Япония: Токио

Писать о Токио что-то цельное бесполезно: этот огромный мегаполис категорически отвергает попытки объединить себя в одно. Поэтому вместо рассказа – несколько небольших фотоочерков.




Восточный сад

Представьте себе: в таком плотно застроенном многомиллионном городе, как Токио, да еще совсем рядом с железнодорожным вокзалом, есть прекрасное место для прогулок на природе.

Можно неспешно пройтесь по парковой зоне, оставляя в стороне закрытый для посторонних императорский дворец с парком. Но нам туда и не надо.







Нам надо в ту часть императорского парка, которая открыта для всех желающих. Пройдя по ней, попадаешь в уединенный сад, где очень хорошо неспешно гулять.









А где-то рядом стоят высотные дома и кипит обычная жизнь мегаполиса. Но это в соседнем мире, которого здесь не слышно. Такая вот удивительная частичка центра Токио.




Токийское метро

О метро в Токио ходят легенды. Приезжающие в японскую столицу часто рассказывают, какое оно огромное и запутанное.

Соглашусь с этим лишь частично. Огромное? Да. Самое большое по количеству пассажиров в мире. Запутанное?..



На самом деле рядом со схемами на японском обязательно висят и схемы на английском языке – не запутаешься. Но дело не только в этом: токийское метро – это очень японское явление. Оно большое, многолюдное, к нему примыкают подземные линии городских поездов, неотличимых от метро… И все это превосходно организовано. С пониманием, чего хочет человек и с уважением к нему.

Турникеты, если им дать неправильный билет, не травмируют пассажира психологически захлопыванием ворот перед его носом. Дверки мягко закрываются в полутора метрах от человека, а к «месту происшествия» уже спешит улыбающийся сотрудник, готовый помочь, и, если необходимо, приобрести нужный билет.

А над турникетами (и не только) висят не просто указатели, как попасть на ту или иную линию, но и сколько метров до нее осталось. Указателей много. Сейчас осталось 215 метров. Следующий указатель будет 180. Потом следующий… Метро как бы говорит человеку: «Я тебя не брошу; я буду тебе помогать легко ориентироваться в моих лабиринтах, и ты быстро попадешь на нужный поезд».



А пересадочные узлы в Токио бывают огромными. Знаменитая станция «Синдзюку», где сходится множество линий метро и городских поездов, обслуживает два миллиона пассажиров в день. Это как если бы все население Москвы прошло через станцию в течение пяти дней.



На мониторах в переходах дается дополнительная информация о задержках поездов на линиях, если они есть. Учитывая разветвленность токийского метро, человек, пользуясь этой информацией, обычно может выбрать другой маршрут.



Станции токийского метро просты архитектурно, но предельно наполнены информационно.





На некоторых линиях доступ к краю платформы закрыт. Он открывается только когда приходит поезд. Желтая линия ограничивает доступный край платформы. Она имеет неровную поверхность – это помощь людям с проблемами со зрением. А для тех, у кого есть сложности с передвижением, на каждой станции имеются лифты.





В час пик вагоны токийского метро бывают переполнены. В остальное время в вагонах относительно просторно.



Вечером поезда ходят почти пустыми. Вообще транспорт в Японии заканчивает работу рано, в десять-одиннадцать часов вечера.



Во всех вагонах имеются табло, показывающие, к какой станции подходит поезд. На некоторых линиях эти табло очень информативные: на них отображается и время движения поезда до ближайших станций.



Нет, это не про то, что в России с метро что-то не так. В России метро не хуже чем в большинстве стран мира, а по архитектуре и лучше. Нет, это про хорошую реализацию хорошего понимания того, чего хочет человек. Думаете, это просто? Возможно и просто. Но получилось только в Японии.

А вот еще одна фотография.



Не удивляйтесь: она сделана в общественном туалете токийского метро. Такие туалеты есть почти на каждой станции. Они, как и вся Япония, содержатся в полном порядке и стерильности.

Наверное, это тоже показатель культуры страны.


Накамисэ-дори

В городском квартале Асакуса есть большие ворота, через которые проходит множество людей. Что же скрывается за воротами?



А за ними начинается многолюдная торговая улица Накамисэ-дори. Здесь торгуют игрушками, сувенирами и сладостями.









Улица выводит к буддийскому храму Сэнсо-дзи.







В зарешеченный деревянный ящик у алтаря прихожане бросают монеты. По-моему, это синтоистская традиция, а храм буддийский. Кто его знает, может быть, это причудливое переплетение обрядов разных религий, а может, в буддизме тоже принято бросать монеты.



Лицо охранника защищено клеткой. Он стоит слишком близко к летящим монетам.




Речная прогулка

По центру Токио протекает река Сумидагава, а по ней ходят прогулочные теплоходы. Отказаться невозможно. А если учесть, что рядом с билетами на теплоход продают и ароматное вино «Сангрия» в стаканах, то и настроение перед плаванием получается отличное.





Салон заполнен. Теплоход отправляется в расположенный на искусственном острове в Токийском заливе новый район Одайба.





На реке всегда хорошо. Когда теплоход прошел низкие городские мосты, для пассажиров открыли верхнюю палубу, а узкая Сумидагава начала переходить в широкий Токийский залив.







Дом с шаром по курсу – здание компании Fuji Television.





Одайба – урбанистический район. Машины ходят где-то внизу, а пешеходы – по воздушным переходам, формирующим целые улицы.



И над всем этим возвышается огромное колесо обозрения.



А чтобы попасть на него, надо постоять в не менее огромной очереди.



Я не сомневаюсь, что это Япония, и очередь прекрасно организована, но колесо подождет до следующего раза.


Суши

Мне не раз говорили, что суши в России и суши в Японии – это две большие разницы. Правда, никто не уточнял, в чем состоят различия.

Но если кто-то (как четыре дня назад я) предполагает, что в Японии на каждом углу предлагают попробовать суши, то он заблуждается. Но вот наконец сошлись в одном месте суши-кафе и желание перекусить. Сейчас буду пробовать.



Заказал набор из разных суши. Что же это будет?



И вот они, приготовленные прямо при мне.



Что ж, будем пробовать. А нет, подождите. С мисо-супчиком будет лучше.



Итак, японские суши. Принципиальных различий с теми, что делают у нас, вроде и нет. Те же самые ингредиенты.

Но вкус у попробованных японских суши потрясающий. Нежные суши тают во рту. Секрет прост: свежайшая рыба. Вот и еще один повод сюда вернуться.


Вечерний Токио

А что говорить про вечерний Токио? Он такой же, каким его показывают по телевизору. Высокие дома, свет рекламы, толпы людей. Открыты магазины, кафе, рестораны. Кипит жизнь. Это возможная только в Японии смесь Европы, Азии, и немного еще какого-то особого мира.













Неожиданный «Макдональдс» предлагает попробовать новое блюдо. Понятно, что «что-то» теперь предлагается «с чем-то», и стоит это удовольствие 360 йен. А вот подробности непонятны.





Рядом с кипящим жизнью кварталом замирает, готовясь ко сну, деловой район.



Но в столичном правительственном комплексе продолжается жизнь. До позднего вечера все желающие могут подняться на сорок пятый этаж одного из зданий и полюбоваться панорамой ночного Токио.





Окончание следует.



Tags:
На одном из фото внутри вагона метро хорошо видно, что мягкие сиденья обиты приятной на ощупь "плюшевой" тканью красного цвета. В конце вагона такие же сиденья обтянуты синей тканью. Это "места для пассажиров с детьми и инвалидов". Интересно, что занимать такие места в Японии лицам "не льготных" категорий не принято, и на них сидят как правило только пожилые люди. Молодой парень или девушка никогда туда не сядут, поскольку таким образом человек как-бы декларирует свой социальный статус.
Кстати, ты не заметил, что в Токио постоянно трясет? Там действительно потряхивает практически постоянно, официально толчки идут 10-15 раз в час. Но они слабые и не во всех зданиях чувствуются. Мы ночевали одну ночь в традиционной гостинице типа "рюокан", это старинное деревянное здание. Так вот ночью, когда лежишь, постоянно ощущаешь подрагивание. А в Саппоро один раз тряхнуло весьма ощутимо. На 1-м этаже двери сами собой открывались и стулья на колесиках ездили :)
Не заметил (может быть, был спокойный день), но слышал о таком.
спасибо огромное за фоторепортаж! безумно красивые фото. чистота,порядок, всё для удобства людей. теперь я знаю, куда нужно полететь))

а как дела обстоят с языками? вы владеете японским или обходились английским-французским??.. слышала, что в Азии не изучают принципиально другие языки...

а как с криминалом дело обстоит?
Обходился английским, хотя на нем говорят немногие японцы. Но иногда в Японии достаточно жестов, и возникает полное понимание. Ничего в этом плане некомфортного. Видимой преступности нет. Страна безопасная.
Замечательный рассаказ, отличные фотографии. Спшасибо!