asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Музей финских железных дорог в Хювинкяа

В сорока минутах езды на поезде от Хельсинки, в городке Хювинкяа, есть Финский железнодорожный музей.



История железных дорог Финляндии – это часть истории железных дорог России. Ведь в период возникновения и развития внутреннего железнодорожного сообщения Финляндия входила в состав Российской империи (при этом имея широкую автономию).

Первая железная дорога в Финляндии была построена в 1862 году. Она связала Хельсинки и Хямеэнлинну. При строительстве была принята стандартная российская ширина колеи 1524 миллиметра, и этот стандарт сохраняется на финских железных дорогах до сих пор (тогда как в остальной Европе принята колея шириной 1435 миллиметров. Унификация финской железной дороги с уже построенными в России подразумевала соединение в будущем этих дорог в одну сеть. Правда, произошло это лишь спустя полвека, когда был построен Финляндский железнодорожный мост через Неву.

Сразу после открытия первой железнодорожной ветки приступили к строительству железной дороги от Хельсинки до Санкт-Петербурга. Она начиналась на уже действующей станции Риихимяки. Дорога была торжественно открыта в 1870 году, и мы имеем возможность пользоваться ей и сегодня. Конечно, за полтора века увеличилась скорость поездов, и время в пути сократилось с четырнадцати до трех с половиной часов.

В 1875 году была построена еще одна ветка: от станции Хювинкяа до порта Ханко. Эта ветка имела большое значение для российской публики, отправляющейся в дальние страны морем. Ведь в то время Ханко был единственным незамерзающим портом в Финском заливе, и оттуда круглый год отправлялись морские суда.

Поскольку Хювинкяа находился на уже существующей железнодорожной магистрали, там, естественно, существовал вокзал. Но для ветки Хювинкяа – Ханко было построено отдельное здание вокзала. Оно стало оживленным транзитным пунктом для тех, кто собирался предпринять морское путешествие из Ханко, в том числе для русских эмигрантов, отправлявшихся в далекую Америку.

В наши дни пассажирского движения между Хювинкяа и Ханко уже нет. Грузовые поезда проходят бывший транзитный узел без остановки. Но здание вокзала на этой ветке сохранилось. Теперь это – часть Финского железнодорожного музея в Хювинкяа.



Внутри бывшего вокзала – все, как и было полтора века назад. Залы ожидания, билетная касса, служебные помещения, отдельная дамская комната и, конечно, станционный буфет.










Хорошо в ожидании поезда выпить чаю в буфете! Но и на поезд опаздывать никак нельзя, поэтому здесь есть часы.



Ну а об отправлении поезда пассажиров оповещают ударом колокола.





На стене около кассы висит расписание движения поездов по линии Хельсинки – Хямеэнлинна 1862 года. Это первое расписание первой линии финских железных дорог. Первые финские поезда ходили всего три раза в неделю в каждом направлении, и затрачивали на дорогу от Хельсинки до Хямеэнлинны (в расписании этот город назван шведским именем Тавастехус) четыре с половиной часа.

За полтора века на этой линии произошел некоторый прогресс: теперь экспрессы из Хельсинки в Хямеэнлинну отправляются каждый час, а время в пути сократилось в четыре раза. Скорость движения поездов тоже увеличилась в четыре раза: с немыслимых в 1862 году сорока километров в час до никого не удивляющих в наши дни ста шестидясяти.



В те времена железнодорожники, обслуживавшие станцию, жили либо на ней же, либо в специально построенном для них доме-казарме. Такая казарма сохранилась и при станции Хювинкяа; в ней разместилась часть музейной экспозиции.











Рядом со станцией было построено паровозное депо. Снаружи можно осмотреть настоящий поворотный круг, служивший для разворота локомотивов и вагонов.



А мы зайдем в депо и в пристройки к нему. Пройдем через мастерские девятнадцатого века, и увидим самую интересную часть экспозиции музея – бережно отреставрированные исторические вагоны и локомотивы, в разное время работавшие на железных дорогах Финляндии.



Изюминка коллекции – императорский поезд правителей Российской империи. Этот поезд был построен для Александра II, а в дальнейшем он использовался также Александром III и Николаем II. Императоры пользовались этим составом исключительно для поездок из Петербурга в Финляндию, поскольку, как я упоминал, «финская» ветка не была соединена с остальной сетью железных дорог России.

Изначально поезд состоял из шести вагонов, но до наших дней сохранились только три. Это единственные сохранившиеся вагоны российских императорских поездов. Они были построены в 1870-75 гг., и эксплуатировались вплоть до революции.



Фото интерьеров вагонов возможно сделать только снаружи, через стекла, поэтому прошу отнестись к ракурсам и качеству фотографий с пониманием.

Первый вагон – «вагон императора».







Второй вагон – «вагон императрицы».





Третий вагон – «вагон-салон».



Как я говорил, императорский поезд для поездок в Финляндию состоял из шести вагонов. А в поезде, на котором царь перемещался по России, было десять вагонов. Но в любом случае, по сохранившимся трем вагонам «финского» поезда можно составить представление об интерьере и других императорских поездов, в том числе поезда, потерпевшего в 1888 году крушение под Харьковом вместе с императором Александром III и его семьей.



Первые вагоны финских железных дорог имели, подобно пароходам, открытую боковую террасу. Как этот почтовый вагон:





Пассажирские вагоны финских железных дорог, как и на российских дорогах, делились на три класса. Существовали смешанные вагоны. Половина такого вагона отводилась под первый класс (сидячие места в закрытых купе), половина – под второй класс (просто сидячие места). Один из таких вагонов начала XX века представлен в экспозиции.



Помещения второго класса по-старомодному уютны:





Купе первого класса:



Начиная с 1952 года для финских железных дорог стали строить дизель-поезда (тип Dm7). Для них уже не нужны были паровозы. Более того, даже в моторных вагонах, один из которых можно увидеть на следующей фотографии, размещались пассажиры. Такие поезда находились в эксплуатации до 1988 года.





В музее находятся и другие бережно отреставрированные исторические пассажирские вагоны.





А этот вагон еще ждет реставрации:



К 150-летнему юбилею финских железных дорог был восстановлен целый состав, состоящий из пассажирских вагонов первой половины XX столетия. Исторический поезд назвали Valteri в честь промышленника Вольтера Альмстрема. В дни празднования юбилея в 2012 году поезд Valteri совершил тур по железным дорогам Финляндии, а сейчас «отдыхает» в Хювинкяа.







Еще один подзабытый железнодорожный жанр – это рельсовые автомобили. Хотя почему подзабытый? И сейчас существуют дрезины. Но выставленные в музее экземпляры дрезинами не назовешь: это настоящие автомобили, только на рельсах. Здесь есть роскошный черный «Кадиллак», зеленый «Фиат», и обычная открытая дрезина.







В музее представлено множество действующих исторических паровозов финских железных дорог. Я познакомлю вас с некоторыми из них.



Старейший из сохранившихся паровозов Финляндии был построен в 1868 году. Маневровые локомотивы этой серии («0-4-2») строились в Англии для железных дорог многих стран, и в том числе для Финляндии, куда было поставлено девять таких паровозов. В Финляндии «0-4-2» получил прозвище «Баран». Такие паровозы использовались на финских железных дорогах до 1928 года. Из них сохранился только один.



Второй старейший из сохранившихся паровозов был построен годом позже в Шотландии. Это уже другая серия, «0-6-0». Такие паровозы предназначались для грузовых составов.





Аналогичный локомотив был построен в 1882 году в Германии.



Паровозы серии «4-4-0» – пассажирские. Находящийся в музее локомотив N 58 построен в Англии в 1868 году специально для работы на линии Санкт-Петербург – Хельсинки. Вот он, прапрапрадед современного скоростного «Аллегро»:



Между прочим, этот локомотив для своего времени тоже был скоростным. Он мог развивать скорость до 80 километров в час.

Следующий локомотив (серия «2-6-0») построен в 1885 году в Швейцарии.



Еще один пассажирский локомотив, серия «0-4-4», использовался для местных перевозок с различных финских станций, в том числе из Хельсинки и Выборга. Такие локомотивы работали в Финляндии до 1935 года – правда, в последние годы они уже водили не пассажирские, а легкие грузовые составы. Сохранившийся паровоз N 132 построен в Швейцарии в 1882 году.



Паровоз серии «2-6-0» N 400 построен в Финляндии в 1900-е годы. Такие паровозы смешанного назначения называли «Бабушками».

А за ним стоит N 555 серии «4-6-0», построенный в 1915 году. Такие локомотивы водили пассажирские поезда по всей Финляндии. Между прочим, однотипный паровоз N 293 доставил Ленина в Петроград в 1917 году, а в 1957 году был подарен правительством Финляндии Советскому Союзу. Теперь N 293 находится на вечной стоянке у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.



Самые мощные паровозы в истории финских железных дорог (серия «2-10-0») изначально не предназначались для Финляндии. Серия из шестидесяти семи таких паровозов была построена в США после окончания Второй Мировой войны для Советского Союза. Однако по причине отказа СССР от дальнейших поставок паровозы остались в США, а поскольку они были изготовлены для колеи 1524 миллиметра, то двадцать экземпляров купила Финляндия (большая часть остальных паровозов так и ушла в металлолом за ненадобностью).

До срыва этой крупной поставки локомотивы серии «2-10-0» в больших количествах поставлялись из США в Советский Союз по ленд-лизу. В СССР эти паровозы получили наименование «Е», и работали на советских железных дорогах до 1970-х годов. Несколько таких действующих паровозов сохранились в музейном статусе.

В Финляндии такие паровозы водили тяжелые грузовые составы, и получили прозвище «Трумэн». Сохранившийся локомотив N 1319 находится в музее.



Тепловозы серии Dr13 строились в Финляндии, и работали на финских железных дорогах с 1962 по 2000 год. Они в основном водили пассажирские поезда.



В километре от музея проходит та самая первая железнодорожная ветка Финляндии Хельсинки – Хямеэнлинна. Теперь она – часть большой системы финских железных дорог. Здание вокзала сохранилось с 1862 года, и оно остается действующим.



Люди на платформе ожидают поезда. Кажется, что сейчас к этому историческому зданию вокзала прибудет исторический поезд с паровозом и старомодными пассажирским вагонами. И, как в 1862 году, через два с половиной часа он доставит пассажиров в Хельсинки.

И поезд приходит. Но только современный, немного не подходящий к экстерьеру старого вокзала. В столице Финляндии он будет через сорок минут.



Tags: Финляндия, железнодорожное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments