asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Тяжелый металлический рок, или мир меняется

Я обычно пишу про наши теплоходы, ну в крайнем случае про не наши, но сегодняшняя тема поста мало сочетается с флотом. Речь о том, что мир меняется, и о музыке хэви-метал. Эта музыка не теплоходная; во всяком случае, я бы не рискнул составить из нее программу дневного радиовещания на борту. Но, кстати, в этом году прошел первый морской Full Metal Cruise, в котором участвовали многие известные команды металлического жанра. Проходило это мероприятие на борту очень хорошего круизного лайнера Mein Schiff 1 (бывший Celebrity Galaxy) и длилось неделю. Есть над чем подумать и нам.

Так вот, о том, что мир быстро меняется. Многие вещи, кажущиеся нормальными сегодня, с трудом уложились бы в голове пару десятков лет назад. И речь не обязательно может идти о технологическом прорыве. Взять простой пример из области музыки.

В старших классах (СССР, конец 1980-х годов) мы увлекались тяжелым металлическим роком. У кого-то это увлечение потом прошло, кому-то (как и мне) эта музыка нравится и сейчас. Моей любимой группой была Accept, и другой любимой группой – U.D.O., созданная бывшим вокалистом Accept Удо Диркшнайдером, обладателем характерного «металлического» голоса.

Эх, не могу найти фотографию, где мы, в гриме, изображаем металлическую группу.

Не могу сказать, что увлечение такой музыкой мешало моей комсомольской работе – в качестве политинформатора и в комитете комсомола школы. Но все же отношение значительной части общества к тяжелому металлическому было довольно своеобразным. Этот жанр вообще не считался музыкой, а представлялся большинством населения Советского Союза примерно так: волосатые дядьки, приняв тяжелых наркотиков и залившись литрами алкоголя, выползают на сцену и извлекают из электрогитар набор бессвязных громких звуков, тем более что играть они и не умеют. А молодежь это слушает, потому что у них такой протест и они пока глупые. Я даже не преувеличиваю: представление у населения советской страны о металлическом роке было именно такое; «партия и правительство» (то есть официальные структуры) это представление разделяли.

Ну и вот идем мы году так в 88-89-м с одноклассниками куда-то в сторону площади Стачек и обсуждаем, что посмотреть бы хоть одним глазком на этих U.D.O., но понимаем, что это абсолютно нереально. И тут навстречу нам – предсказательница в черном. И говорит: «А между прочим, сейчас в Подмосковье в детский садик ходит такой мальчик, Андрей, он ничего не знает про металл, но когда вырастет, будет играть на гитаре в группе U.D.O.». Мы подумали, что дама не в себе, но на всякий случай уточнили: «Он, стало быть, эмигрирует в Германию?». На что получили ответ: «Нет, он будет жить в нашей стране и играть в немецкой группе U.D.O.».

И, пока мы переваривали эту немыслимую информацию, последовала небрежная реплика: «Кстати, название его университетского диплома будет «Heavy Metal в России в 90-е годы XX века: формирование музыкального канона». Тут-то мы получили полный «разрыв шаблона», поскольку поверить даже в то, что советский человек будет играть в полузапрещенной хэви-металлической группе, проще, чем в то, что в советском вузе возможна такая тема диплома. Уж профессора с доцентами с этими делами абсолютно несовместимы, мы-то знали!

Конечно, этой встречи не было, но казавшееся немыслимым стало будничной реальностью. Не стало страны с ее идеологией; стали стираться границы между странами (глобализация); шагнули вперед технологии. И вот уже что компании, что музыкальные группы могут работать, невзирая на границы, гражданства, национальности. Да, а в группе U.D.O. действительно теперь играет прекрасный российский гитарист Андрей Смирнов. В общем, мир меняется, и это здорово.

А что касается металлического рока, то его слушало большей частью мое поколение, и вряд ли этот жанр станет так же популярен, как в 80-е. Недавно дал посмотреть свежую концертную U.D.O. запись 8-летним крестникам. Игра гитаристов и ударника им понравилось, а о вокале один из них сказал: «Дядя Удо же не поет! Он просто кричит! Разве это пение?» Впрочем, после этого довольно точно воспроизвел вокальную партию Диркшнайдера в песне Steelhammer.


Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments