Немного истории... о распределении кают

Полистал рабочие расписания на 1985 год. Там в разделе "Прочий материал"; есть глава "Закрепление мест". В ней расписано, какие каюты на судах транспортных линий за кем закрепляются.

Сейчас работающие транспортные линии сохранились на Лене, Енисее и Иртыше, а в то время они существовали и на реках европейской части СССР, в том числе на Волге. В 1985 году из Москвы работали четыре дальние транспортные линии.

Линию Москва - Астрахань обслуживали девять теплоходов проекта 26-37 Волжского пароходства. Из нынешних теплоходов "Инфофлота" на этой линии работали "Н.А. Некрасов" и "Александр Бенуа" (тогда - "Яков Свердлов").




Линию Москва - Ростов-на-Дону обслуживали десять теплоходов проекта 588 Волжского пароходства, среди них - "Карл Маркс".

Линию Москва - Уфа обслуживали суда Бельского пароходства: теплоходы 305 проекта "Марина Раскова" и "Алексей Киселев" (ныне "Башкортостан") и списанные как раз после той навигации пароходы 737 проекта "В.А. Жуковский" и "Уфа".

Существовала и довольно удивительная транспортная линия, туристический вариант которой называется "Московская кругосветка". Теплоходы 305 проекта Московского пароходства "Павел Юдин" и "Александр Шемагин" ходили по маршруту Москва (Северный речной вокзал) - Нижний Новгород - Москва (Южный речной вокзал).

Билет на судно транспортной линии можно было купить из любой точки в любую, но при этом все каюты были заранее распределены по местам продажи. То есть если каюта была закреплена за Саратовым, то ее там на все рейсы и продавали, а если человек освободил место раньше, то тогда уже это место могли продать на оставшийся участок. Что-то похожее существует сейчас в РЖД.

Так вот насчет распределения кают. Купить места на теплоход транспортной линии заранее было довольно сложно. Как и многое в Советском Союзе, билеты на теплоход были в дефиците. В Москве и Ленинграде запись в очередь начиналась за год до начала навигации, но это не гарантировало покупку билета на нужную дату. Правом внеочередной покупки пользовались инвалиды и ветераны войны, Герои социалистического труда. Они формировали отдельную очередь, которая приобретала билеты до очереди обычной.

Места, как я говорил, были в дефиците. Возьмем, для примера, Самару (тогда - город Куйбышев). На каждом теплоходе линии Москва - Астрахань выделялись для продажи в Куйбышеве: одна двухместная каюта 1А категории, одна двухместная каюта 2А категории, одна четырехместная каюта 3А категории. Это всё. Иногда в день отправления на теплоходе оказывались свободные места, но без гарантии.

Интересная ситуация была с самыми лучшими каютами. В каюты "люкс" (единственные, оборудованные санузлами), простым смертным попасть было практически нереально - они распределялись внутри системы Министерства речного флота. Но давайте, не претендуя на проезд в "люксе", оценим свои шансы купить билет в одну из лучших двухместных кают на теплоходе астраханской линии.

Лучшими двухместными каютами на этих судах были двенадцать одноярусных кают с умывальниками в носовой части средней палубы. Подобные каюты существовали и в кормовой части, но носовые каюты выгодно отличались практическим отсутствием шума.

Итак, двенадцать самых хороших двухместных кают. По одной каюте закреплялись за ЦК КПСС, Верховным Советом СССР, Советом министров СССР, Советом Министров РСФСР, Министерством речного флота, Управлением пассажирских перевозок, военными, Московским речным пароходством. Еще одна каюта попадала в резерв.

Для предварительной продажи в кассах оставались три каюты: две продавались в Горьком, одна - в Москве. Но на часть рейсов и эти каюты уходили в бронь. Поэтому в течение навигации лишь несколько десятков москвичей имели гипотетическую возможность купить место в двухместной каюте в носовой части средней палубы теплохода линии Москва - Астрахань. Практически эти каюты оказывались доступными лишь льготникам, имеющим право купить билет без очереди, и то малой их части.

Впрочем, если не быть требовательным к категории каюты и конкретной дате поездки, а к этому еще и, записавшись в очередь за год, отмечаться три раза до открытия продаж билетов, то шансы купить билет были высокими. В противном случае желательно было работать в одном из правильных мест и "знать Ивана Ивановича".

Не могу сказать, что я хотел бы в эти времена. Но это - тоже наша история.

P.S. На последней фотографии - вовсе не неправильное положение фотоаппарата. Теплоходы транспортных линий во время стоянок в промежуточных портах иногда использовались под прогулки. На фото - теплоход "Сергей Лазо" (ныне "Президент") возвращается с прогулки в порт Казань. Отдыхающие скопились на правом борту и создали судну немалый крен.
Конечно, таких данных нет.
Но вот любопытно: какой процент из числа пассажиров использовал транспортную линию в качестве круиза?
Ведь купить путёвку на круизное судно тогда было не легче, чем "билет на параход" :)
Мы со своими родителями использовали ТЛ в качестве круиза из Тольятти.
Спасибо, Александр Сергеевич, за очередной интересный пост. Прочел сейчас его, и как бы по душе ножом... Дело в том, что я со своим дедушкой в начале 90-х когда был юн, летом на протяжении долгого времени, каждое утро вместе с вещами чемоданом и прочим скарбом, ходили на РВ в Тольятти в надежде на то, что после Ульяновска по рации III штурман даст в Тлт наличие мест до Астрахани... Какое же было счастье, что на четвертый или пятый раз нам удалось попасть на Сергея Лазо до Владимировки (Ахтубинск). Так же с болью вспоминаю слезы на моих глазах, их соленый вкус и боль разочарования, когда говорили что мест нет... Так же стоит учесть что мой дед (Ц. Е. Н) был заслуженным работником РЕчФлота, плавал с 15 лет еще с помшкипера и до Капитана, но в силу своей природной скромности не козырял этим и не шел на "верх" с просьбой.
Вот вспомнил, а поверить не могу что такое могло быть, хотя сам это видел, ощущал... НЕ ХОЧУ ОБРАТНО В 90-е в СССР!

С Уважением,
Алексей Ш.

Edited at 2013-08-22 10:57 am (UTC)
Да вот, сейчас многие забыли, кто-то не застал всего этого. Образ СССР сейчас несколько, на мой взгляд, идеализируется.
Александр, прочел пост и как будто он о сегодняшнем дне! Та же история бывает и нынче - хочешь каюту люкс на Енисее - заказывай за 2-3 месяца. И то не факт, что срастется. Но и с самыми дешевыми местами бывает та же история - транспортная линия популярна, и порой единственное средство добраться за разумные деньги на Енисее. Многих выручают палубные билеты без места.
И на Иртыше похожая ситуация, но там люксов на теплоходах нет.
(Anonymous)
Дорогой Александр Сергеевич, спасибо за интересное сообщение!
В Куйбышеве эта проблема остро не стояла.
3 каюты на один теплоход в одном направлении - это 8 мест. Линия "Москва-Астрахань" и синхронизированная с ней линия "Москва-Ростов" ходили через день. На ежедневной линии "Горький-Астрахань" Куйбышевская квота была больше, так как на нее не были завязаны "москвичи".
По Камской линии, которую обслуживало 6 электричек проекта 785 с интервалом 3 суток, проходило 4-5 судов в неделю.
Выходит, за неделю в обоих направлениях (вверх\вниз) проходило не менее 32 теплоходов.
Даже отталкиваясь от квоты 8 мест на судно - это 256 спальных мест в неделю. Плюс к этому продавались свободные места в день отправления.
Это только транспортные линии. Была проблема уехать в нужной каюте, особенно в пик сезона, но проблема уехать в принципе - остро не стояла.
Не забывайте, что в 1985 году туристические рейсы никто не отменял. От Куйбышевского совета по туризму работало 3 теплохода, в т.ч. 400 местный "Валериан Куйбышев".
Дополнительно к тому, Куйбышевский порт организовывал регулярную туристическую линию на собственных судах 785 проекта по маршруту "Куйбышев-Волгоград" - 2 судна.
А местное транспортное сообщение покрывало участок от Казани до Саратова.
Это была лучшая в мире система речного транспорта и транспорта вообще, которой возможно не будет уже никогда.
Лучшая система здравоохранения, образования...
Однозначно, я бы хотел вернуться в те времена.
Все же, я думаю то что вы написали относиться к 70-80 годам. Но ни как не к 90 - м.
(Anonymous)
Кстати, существовала так же практика отправления транзитных пассажирских судов в период стоянки в портах на массовый вывоз пассажиров с пригородных пристаней. Это происходило когда в выходной день местный флот не справлялся с пассажиропотоком.
Брали на палубы иногда до 1000 человек пассажиров. В прежние времена регистр и судоходчики смотрели на это проще. Капитану потом в порту выдавалась справка о перевезенных пассажирах, таким образом, экипаж поправлял план по перевозкам.
И транзитные Метеоры, даже с других портов, при наличие свободных мест заходили на пригородные пристани брать людей - у каждого шкипера на пристанях была радиосвязь и он мог запросить любое проходящее судно
В те времена ВОРП был единым и взаимная поддержка ценилась высоко и приносила успешный производственный результат.

В Казани, возможно, как раз запечатлен такой же пригородный доп. рейс - уж слишком ощутимый крен у судна. На обычной прогулке его бы не стали так перегружать.
Да, по-моему, это и был пригородный доп. рейс. Что-то вроде вывоза трудящихся из зоны отдыха. Такие рейсы делали в Казани теплоходы "Сергей Лазо" и "Вацлав Воровский", приходившие в Казань при движении вниз по воскресеньям. У них под этот вывоз была на постоянной основе продлена стоянка в Казани на полтора часа.
Интересный пост. Но речь идет все-таки о транспортной линии, задача которой в первую очередь перевозить людей. Использовать автобус, следующий из центра Москвы в Южное Бутово в качестве экскурсионного, конечно, можно, но это не будет оптимальным вариантом.

Гораздо интереснее было бы узнать, как происходило распределение путевок на круизные суда.
Путевки можно было приобрести со значительной скидкой по профсоюзной или какой-нибудь еще льготной линии, отсюда миф про дешевизну речных круизов в советское время. Часть мест реализовывалась по полной цене через Бюро путешествий и экскурсий (Советы по туризму и экскурсиям). Чаще всего такие путевки можно было купить свободно, но - дорого, и далеко не на каждый рейс.

нда, размах судоходства тех времен впечатляет...

Сейчас объемы дальних круизных/пассажирских перевозок, конечно, сократились, но и перераспределились в сторону круизов меньшей продолжительности. В 1980-е годы такого не бывало, чтобы сразу восемь теплоходов уходили в круизы выходного дня с СРВ, сейчас же это частое явление. :)
Спасибо, Александр Сергеевич, что затронули тему речного транспорта в СССР. Да, было непросто приобрести билеты в желаемую каюту, но цены на проезд(без питания) были гораздо доступнее. У меня сохранилась информация: билет в каюту III категории от Камышина до Москвы(это 7 дней хода) 17р, I класс одноместн. 35р, а "люксе" 75р. Т.е. проезд на транспортной линии могли позволить себе люди даже со скромными доходами, что собственно и подтверждает указанный Вами высокий спрос на билеты. Я сам лично жалею о том, что уже нет транспортных линий и с удовольствием бы вернулся в 70-80-е годы...но и туристические линии всё равно нужны!
Очень интересно у Вас, как это я раньше не видела Ваш ЖЖ ?
А вот зашла, потому что хотела рассказать друзьям о своём давнем путешествии по Волге.. и оказалось, что много чего не помню.
Буду теперь у Вас читать и вспоминать.
Спасибо !