим речным туристам Людмила Петровна Пронюхина, руководитель компании "Мир экскурсий". Людмила Петровна для речных туристов - визитная карточка Чебоксар. Для этого рейса Людмила Петровна и ее коллектив создали большую экскурсионную программу в Ядрине и его окрестностях, о которой я сейчас расскажу. А вот и сама Людмила Петровна в центре внимания туристов (кадр сделан в тот же день позднее):



Мы сели в автобусы и поехали в сторону Ядрина. Комфортабельных автобусов в самом Ядрине нет, их пригнали для нас из Чебоксар.

С Совхозного моста удалось запечатлеть теплоход у причала "Сурских зорь". Разве не уникальный кадр - туристический теплоход на Суре?



А вот что накануне нашего прибытия написала Ядринская пресса:

Теплоход «Василий Чапаев» причалит завтра на живописном берегу реки Сура

Прибыв из Нижнего Новгорода, туристы начнут знакомиться с Ядринским краем на берегу реки Сура около турбазы «Сурские зори». Далее их ждут в музее натурального хозяйства чувашского крестьянина XIX века в д.Верхние Ачаки и на Ядринском спиртовом заводе. Туристов в этот же день ждет экскурсия по г.Ядрин с посещением историко-мемориального комплекса около монумента Ангела памяти и славы, Дома-музея народного артиста СССР Н.Д.Мордвинова, гимназии №1 г.Ядрин, Ядринской центральной библиотеки, церкви Св.Троицы и т.д. Экскурсоводы Нина Долгова, Ирина Токарева и Людмила Павлова расскажут о достопримечательностях города и района. Они надеются, что история и достопримечательности г. Ядрин заинтересуют гостей. Много здесь интересного и познавательного.

В конце 1589 года русский царь Федор Иванович вызвал в Москву свияжского воеводу князя Андрея Петровича Куракина. Ему дали полторы сотни стрельцов, нескольких детей боярских и других «разных чинов людей» и поручили сооружение крепости ниже Курмыша по Суре. С такой свитой Куракин прибыл в Курмыш и до весны занимался заготовкой дубовых бревен для частокола крепости и срубов под башни. Затем стрельцы на плотах спустились до места назначения. Весеннее половодье помогло без особых трудностей выкатить бревна на берег. С этого небольшого пригорка открывалась чудесная картина: на восток и юго-запад, затапливая луга и кустарники, плескалась весенняя вода (она прятала большие озера-старицы быстрой реки), на запад на всю ширь темнели бортные леса. Лучше не сыщешь места для крепости. С востока и юга она будет защищена крутым берегом. Историк Арсений Изоркин описывает начало возведения военно-сторожевого острога, названного по аналогии с находившейся неподалеку чувашской деревенькой Ядрином. С тех пор прошло 419 лет.

Облик Ядрина изменился, сейчас это один из самых красивейших городов Чувашской Республики. За последние годы здесь введены в эксплуатацию здания новой больницы, пристроя к ДК, узла связи, ОВД по району, налоговой инспекции и т.д. Появились новые магазины. Преображается частный сектор. Скоро, совсем скоро заработает новый физкультурно-спортивный комплекс.

Наша первая остановка - деревня Верхние Ачаки, колхоз "Ленинская искра". Здесь создан народный музей натурального хозяйства чувашского крестьянина. Нас встречают песнями (отмечу высокий уровень их исполнения)...

...и закусками. Какие здесь вареники! А домашний квас с изюмом! А травяной чай!



Желающие смогли не только посетить крестьянские дома XIX века, но и попробовать себя в работе с крестьянскими инструментами.



Следующий пункт нашей программы - визит на Ядринский спиртовой завод. Здесь можно не только познакомиться с работой предприятия, но и...



... но и, разумеется, продегустировать его продукцию. Наливали, как говорится, без ограничений - шесть сортов местной водки, да под отличную закуску, тоже кстати местоного производства. Директор круиза Павел Ходырев налегал именно на местную закуску: "Начальство на борту, так что никакой дегустации". Надеюсь, что он шутит про связь между присутствием начальства и дегустацией. :)) Ну а я попробовал кое-какие сорта, водка оказалось весьма мягкой, и кстати один из сортов водки называется "Чапаев"!



Побеседовал с заместителем главы администрации Ядринского района. Главный вопрос - причал в Ядрине. Если он будет установлен, то делать круизы в Ядрин станет гораздо проще.

Вот мы и в Ядрине. Город показался весьма уютным, и чем-то похожим на Козьмодемьянск, и даже местами на Елабугу, с очень гостеприимными жителями.





Сейчас редко встретишь такой ЛУАЗик:



Любовно оформленный детский уголок в местной библиотеке:



Архитектурной доминантой Ядрина является Свято-Троицкий собор, настоятель которого очень интересно и с любовью рассказал о его истории и современности:







Людмила Петровна показывает на здании церкви отметку уровня, до которого поднялась вода в одно из наводнений в старое время:



Ядрин - родина народного артиста СССР Николая Мордвинова, известного по главным ролям в фильмах "Богдан Хмельницкий", "Котовский", "Маскарад", "Парень из нашего города". В городе есть дом-музей артиста, который мы посетили.





Еще один вывод, который я сделал по итогам первого рейса - это то, что на стоянку на Суре надо закладывать не четыре часа (как было заложен изначально), и не пять часов (как получилось после продления времени стоянки на час), а больше. Потому что экскурсия вполне может занимать больше времени, а если теплоход стоит у турбазы "Сурские зори", то не помешают два-три часа свободного времени на турбазе - погулять по природе, искупаться.

Возвращаемся к теплоходу. Пора отправляться. Но еще есть полчаса, которые многие используют для купания.



В 19.30 отправляемся в рейс. Постояли бы в этом прекрасном месте подольше, да и запас времени перед Чебоксарами имеется, но надо засветло выйти из Суры - обстановка здесь ночью не горит.

Перед отправлением сажусь в шлюпку и делаю несколько прощальных кадров теплохода у "Сурских зорь".



Наутро в Чебоксарах сажусь в самолет... И надо же - в этот день мне была уготована еще одна встреча с Сурой. Вот же устье Суры, теперь с воздуха. Слева направо течет Волга, а снизу, из нижнего правого угла, к ней подходит Сура:



Мечта сбылась, первый в истории круиз по Суре состоялся. Как мне показалось, Сура понравилась всем - и туристам, и экипажу. Значит, надо продолжать.

Но очень трудно подобрать подходящие слова для того, чтобы выразить всю меру благодарности тем людям, которые работали над этим круизом. И делали это в высшей степени профессионально и со всей душой. Это экипаж теплохода "Василий Чапаев" во главе с капитаном Рафаэлем Радиковичем Назаровым, это лоцман Валерий Николаевич Шалашугин, это компания "Мир экскурсий" во главе с Людмилой Петровной Пронюхиной, это коллектив турбазы "Сурские зори" во главе с Еленой Константиновной Свешниковой, это ядринские экскурсоводы Людмила Павлова, Нина Долгова, Ирина Токарева, и многие люди, встречавшие нас по пути следования нашей экскурсии... и это коллектив компании "Инфофлот".

Когда имеешь дело с такими людьми, делать что-то новое и интересное совсем несложно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →