На пароходе American Queen по рекам Огайо и Миссисипи. Часть 2


Продолжение. Часть 1 здесь

16 июля 2013 г.



Одна из опций в Хендерсоне – вернуться на автобусе в Эвансвилл и посетить танкодесантный корабль времен Второй мировой войны. Мельком взглянув на пару достопримечательностей Хендерсона, едем в соседний штат и попадаем на корабль LST-325.












Танкодесантные корабли предназначены для доставки и высадки в необходимом месте частей морского десанта, причем не только людей, но и тяжелой бронетехники: танков, машин-амфибий и так далее.



Корабль LST-325 был построен в 1943 году в Филадельфии, и на протяжении Второй мировой войны совершил несколько десятков высадок десанта и бронетехники, большая часть которых пришлась на Нормандскую операцию союзников.

После войны у LST-325 был период бездействия, затем с 1951 по 1963 год – служба в северных водах у берегов Канады и Гренландии, а в 1964 году корабль был продан в Грецию, где оставался в составе греческой армии до 1999 года.

В отличие от других однотипных судов, LST-325 не был отправлен на разделку. Его приобрел американский фонд, и в 2000 году корабль своим ходом вернулся в США. Самое удивительное в этой истории – экипаж судна, который готовил его к перегону, а затем перегонял его через Атлантический океан. Экипаж был собран из ветеранов, когда-то служивших на LST-325. Спустя несколько десятков лет после окончания военной службы эти уже немолодые люди вновь собрались на своем корабле, и блестяще справились с задачей подготовки его к перегону, а затем те из них, кому позволяло здоровье, осуществили и сам перегон. Сейчас многих уже нет в живых. Не сомневаюсь, что участие в возвращении своего корабля на родину было ярчайшим событием в жизни каждого из них.



Служба на танкодесантном корабле не была легкой. Техника и люди размещались внутри судна.





Через эту рампу тысячи людей отправлялись в неизвестность, часто навстречу смерти.



Ходовая рубка LST-325:



Помещение радиорубки:



Кают-компания:





После экскурсии возвращаемся на борт American Queen.



Остаток дня прошел в ходу. Шлюзования, встречные буксиры, река.







17 июля 2013 г.



Мы в Падаке, штат Кентукки. Когда-то здесь находилось большое поселение под названием Пекин. В нем жили дружелюбные индейцы, которые всегда хорошо встречали гостей. Так продолжалось до тех пор, пока путешественник (и политик) Уильям Кларк не прибыл сюда в 1827 году с правами на землю и не попросил индейцев убираться отсюда куда-нибудь на необжитые земли, что те и вынуждены были сделать.

В прошлом Падака часто страдала от наводнений; самое разрушительное наводнение произошло в 1937 году, когда город пострадал не только от воды, но и от принесенного ей тяжелого льда. Теперь от вод реки Огайо Падаку защищает высокая стена. Почти любая бетонная стена может испортить вид города, но только не в Падаке, где она довольно интересно расписана:



На стене есть и картины из истории города. Сцена из жизни индейского поселения Пекин могла выглядеть вот так:



А после выселения индейцев это место несколько преобразилось:



Другая картина – прибытие в Падаку всей великолепной пароходной тройки 1990-х. Слева направо – Mississippi Queen, Delta Queen, American Queen.



Место для встречи пароходов – не случайное, ведь Падака стоит как раз на месте впадения реки Теннеси в реку Огайо. Круизы по Теннеси до Чаттануги в течение многих лет были прерогативой самого маленького парохода из блестящего трио – Delta Queen. Сейчас исторический пароход работает гостиницей как раз в Чаттануге, куда он часто привозил речных путешественников. Теперь на Теннеси и ее приток Камберленд раз в год ходит пароход American Queen.

Вот как выглядит стрелка: слева – река Огайо, справа – река Теннеси.



В силу своего расположения Падака всегда была очень «пароходным» местом. На одной из картин на стене показан зимний отстой флота: поднятые на берег пароходы буквально громоздятся друг на друга.





В одном из сохранившихся исторических зданий городского «ватерфронта» открыт речной музей.







На исторической фотографии, сделанной в апреле 1865 года, запечатлен пароход «Султанша». В этом рейсе на пароходе были не только каютные пассажиры, но и больше двух тысяч бывших пленных северян, возвращавшихся домой после окончания Гражданской войны.

Через несколько часов после того, как был сделан этот снимок, на судне произойдет взрыв котла с последующим пожаром. Погибнут более полутора тысяч человек.



Взрывы котлов в XIX веке были нередкими событиями на Миссисипи и ее притоках. Последствия одного из таких взрывов можно увидеть на следующей фотографии.



В XIX столетии пароходы в США уже стали использоваться для увеселительных прогулок. На следующей фотографии – построенный специально для этих целей небольшой двухпалубный пароход, и люди в выходных костюмах.



А это – гонки пароходов Belle of Louisville и Delta Queen. О них я уже писал.



Еще один хороший музей в Падаке – железнодорожный. Здесь можно увидеть кресло пассажирского экспресса Чикаго-Майами первой половины XX столетия, макеты железных дорог, и многое другое.







Падака – довольно приятный для прогулок городок.



















Продолжаем путь вниз по реке. Это уже самые низовья Огайо.



Вечером упираемся «Т-образный перекресток» – впереди Миссисипи. Налево – вниз, в Мемфис и Новый Орлеан. Направо – вверх, в Сент-Луис и Сент-Пол. Поворачиваем направо.



Стрелка в месте впадения Огайо в Миссисипи подсвечивается прожектором из рубки. На плоту у Гекльберри Финна и негра Джима прожектора не было, и не мудрено, что они проскочили это место, не заметив его. Здесь начинается единственное непонятное мне в замечательной книге – для чего Гек с Джимом продолжили путь вниз по Миссисипи, в самое сердце рабовладельческого юга? Ведь Джим был беглым рабом.



А книга и вправду замечательная. Хемингуэй говорил, что вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, из его «Гекльберри Финна». Многие считают «Приключения Гекльберри Финна» продолжением романа «Приключения Тома Сойера» (кстати, в СССР они выходили под одной обложкой). Но, на мой взгляд, эти произведения абсолютно разные, и даже написаны они для разной аудитории: книга про Тома Сойера – для детей, книга про Гека Финна – для взрослых.

В романе «Приключения Гекльберри Финна», безусловно, есть приключенческая линия, интересная и для детей. В ней есть и много злободневных для любого общества проблем, о которых с юмором пишет Твен. Это будет интересно взрослым. Но главное не в этом.

Недавно перечитав этот роман, я увидел главную мысль – противоречие между общественной моралью и общечеловеческими ценностями. Общественная мораль, прикрываясь словами о нравственности, прикрываясь религией, всегда служит чьим-то интересам. Большинство людей пытается строить в соответствии с требованиями этой морали свою жизнь. Но ничего общего с общечеловеческими ценностями эта мораль не имеет.

Общество говорит Геку, что «нравственно», а что нет. Он искренне пытается этому соответствовать, но то и дело нарушает общественные нормы морали и нравственности. Гек знает, что Бог накажет его, если он не выдаст беглого негра Джима. Но Гек не выдает его, считая при этом себя вконец испорченным, конченным человеком. А на самом деле он поступает в соответствии с общечеловеческими ценностями, которые побеждают в нем общественную мораль.

Это противоречие актуально и в наши дни. Общество и церковь уже не вкладывают в уста Бога слова в защиту рабства, поскольку эта задача потеряла актуальность. Но они порой приписывают ему другие расходящиеся с общечеловеческими ценностями тезисы.

Прототипом Гекльберри Финна послужил малолетний бродяга Том Блакеншип, человек с доброй душой, друг детства Марка Твена. Он прожил недолгую жизнь, но остался в памяти поколений как Гек Финн.

18 июля 2013 г.

Город Кейп-Жирардо (штат Миссури) встречает нас хорошей погодой. Пока пароход швартуется, местный квартет играет для пассажиров American Queen популярные мелодии.





Как и Падака, Кейп-Жирардо защищен от наводнений стеной. На стене нарисованы портреты знаменитых уроженцев штата Миссури.



Так называемый Красный дом – первая городская постройка, возведенная в 1790 году основателем города Пьером Луисом де Лоримье, канадцем французского происхождения. Красный дом не сохранился, но десять лет назад рядом с местом, где он когда-то стоял, был построен музей в том же архитектурном стиле.





Еще один пример традиционной архитектуры – открытый для посещения дом семьи Гленн, построенный в 1883 году и сохранившийся в первозданном виде.









В местном музее среди прочих экспонатов выставлены макеты всех трех пароходов, носивших имя города – Cape Girardeau, а также макет рубки одного из них в натуральную величину.



Там же можно увидеть занятную фотографию демонтажа старого моста через Миссисипи путем его взрыва.



Кстати, часть этого моста сохранили в качестве памятника.



Типичный американский городок, хорошо подходящий для неспешных прогулок.















Тихий вечер на Миссисипи.







19 июля 2013 г.

В маленьком городке Честере (штат Кентукки), куда ранним утром подошел наш пароход, живет культовый герой американских комиксов и мультфильмов – моряк Попай. Конечно же, Попай – вымышленный персонаж (хотя предполагают, что у него был реальный прототип), но в Честере родился автор мультфильмов о бравом моряке Эльзи Сегар.



Впрочем, я с небольшой группой других туристов выбрал провести этот день в соседнем штате Миссури, в городке Сент-Дженевив. Основанный французскими колонистами в 1735 году, он стал первым постоянным европейским поселением к западу от Миссисипи.

Но сначала мы переправляемся через реку на лихом пароме. Лихом – потому что паром состоит из баржи с толкачом, и этот толкач лихо переходит от одного борта баржи к другому, оставляя на время баржу с транспортом дрейфовать по неслабому течению Миссисипи. Я такое видел впервые, и мне это очень понравилось. Не каждый день увидишь и туристический автобус на борту небольшого паромчика.





Визит в город начался с хорошего концерта органной музыки, которые дал для нас в местной церкви один из городских активистов. Кстати, хотя вкусы у всех отличаются, но на мой вкус убранство американских церквей мне нравится гораздо больше, чем интерьеры церквей в Европе и в России. Ничего не давит, ничего не переутяжелено, но, с другой стороны, церкви оформлены одновременно богато, со вкусом – и без вычурной роскоши. Другой вопрос, нужно ли церквям богатое оформление, но сейчас я говорю просто об интерьере, который мне нравится.







Как я говорил, Сент-Дженевив – очень старое поселение. Самые первые дома Сент-Дженевива не сохранились, но многие исторические здания дошли до наших дней.



Старейшее сохранившееся здание в городе построено в 1740 году. В 1785 году этот дом во избежание повреждений от наводнений был перенесен на новое, более высокое место, где и стоит до сих пор.



А этот деревянный дом находится здесь с 1792 года.



Каменный дом по соседству старше предыдущего на три года.



Только представьте: это даже не копии. Это и есть дома первых европейских поселенцев этой части Америки. В то время эта территория была французской. Соединенные Штаты Америки приобрели французские территории в Северной Америке в 1803 году, и приобрели относительно недорого. Наполеон пошел на такую сделку вынужденно: ему требовались силы и средства для боевых действий против англичан, и он осознавал, что контролировать при этом далекую Луизиану он не сможет. Американцев в основном интересовал Новый Орлеан как торговый порт, но от предложения Наполеона приобрести более обширные территории они не отказались.







В некоторых домах можно осмотреть практически аутентичные интерьеры; во дворах там кипит американская жизнь позапрошлого века.









«Южный отель»: зданию почти двести лет.



Кладбище возникло вместе с городом. По надгробным памятникам можно изучать его историю.





Последний вечер на борту American Queen.









Около полуночи прибываем в конечный пункт путешествия – город Сент-Луис. Здесь уже стоит встреченный нами ранее Queen of the Mississippi.



Не будем путать новый теплоход небольших размеров Queen of the Mississippi с пароходом из легендарной тройки Mississippi Queen, и давайте немного поговорим о последнем.

Принимая в начале 1970-х годов решение о строительстве большого парохода в пару к Delta Queen, в компании Delta Queen Steamboat Company хотели также подстраховаться на случай, если Конгресс США не продлит разрешение на эксплуатацию Delta Queen с деревянной надстройкой. В этом случае компания осталась бы без парохода, поэтому новое судно было очень желательно.

Пароход Mississippi Queen построили в 1975 году в штате Индиана. По виду это был классический американский заднеколесник, только очень большой. По разнообразию и комфорту пассажирских помещений новый пароход превосходил Delta Queen. «Королева Миссисипи» полюбилась и пассажирам, и членам экипажа.



Пароходы Delta Queen (слева) и Mississippi Queen в Цинциннати. 2003 год. Фото Steve46814

Вместе с двумя другими пароходами компании, Mississippi Queen пережил и период успешной работы, и банкротство Delta Queen Steamboat Company в 2001 году, и периоды бездействия и смены владельцев.

Как я уже писал, рассказывая о судьбе Delta Queen, третий владелец судна, Majestic America Line, к концу 2008 года стал терять интерес к пароходам. А Mississippi Queen уже начал показывать свой возраст и требовать все большего ухода; соответственно на содержание парохода уходило все больше средств. В конце 2008 года на судне случилось массовое отравление туристов, причем такого масштаба, что рейс пришлось прервать, и отменить оставшиеся круизы навигации.

После этого Majestic America Line предприняли последнюю попытку сделать пароход рентабельным, и приняли решение поставить его на реконструкцию. По замыслу владельцев, пароход должен был перейти в верхний, «люксовый» сегмент круизов (при том что цены на круизы на этом пароходе никогда не были низкими). Каюты предполагалось увеличить за счет их объединения; планировалось заново выполнить отделку общественных помещений.

В конце 2008 года был произведен демонтаж отделки и частичный демонтаж внутренних помещений Mississippi Queen. На этом у Majestic America Line одновременно закончились средства и желание заниматься пароходами. Невостребованное полуразобранное судно еще некоторое время стояло в Новом Орлеане в ожидании покупателя, а затем его продали на слом. Пароход был разобран в Луизиане в 2011 году; сохранились только некоторые элементы его отделки в частных коллекциях.

Очень нелепый конец не просто исправного, но и широко известного парохода. К сожалению, бывает и так.



Пароход Mississippi Queen. 1995 год. Официальная открытка Delta Queen Steamboat Company

20 июля 2013 г.



Сент-Луис – город в штате Миссури. Как и Сент-Дженевив, Сент-Луис был основан французскими колонистами, но получил гораздо более мощное развитие. Город интересен архитектурно, но времени осматривать его не было; большую часть фотографий я сделал из окна автобуса по пути в аэропорт.

























В самом конце не обошлось без посещения местного пивного завода. Местный завод, впрочем, довольно знаменит. Здесь варят пиво «Будвайзер».





Марк Твен рекомендовал путешествия как средство от предрассудков и фанатизма. Я присоединяюсь к его рекомендации. Путешествуйте и общайтесь. Тогда вам не захочется навешивать на людей ярлыки только потому, что они живут в стране, про которую плохо говорят по телевизору. Люди одинаковы везде. Не тратьте время на предрассудки, познавайте мир. Удачи!




(Anonymous)
классное путешествие вглубь Америки.... Спасибо большое!!!
Да, Америку стоит смотреть как раз глубоко изнутри. Спасибо! :)
продолжу свою реплику, которая вышла какой то странной, вопросами -)..Саша, правильно ли поняла, что твой круиз начался первым пунктом из Цинциннати случайно или в какой то период в году они оттуда и начинаются?
и еще...есть у меня старая фотография начала 20-го века, там корабли на Миссисипи все с такими же "коронами" на трубах...это такая их отличительная черта до сих пор или для чего то необходимо?
Круиз начинался из Цинциннати случайно. Маршрут должен был быть Сент-Пол - Сент-Луис, но из-за высокой воды в Миссисипи его изменили на Цинциннати - Сент-Луис. О чем нисколько не жалею.

Короны на трубах - это, насколько понимаю, просто традиционное украшение.

Цинциннати, это один из городов, которые если выберусь обязательно посещу, а пока лишь ловила себя на том, что разглядывала фотографии города тщательней других, надеясь найти лицо подруги, что там живет...смешно, но так-)....спасибо!
"Очень нелепый конец не просто исправного, но и широко известного парохода. К сожалению, бывает и так."- и тому огромное количество примеров в нашей стране. Спасибо большое за рассказ.

Edited at 2013-08-11 07:50 pm (UTC)
Да, к сожалению, в 1990-е в нашей стране потеряно много тоже исправных судов, по причине невостребованности.
Совершенно необычное путешествие, нетипичное такое. Спасибо за рассказ.
Благодарность
Спасибо, дорогой Александр Сергеевич, за чрезвычайно интересный рассказ о почти неведомой стране, столько нового! И ещё: прекрасно, что Ваш рассказ умеренно эмоционален, но индивидуально окрашен, у меня ощущение, что я стал лучше знать Вас. Хоть и виртуально.
Ваш ЭГ
Спасибо за рассказ! Очень интересно!
Виктор Лензон
(Anonymous)
Добрый день!
Очень интересный репортаж. Однако буду Вам чрезвычайно благодарен, если поделитесь, как можно купить такой или сходный круиз? И еще: возможно ли проехать от Нью-Орлеана до Миннеаполиса?
Заранее благодарен,
info@mitzvah.ru
Виктор
Re: Виктор Лензон
Добрый день. Заказать и оплатить круиз можно на сайте компании: http://www.americanqueensteamboatcompany.com. От Нового Орлеана до Сент-Пола (а там уже рядом Миннеаполис) проехать можно, приобретя три стыкующихся недельных круиза вверх по Миссисипи (через Мемфис и Сент-Луис).
Спасибо большое за столь интересный фотоотчет. Сразу захотелось и побыстрее. Мы живем в Нью Йорке. Есть выбор: начинать из Нью Орлеана или как вы из Сен. Люиса. Я понимаю маршрут не круговой, начинает в одном городке и заканчивает в конце маршрута и оттуда надо брать вылет домой?
Добрый день! Маршрут бывает круговой и односторонний. Круговые обычно начинают и заканчиваются в Новом Орлеане.
Спасибо. Смешной вопрос, но я спрошу)) Лопасти работают все время? В смысле шум от них есть? Каюту брать подальше или не важно.
Колесо вращается на ходу постоянно. Шума не помню. Может, он и был, но не помню, хотя моя каюта находилась как раз в кормовой части.