asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Немного истории... о распределении кают

Полистал рабочие расписания на 1985 год. Там в разделе "Прочий материал"; есть глава "Закрепление мест". В ней расписано, какие каюты на судах транспортных линий за кем закрепляются.

Сейчас работающие транспортные линии сохранились на Лене, Енисее и Иртыше, а в то время они существовали и на реках европейской части СССР, в том числе на Волге. В 1985 году из Москвы работали четыре дальние транспортные линии.

Линию Москва - Астрахань обслуживали девять теплоходов проекта 26-37 Волжского пароходства. Из нынешних теплоходов "Инфофлота" на этой линии работали "Н.А. Некрасов" и "Александр Бенуа" (тогда - "Яков Свердлов").




Линию Москва - Ростов-на-Дону обслуживали десять теплоходов проекта 588 Волжского пароходства, среди них - "Карл Маркс".

Линию Москва - Уфа обслуживали суда Бельского пароходства: теплоходы 305 проекта "Марина Раскова" и "Алексей Киселев" (ныне "Башкортостан") и списанные как раз после той навигации пароходы 737 проекта "В.А. Жуковский" и "Уфа".

Существовала и довольно удивительная транспортная линия, туристический вариант которой называется "Московская кругосветка". Теплоходы 305 проекта Московского пароходства "Павел Юдин" и "Александр Шемагин" ходили по маршруту Москва (Северный речной вокзал) - Нижний Новгород - Москва (Южный речной вокзал).

Билет на судно транспортной линии можно было купить из любой точки в любую, но при этом все каюты были заранее распределены по местам продажи. То есть если каюта была закреплена за Саратовым, то ее там на все рейсы и продавали, а если человек освободил место раньше, то тогда уже это место могли продать на оставшийся участок. Что-то похожее существует сейчас в РЖД.

Так вот насчет распределения кают. Купить места на теплоход транспортной линии заранее было довольно сложно. Как и многое в Советском Союзе, билеты на теплоход были в дефиците. В Москве и Ленинграде запись в очередь начиналась за год до начала навигации, но это не гарантировало покупку билета на нужную дату. Правом внеочередной покупки пользовались инвалиды и ветераны войны, Герои социалистического труда. Они формировали отдельную очередь, которая приобретала билеты до очереди обычной.

Места, как я говорил, были в дефиците. Возьмем, для примера, Самару (тогда - город Куйбышев). На каждом теплоходе линии Москва - Астрахань выделялись для продажи в Куйбышеве: одна двухместная каюта 1А категории, одна двухместная каюта 2А категории, одна четырехместная каюта 3А категории. Это всё. Иногда в день отправления на теплоходе оказывались свободные места, но без гарантии.

Интересная ситуация была с самыми лучшими каютами. В каюты "люкс" (единственные, оборудованные санузлами), простым смертным попасть было практически нереально - они распределялись внутри системы Министерства речного флота. Но давайте, не претендуя на проезд в "люксе", оценим свои шансы купить билет в одну из лучших двухместных кают на теплоходе астраханской линии.

Лучшими двухместными каютами на этих судах были двенадцать одноярусных кают с умывальниками в носовой части средней палубы. Подобные каюты существовали и в кормовой части, но носовые каюты выгодно отличались практическим отсутствием шума.

Итак, двенадцать самых хороших двухместных кают. По одной каюте закреплялись за ЦК КПСС, Верховным Советом СССР, Советом министров СССР, Советом Министров РСФСР, Министерством речного флота, Управлением пассажирских перевозок, военными, Московским речным пароходством. Еще одна каюта попадала в резерв.

Для предварительной продажи в кассах оставались три каюты: две продавались в Горьком, одна - в Москве. Но на часть рейсов и эти каюты уходили в бронь. Поэтому в течение навигации лишь несколько десятков москвичей имели гипотетическую возможность купить место в двухместной каюте в носовой части средней палубы теплохода линии Москва - Астрахань. Практически эти каюты оказывались доступными лишь льготникам, имеющим право купить билет без очереди, и то малой их части.

Впрочем, если не быть требовательным к категории каюты и конкретной дате поездки, а к этому еще и, записавшись в очередь за год, отмечаться три раза до открытия продаж билетов, то шансы купить билет были высокими. В противном случае желательно было работать в одном из правильных мест и "знать Ивана Ивановича".

Не могу сказать, что я хотел бы в эти времена. Но это - тоже наша история.

P.S. На последней фотографии - вовсе не неправильное положение фотоаппарата. Теплоходы транспортных линий во время стоянок в промежуточных портах иногда использовались под прогулки. На фото - теплоход "Сергей Лазо" (ныне "Президент") возвращается с прогулки в порт Казань. Отдыхающие скопились на правом борту и создали судну немалый крен.
Tags: воспоминания, история флота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments