15 января 2014 года я вылетел из Веллингтона на остров Чатем на самолете Convair-580. Историческая машина 1956 года выпуска.
Меня иногда спрашивают, и в России, и в Новой Зеландии, почему я решил отправиться именно на остров Чатем. Но ответа, соответствующего какому-нибудь из общепринятых шаблонов, у меня нет. Пару назад я случайно увидел остров Чатем на карте, и понял, что мне туда надо. Не было никаких ожиданий от острова. Не было ощущения мечты. Просто мне надо было на Чатем. Тянуло, и все.
Я узнал только о том, что остров обитаем и на нем есть небольшая гостиница. Кроме того, что туда можно добраться на самолете. Больше меня ничего не интересовало: приеду – разберусь. Я ведь ехал не за чем-то конкретным, а на Чатем, каким бы он ни оказался. До самого прибытия на остров я ничего о нем не знал.
И вот посадочный талон у меня в руках. Лечу на остров Чатем.
Аэропорт новозеландской столицы Веллингтона уютный и необычно оформленный. Отсюда вылетаешь с хорошим настроением.
На острове Чатем есть своя маленькая авиакомпания Air Chathams, выполняющая четыре раза в неделю рейсы между островом и «большой землей». Летом добавляются еще два рейса в неделю. А летают на этой линии самолеты Convair-580. Потрясающие исторические самолеты, строившиеся одновременно с советскими Ил-14. Первый такой Convair (модель 240, с другими двигателями) поднялся в воздух в 1947 году. В пятидесятые и шестидесятые годы подобные самолеты эксплуатировались по всему миру, в том числе в крупнейших компаниях Lufthansa, KLM, American Airlines. А сейчас полетать на таком самолете уже почти нигде нельзя.
Здесь же они используются на регулярных рейсах. С нетерпением жду появления Convair-580, и вот он приземляется в веллингтонском аэропорту. 57-летний красавец-работяга.
Началась посадка в самолет. Пассажиров на остров сегодня летит немного, человек двенадцать, все или почти все островитяне. Часть салона занята под груз.
У Convair-580 большие окна, почти как в автобусе.
Стюардесса обращается к пассажирам: «Кто меня не знает: меня зовут Рэй». Не знал, наверное, я один, ведь на острове все знакомы, а в Air Chathams, как я узнал позже, всего три стюардессы (что при четырех рейсах в неделю более чем достаточно).
Выруливаем, разбегаемся, и взлетаем.
В иллюминатор хорошо виден весь Веллингтон:
А вот и наши вчерашние знакомые: круизный лайнер Dawn Princess, паромы Aratere и Stena Allegra.
Через несколько минут земля закончилась. Дальше до самого Чатема будет только море, 750 километров моря. Куда я лечу? Что там?
Часть салона, как я говорил, отдана под груз. Позже я узнал, что некоторые рейсы между Чатемом и Новой Зеландией выполняются полностью в грузовом варианте (везут рыбу на «большую землю»), для чего у Air Chathams есть один Convair-580 с большой грузовой дверью.
Нехитрый самолетный уют – 2 (а «уют – 1» был на рейсе Кострома – Санкт-Петербург):
Для более полного знакомства с самолетом:
Через полтора часа полета начинаем снижение.
Под крылом промелькнула земля…
… и вот ты какой, остров Чатем.
Разворачиваемся над лагуной и заходим на посадку.
Заруливаем к зданию аэропорта.
Фотографирую напоследок салон исторической машины (хотя салон, конечно, гораздо более поздний, чем самолет, и наверняка обновлялся за 57 лет не раз).
Итак, я на острове Чатем и ожидаю свой багаж в небольшом здании аэропорта. Общественного транспорта здесь нет; сейчас за мной приедут из гостиницы.
Приземлившись на Чатеме, я подумал, что как бы дальше ни сложилось пребывание на острове, я уже сюда приехал, а значит, я сделал то, что должен был сделать. Было ощущение абсолютной правильности моего сюда приезда – без каких-то рациональных тому объяснений. И была зарождающаяся симпатия к острову, о котором я ничего еще не знал.
В следующий раз я расскажу о том, что здесь увидел.