asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Иран: предисловие

Когда мне хочется «перезагрузить мозги», я иду в книжный магазин и покупаю без определенного алгоритма несколько попавшихся на глаза книг. В тот день среди прочего мне попалась на глаза книга Софии Кутлаки «Среди иранцев». Чтение затянуло еще у магазинной полки. Автор, гречанка, вышла замуж за иранца и уехала жить к нему в Иран. Спустя двадцать лет она написала книгу об иранском обществе, одном из самых закрытых обществ в мире. Взгляд изнутри получился интересным, и, как мне показалось, без предвзятости.

Я подумал: интересная страна, почему бы не посмотреть на нее самому. И, не имея привычки раздумывать, ехать или нет, через пару часов уже купил билеты в Иран и обратно. Правда, пришлось вписывать поездку в разные рабочие и личные планы, поэтому на Иран удалось выделить только три дня.



Индивидуальные путешествия в Иран пока не распространены широко, и, кроме того, в организации такого путешествия есть некоторые особенности. Поэтому я, помимо рассказа о поездке, остановлюсь и на некоторых практических вопросах, чего обычно не делаю. Возможно, это будет полезно некоторым будущим путешественникам.

Подготовка

Для знакомства со страной я планировал использовать излюбленный способ: остановиться в крупном городе (в данном случае Тегеране), и каждое утро летать самолетом в новый уголок страны, возвращаясь вечером в гостиницу. Кстати, в Иране хорошо развито внутреннее авиасообщение, а билеты исключительно дешевы (50 долларов – обычная цена перелета). Исходя из этого плана, я наметил для посещения города Исфахан, Шираз и, возможно, Язд, пожертвовав самим Тегераном (в котором бы я только ночевал).

Проблема, однако, заключалась в том, что билеты на внутренние рейсы в Иране можно купить только в представительствах авиакомпаний, и только внутри страны. Исключение – компания Iran Air, продающая билеты на внутренние перелеты в своем московском офисе, но при условии, что будет куплен и международный билет в Иран на рейс этой авиакомпании. Однако самолет Iran Air летает из Москвы в Тегеран лишь раз в неделю, по вторникам, и это мне никак не подходило. Поэтому билеты планировалось купить уже в Иране.

Далеко не все международные системы интернет-бронирования предлагают забронировать гостиницу в Тегеране. Я нашел только одну такую систему, через которую смог это сделать – hrs.com, хотя, возможно, есть и другие – я искал не очень активно.

Конечно, для поездок по большинству стран мира все эти вопросы решаются не отходя от компьютера. Но Иран – случай особый: из-за международных санкций против этой страны в ней не действуют международные платежные системы. Так что никаких онлайн-бронирований из-за рубежа. Да и внутри страны иностранные кредитные карточки практически бесполезны (кроме некоторых дорогих магазинов).

Иранская виза делается за три дня в посольстве Ирана в Москве. Для тех, кто торопится, есть возможность сделать визу за один день, но только если консульство не загружено, о чем никак нельзя узнать заранее. Набор документов на визу минимален, но получение срочной визы подразумевает беседу с сотрудником консульского отдела о целях поездки.

Попасть в Иран довольно просто: есть прямые рейсы «Аэрофлота» и Iran Air из Москвы, и, кроме того, в Тегеран летают многие другие компании из других стран. Всегда есть выбор рейсов разных авиакомпаний, который можно сделать исходя из удобства расписания (многие рейсы прибывают в Тегеран ночью, что любят не все путешественники) и цены. Для полета туда я предпочел недорогую и удобную Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле и дневным прибытием в Тегеран, а обратно – «Белавиа» через Минск.

В самолете «Турецких авиалиний» разговорился с соседями, парой из Австралии. Они летели в Иран на три недели, чтобы изучить эту страну основательно. Кстати, обычный срок поездки в Иран у туристов составляет от десяти дней и больше. Мой экспресс-тур на три дня крайне нетипичен для этой страны, и даже вызывал удивление в консульстве. Туристы из Австралии, мои соседи по самолету, много путешествуют, и собираются в следующем году совершить речной круиз из Москвы в Санкт-Петербург. Вряд ли они ожидали, что случайный сосед по самолету сможет так исчерпывающе ответить на все их вопросы, связанные с предстоящим речным путешествием.

Корректировка планов

Иран – 69-я страна, в которой я побывал. И вроде уже и восприятие притупилось, а все равно встречи с необычной и во многих смыслах закрытой страной я ждал с нетерпением. И вот – первый взгляд с вынырнувшего из облаков самолета на сказочную Персию (так называлась эта страна до 1935 года). Автомобильная развязка посреди пустыни.



Международный аэропорт имени Имама Хомейни построен несколько лет назад. Прочитал в интернете рекомендации не менять в нем валюту из-за невыгодного курса. Но по факту ничего невыгодного там не обнаружил: курс иностранных валют в обменном пункте аэропорта почти соответствует официальному.

Основная валюта в Иране – иранский риал. Сегодня один российский рубль соответствует примерно семиста риалам (только не надо везти в Иран рубли – обменять на местную валюту можно доллары, евро, фунты, турецкие лиры и еще несколько валют, но не рубли). Банкноты бывают разного номинала, но крупные банкноты дефицитны, а самая распространенная банкнота – двадцать тысяч риалов. Это меньше доллара США, а именно пачки таких купюр чаще всего и выдают в обменных пунктах. Они занимают очень много места. Готовьте карманы и сумки и почувствуйте себя людьми, у которых много денег.

Интересно, что цены в Иране указываются и называются обычно не в риалах, а в туманах, что иногда сбивает с толку иностранцев. Туман – это десять риалов. Прибавляйте к названной сумме ноль, но на всякий случай уточните, в чем названа цена.

Привычку, прилетев в страну, снимать в ближайшем банкомате нужную сумму со своей карточки, забудьте: иранские банкоматы принимают только карты местных банков; платежные системы Visa и Mastercard им незнакомы. Деньги в страну придется везти наличными, и лучше всего в долларах. Их охотно принимают во многих местах Ирана.

По прилету обнаружилось, что на ближайшие три дня авиабилетов по Ирану нет – никаких и никуда. Вообще это не совсем типичная ситуация для Ирана, где внутренние рейсы осуществляют с десяток авиакомпаний, и билеты на самолет обычно можно купить без проблем. Но тут был момент, который я не учел: приближался иранский Новый год, и иранцы активно летали к родственникам, из-за чего никаких авиабилетов по стране не осталось. Листы ожидания были переполнены.

Я поделился этой проблемой с таксистом, который вез меня в гостиницу. На каком языке, спросите вы? На английском. В Иране многие могут объясняться на английском языке, и даже если человек английским не владеет, рядом обязательно найдется кто-то, кто придет на помощь. Итак, водитель сказал, что может попробовать помочь, так как в такие пиковые дни существует «черный рынок» авиабилетов. Принцип «доставания» дефицитного билета такой: его друг получает заказы на определенные рейсы, и, будучи подключенным к местной системе бронирования, непрерывно следит за тем, не вернул ли кто-то билет, чтобы немедленного его взять. Подумав, я отказался от этого варианта, так как это не гарантировало попадания на нужный рейс.

Поселившись в гостинице, я озадачился, как же мне перемещаться по Ирану. Такие виды транспорта, как поезд и автобус, не подходили для моих «экспресс-визитов» в города, так как шли слишком долго, и в основном в ночное время. Оставался автомобиль. Я нашел водителя, который согласился отвезти меня в Исфахан и обратно. Водителя звали Рамин. Обсуждая предстоящую поездку, мы пришли к выводу, что за один день съездить в Исфахан можно, но это нецелесообразно, так как дорога в один конец займет около пяти часов. Решили ехать на два дня.

И наутро поехали.

И вот что из этого получилось.
Tags: Иран
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments