Япония: Киото

Вот я и добрался до Японии.

Все как-то не складывалось там побывать, а страна манящая. И хотя Японию можно посетить и во время морского круиза, в этот раз я предпочел путешествовать по земле. Причина – в этой стране хочется немного пожить: есть ощущение, что она стоит того. Так что несколько дней проведу в Осаке, выезжая в разные места, ну и постараюсь попутно о чем-то успевать писать.



Город Киото на протяжении более тысячи лет был столицей Японии, уступив этот статус Токио сравнительно недавно – в 1869 году. Город был основан в 794 году императором Камму, который перенес сюда столицу из соседней Нары.

Киото был полностью разрушен в середине XVI века, когда в Японии случилась гражданская война. Началась она с конфликта за право наследования должности сёгуна (очень условно можно сравнить функции сёгуна с функциями премьер-министра). Постепенно этот конфликт перерос в масштабную бойню, эпицентр которой находился как раз в Киото. Практически после этого город пришлось строить заново.

В Киото сохранились многие интересные постройки средних веков, в основном аристократические замки. Но не стоит думать, что достопримечательности Киото можно осмотреть, как в европейских городах, в рамках приятной пешеходной прогулки, для чего достаточно лишь попасть в район, называемый старым городом.

Нет, Киото – большой город с малоинтересной застройкой (говорят, что японцы уделяют гораздо меньше внимания внешнему виду домов, чем интерьерам помещений). Среди этой застройки и раскиданы на огромной территории старинные памятники архитектуры.

Да и скажите, разве может город с таким зданием вокзала иметь уютный исторический центр?



Раз уж речь зашла о вокзалах: железные дороги – удобнейший способ перемещения между разными точками Японии. Между Токио, Осакой и другими крупными городами проложены отдельные скоростные линии (Синкансэн), причем они имеют свою ширину колеи (европейскую, в отличие от более узкой японской) и свой подвижной состав.

Для поездки в Киото я воспользовался скоростным поездом серии N700. Это один из самых современных японских поездов. Он развивает скорость до 300 километров в час, причем за счет возможности наклона кузова проходит повороты также на высокой скорости. Головные вагоны «Поезда-пули» похожи на утят, а окна в вагонах напоминают авиационные иллюминаторы.





Обратно же поехал на обычном пригородном поезде. Время в пути от Осаки до Киото на Синкансэне составляет всего 15 минут, на обычном поезде – в два раза больше, причем вагоны заполняются довольно плотно.

Это привело к появлению на японских железных дорогах вагонов «только для женщин». Дело в том, что в последние годы в Японии участились случаи… скажем так, нежелательного физического контакта в переполненных вагонах между людьми противоположного пола. Теперь женщины имеют возможность ездить отдельно, и что интересно, активно этим пользуются. А мужчины ворчат, что для них тоже нужны такие вагоны, чтобы никто не думал, что они собираются к кому-то приставать.



Чтобы у читателя не создалось неправильное представление о японцах, скажу о первых впечатлениях о стране. Первое, что бросается в глаза: тотальная вежливость. Пожалуй, не знаю, с чем и сравнить. Ну нет больше таких стран, где буквально все вокруг предупредительны, кланяются, улыбаются, рады помочь. Второе – при внешнем азиатском хаосе и явном недостатке надписей на английском – прекрасная организация всего и везде. В этом хаосе с иероглифами и людьми, почти не владеющими английским, легко ориентируешься и комфортно себя ощущаешь.

Общее же ощущение – другая планета. Я очень много где побывал, и у меня уже крайне притупленное восприятие новых стран. Но здесь – что-то совсем не такое, как в других местах мира… и даже не как в других азиатских странах.

Одно из проявлений организованности японцев – очередь в прибывающий поезд. Платформа строго размечена; двери вагонов остановятся точно у очередей. Да, и поезд придет вовремя.



Ведь день лил дождь. Что ж, в этом есть и преимущество: мало туристов; можно спокойно побродить по интересным местам. Их в этот день было три (лишь малая часть того, что можно увидеть в Киото).

Замок Нидзё

Строительство замка было закончено в 1626 году сёгуном Токугавой Иэмицу, известным своей политикой изоляции Японии от остального мира и религиозной нетерпимостью ко всем религиям, кроме традиционного японского синтоизма и буддизма.

Замок Нидзё служил резиденцией сёгунов рода Токугава до 1867 года, то есть до окончания правления последнего японского сёгуна. После этого Нидзё стал императорской резиденцией, а в 1939 году был передан администрации Киото и вскоре открылся для свободного посещения.

Посетителей встречают крепостная стена, наполненный водой ров, и сторожевая башня.



Центральная постройка – дворец Ниномару, служивший в качестве деловой резиденции сёгуна. Внутренние пространства дворца по-японски просторны и лишены мебели. Фотографировать внутри дворца запрещено.



Япония известна своими садами. В каждом замке находится место для одного или нескольких садов, и пруда как части ландшафта. Не исключение и замок Нидзё. Японское садовое искусство подчиняется строго разработанным начиная с VIII века правилам. Японский сад – это природа в миниатюре. Это деревья, водоемы, камни. На первый взгляд, они располагаются почти хаотично, но в каждой композиции есть что-то очень гармоничное и притягательное. Даже в ненастную погоду японские сады очень хороши.



Погуляем еще немного по территории замка Нидзё. Кстати, во многих подобных местах, и Нидзё опять же не исключение, устроены чайные домики, где желающим подают ароматнейший зеленый чай со сладкой закуской. Лучшей возможности немного отдохнуть и предаться своим мыслям и не придумаешь.















Золотой павильон (храм Кинкакудзи)

Сёгун Асикага Ёсимицу был сильным правителем: укреплял центральную власть, развивал международную торговлю, покровительствовал искусству. Передав власть сыну, он постригся в монахи (правда, при этом продолжал контролировать государственные дела).

Будучи на «пенсии», Асикага Ёсимицу в 1394 году поселился в построенном для него на берегу пруда павильоне, и там же проводил многочисленные встречи и церемонии. После смерти экс-сёгуна павильон стал буддийским храмом Кинкакудзи (такова была воля умершего). Название «Золотой павильон» пошло от того, что он был покрыт золотой фольгой.

Павильон с некоторыми потерями пережил бои в Киото во время гражданской войны XVI века, и дожил до 1950 года, когда его поджег сумасшедший монах. К сожалению, павильон выгорел дотла, а на его месте построили точную копию. Золотой павильон – один из символов Японии, и дело не столько в легкой и «разностилевой» архитектуре этого сооружения, сколько в его идеальной вписанности в окружающую природу.



Павильон окружают более поздние (относительно оригинального здания) постройки.













Храм Рёандзи и сад камней

Храм Рёандзи был построен в 1450 году, но все существующие на его территории постройки – более поздние: оригинальные здания были уничтожены пожарами.





Храм Рёндзи известен благодаря самому, пожалуй, интригующему саду в Японии – саду камней. Сад состоит из гравия, камней и мха. Пятнадцать камней расположены таким образом, что с любой точки веранды храма одновременно видны только четырнадцать, а один камень скрыт. При перемещении по веранде скрытый камень появляется в зоне видимости, но из нее исчезает другой.

Композиции приписывается множество философских смыслов, хотя что на самом деле имел в виду автор, монах Соами, создавший сад в 1499 году, неизвестно. Возможно, смысл в том, что хотя все люди на веранде видят четырнадцать камней, каждый из них видит свою комбинацию, и не видит то, что видит другой.









Сады на территории храма Рёандзи особенно завораживающие. Несмотря на дождь, оттуда не хочется уходить.







Следующий рассказ – про Нару.
Tags:
Очень интересно и так красиво! Я хочу посетить несколько азиатских стран. Япония - одна из стран, в которой я обязательно побываю!
Мне кажется, там есть на что посмотреть! Много всяких достопримечательностей. Да и просто интересно ощутить национальный японский колорит, это ведь очень культурная нация! Они одни из немногих народов, кто чтит свои древние традиции.
Отлично! Поддержу мнение: как на другую планету попадаешь. Ни в одной другой стране такого чувства не возникло. Особенно когда на Акихабаре выходишь со станции - дух захватывает, как в фантастический роман попал.
Час пик в Токийском метро это еще круче, чем в Московском :) Но все дисциплинированно стоят в очереди, ждут. Понесло меня в час пик на Канду, там книжные магазины чудесные, в том числе много англоязычных. Не зная языка пытался выйти из вагона на Канде - фигушки, не протиснешься. Так меня, видя что иностранец, "всем коллективом" с доброжелательными улыбками пропускали из вагона, кто-то кнопочку нажал, чтобы дверь придержать. Плохо себе представляю такое в нашем метро.
А вот в Киото так и не попал. Все откладывал, и дооткладывался, что времени не хватило.
Замечательно интересная и самобытная страна, не похожая ни на одну другую.
Угу, сегодня весь день пользовался токийским метро. :) Многолюдно, но организовано все отлично.
А еще мне понравилось, что в метро есть расписание поездов и оно соблюдается. Насчет токийского метро не уверен, возможно расписание висит только для JR. А вот в Саппоро, в метро, даже если интервал в час пик 2-3 минуты, все равно висит расписание. Так-же и городские автобусы. Например у меня автобус из техно-парка до метро Шин-Саппоро по расписанию был в 18:06. Я выходил на остановку в 6 ровно - пусто, людей нет. В 18:05 на остановке собиралась толпа, а в 18:06 тормозил автобус. То есть нет смысла приходить заранее, транспорт может опоздать только в случае стихийного бедствия.
Да, по транспорту в Японии можно сверять часы. Хотя однажды мне довелось увидеть нечто совсем уж необычное: опаздывающий на семь минут скоростной поезд. Говорят, что опоздание такого поезда на полчаса - уже предмет для сюжета в национальных новостях.
(Anonymous)
Спасибо за фото и рассказы!
Безумно интересно, а, главное, я хоть немножечко посмотрела на сегодняшнюю Японию.

Фильмы Куросавы, Такеши Китано, еще Кобо Абэ, вот и все, а тут у Вас живой рассказ про сегодня. И очень впечатляющий!

Еще сто лет назад я читала Овчинникова "Ветка сакуры", а потом слушала в "Школе злословия" рассказы про Японию Алены Дьяконовой - япониста, переводчика, специалиста в области японской культуры, классической японской литературы, и Людмилы Ермаковой, доктора филологических наук, переводчика с японского, профессора Института иностранных языков г. Кобэ.

Может, Вам будет интересно послушать рассказы про Японию этих специалистов:
http://www.youtube.com/watch?v=bEcrXJZ0nao
http://www.youtube.com/watch?v=jx6uBgp0LD4

Там такой кусочек есть интересный, про вежливые жесты японцев, например, при переезде в новый дом надо принести соседям гречневую лапшу- собу, это омоним слова "рядом", и таким образом ты сообщаешь соседям, что приехала и будешь жить с ними рядом. А просто представиться своим соседям - это невежливо, слишком в лоб. И по мнению Людмилы Ермаковой, эти ритуалы гасят зло. Еще интересно послушать почему японцы все время кланяются. Кстати, действительно кланяются?

Чучело начальника - это миф, как выясняется из интервью, а отпуск у японцев, действительно, 3 дня в году. Во всяком случае, никогда не больше недели.

Помню про прошлогоднюю Чечню, какие полярные миры - Чечня и Япония, казалось бы, что может быть общего у японцев и чеченцев, кроме того, что мы живем на одной планете и испытываем счастье от одинаковых вещей и горе тоже, от одного и того же.

Татьяна Плышевская

Спасибо, Татьяна! Японцы действительно часто кланяются; за пять дней, которые я провел в Японии, я незаметно для себя тоже стал это делать. Поклон - это традиционное японское приветствие (как у нас пожать руку), но существует множество других ситуаций, когда японцы кланяются, и эти поклоны немного разные в зависимости от ситуации. То есть это целый язык - язык поклонов.
Сашечка!! изумительный слог! не перегруженный информацией и в то же время очень познавательный текст! За качество фото и замечательные ракурсы можно аплодировать. Понравилось. А 15-14 камней - просто здорово. Тоже Япония в обязательных планах, так что помимо интереса эстетического, еще и полезную информацию получаю.
И еще раз, чтобы не забыл - изумительный слог!
Оксана, перехвалишь! Но спасибо! Мы же с тобой когда-то хорошо писали сочинения. :))