asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Япония: Киото

Вот я и добрался до Японии.

Все как-то не складывалось там побывать, а страна манящая. И хотя Японию можно посетить и во время морского круиза, в этот раз я предпочел путешествовать по земле. Причина – в этой стране хочется немного пожить: есть ощущение, что она стоит того. Так что несколько дней проведу в Осаке, выезжая в разные места, ну и постараюсь попутно о чем-то успевать писать.



Город Киото на протяжении более тысячи лет был столицей Японии, уступив этот статус Токио сравнительно недавно – в 1869 году. Город был основан в 794 году императором Камму, который перенес сюда столицу из соседней Нары.

Киото был полностью разрушен в середине XVI века, когда в Японии случилась гражданская война. Началась она с конфликта за право наследования должности сёгуна (очень условно можно сравнить функции сёгуна с функциями премьер-министра). Постепенно этот конфликт перерос в масштабную бойню, эпицентр которой находился как раз в Киото. Практически после этого город пришлось строить заново.

В Киото сохранились многие интересные постройки средних веков, в основном аристократические замки. Но не стоит думать, что достопримечательности Киото можно осмотреть, как в европейских городах, в рамках приятной пешеходной прогулки, для чего достаточно лишь попасть в район, называемый старым городом.

Нет, Киото – большой город с малоинтересной застройкой (говорят, что японцы уделяют гораздо меньше внимания внешнему виду домов, чем интерьерам помещений). Среди этой застройки и раскиданы на огромной территории старинные памятники архитектуры.

Да и скажите, разве может город с таким зданием вокзала иметь уютный исторический центр?



Раз уж речь зашла о вокзалах: железные дороги – удобнейший способ перемещения между разными точками Японии. Между Токио, Осакой и другими крупными городами проложены отдельные скоростные линии (Синкансэн), причем они имеют свою ширину колеи (европейскую, в отличие от более узкой японской) и свой подвижной состав.

Для поездки в Киото я воспользовался скоростным поездом серии N700. Это один из самых современных японских поездов. Он развивает скорость до 300 километров в час, причем за счет возможности наклона кузова проходит повороты также на высокой скорости. Головные вагоны «Поезда-пули» похожи на утят, а окна в вагонах напоминают авиационные иллюминаторы.





Обратно же поехал на обычном пригородном поезде. Время в пути от Осаки до Киото на Синкансэне составляет всего 15 минут, на обычном поезде – в два раза больше, причем вагоны заполняются довольно плотно.

Это привело к появлению на японских железных дорогах вагонов «только для женщин». Дело в том, что в последние годы в Японии участились случаи… скажем так, нежелательного физического контакта в переполненных вагонах между людьми противоположного пола. Теперь женщины имеют возможность ездить отдельно, и что интересно, активно этим пользуются. А мужчины ворчат, что для них тоже нужны такие вагоны, чтобы никто не думал, что они собираются к кому-то приставать.



Чтобы у читателя не создалось неправильное представление о японцах, скажу о первых впечатлениях о стране. Первое, что бросается в глаза: тотальная вежливость. Пожалуй, не знаю, с чем и сравнить. Ну нет больше таких стран, где буквально все вокруг предупредительны, кланяются, улыбаются, рады помочь. Второе – при внешнем азиатском хаосе и явном недостатке надписей на английском – прекрасная организация всего и везде. В этом хаосе с иероглифами и людьми, почти не владеющими английским, легко ориентируешься и комфортно себя ощущаешь.

Общее же ощущение – другая планета. Я очень много где побывал, и у меня уже крайне притупленное восприятие новых стран. Но здесь – что-то совсем не такое, как в других местах мира… и даже не как в других азиатских странах.

Одно из проявлений организованности японцев – очередь в прибывающий поезд. Платформа строго размечена; двери вагонов остановятся точно у очередей. Да, и поезд придет вовремя.



Ведь день лил дождь. Что ж, в этом есть и преимущество: мало туристов; можно спокойно побродить по интересным местам. Их в этот день было три (лишь малая часть того, что можно увидеть в Киото).

Замок Нидзё

Строительство замка было закончено в 1626 году сёгуном Токугавой Иэмицу, известным своей политикой изоляции Японии от остального мира и религиозной нетерпимостью ко всем религиям, кроме традиционного японского синтоизма и буддизма.

Замок Нидзё служил резиденцией сёгунов рода Токугава до 1867 года, то есть до окончания правления последнего японского сёгуна. После этого Нидзё стал императорской резиденцией, а в 1939 году был передан администрации Киото и вскоре открылся для свободного посещения.

Посетителей встречают крепостная стена, наполненный водой ров, и сторожевая башня.



Центральная постройка – дворец Ниномару, служивший в качестве деловой резиденции сёгуна. Внутренние пространства дворца по-японски просторны и лишены мебели. Фотографировать внутри дворца запрещено.



Япония известна своими садами. В каждом замке находится место для одного или нескольких садов, и пруда как части ландшафта. Не исключение и замок Нидзё. Японское садовое искусство подчиняется строго разработанным начиная с VIII века правилам. Японский сад – это природа в миниатюре. Это деревья, водоемы, камни. На первый взгляд, они располагаются почти хаотично, но в каждой композиции есть что-то очень гармоничное и притягательное. Даже в ненастную погоду японские сады очень хороши.



Погуляем еще немного по территории замка Нидзё. Кстати, во многих подобных местах, и Нидзё опять же не исключение, устроены чайные домики, где желающим подают ароматнейший зеленый чай со сладкой закуской. Лучшей возможности немного отдохнуть и предаться своим мыслям и не придумаешь.















Золотой павильон (храм Кинкакудзи)

Сёгун Асикага Ёсимицу был сильным правителем: укреплял центральную власть, развивал международную торговлю, покровительствовал искусству. Передав власть сыну, он постригся в монахи (правда, при этом продолжал контролировать государственные дела).

Будучи на «пенсии», Асикага Ёсимицу в 1394 году поселился в построенном для него на берегу пруда павильоне, и там же проводил многочисленные встречи и церемонии. После смерти экс-сёгуна павильон стал буддийским храмом Кинкакудзи (такова была воля умершего). Название «Золотой павильон» пошло от того, что он был покрыт золотой фольгой.

Павильон с некоторыми потерями пережил бои в Киото во время гражданской войны XVI века, и дожил до 1950 года, когда его поджег сумасшедший монах. К сожалению, павильон выгорел дотла, а на его месте построили точную копию. Золотой павильон – один из символов Японии, и дело не столько в легкой и «разностилевой» архитектуре этого сооружения, сколько в его идеальной вписанности в окружающую природу.



Павильон окружают более поздние (относительно оригинального здания) постройки.













Храм Рёандзи и сад камней

Храм Рёандзи был построен в 1450 году, но все существующие на его территории постройки – более поздние: оригинальные здания были уничтожены пожарами.





Храм Рёндзи известен благодаря самому, пожалуй, интригующему саду в Японии – саду камней. Сад состоит из гравия, камней и мха. Пятнадцать камней расположены таким образом, что с любой точки веранды храма одновременно видны только четырнадцать, а один камень скрыт. При перемещении по веранде скрытый камень появляется в зоне видимости, но из нее исчезает другой.

Композиции приписывается множество философских смыслов, хотя что на самом деле имел в виду автор, монах Соами, создавший сад в 1499 году, неизвестно. Возможно, смысл в том, что хотя все люди на веранде видят четырнадцать камней, каждый из них видит свою комбинацию, и не видит то, что видит другой.









Сады на территории храма Рёандзи особенно завораживающие. Несмотря на дождь, оттуда не хочется уходить.







Следующий рассказ – про Нару.
Tags: Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments