Иран: предисловие

Когда мне хочется «перезагрузить мозги», я иду в книжный магазин и покупаю без определенного алгоритма несколько попавшихся на глаза книг. В тот день среди прочего мне попалась на глаза книга Софии Кутлаки «Среди иранцев». Чтение затянуло еще у магазинной полки. Автор, гречанка, вышла замуж за иранца и уехала жить к нему в Иран. Спустя двадцать лет она написала книгу об иранском обществе, одном из самых закрытых обществ в мире. Взгляд изнутри получился интересным, и, как мне показалось, без предвзятости.

Я подумал: интересная страна, почему бы не посмотреть на нее самому. И, не имея привычки раздумывать, ехать или нет, через пару часов уже купил билеты в Иран и обратно. Правда, пришлось вписывать поездку в разные рабочие и личные планы, поэтому на Иран удалось выделить только три дня.



Индивидуальные путешествия в Иран пока не распространены широко, и, кроме того, в организации такого путешествия есть некоторые особенности. Поэтому я, помимо рассказа о поездке, остановлюсь и на некоторых практических вопросах, чего обычно не делаю. Возможно, это будет полезно некоторым будущим путешественникам.

Подготовка

Для знакомства со страной я планировал использовать излюбленный способ: остановиться в крупном городе (в данном случае Тегеране), и каждое утро летать самолетом в новый уголок страны, возвращаясь вечером в гостиницу. Кстати, в Иране хорошо развито внутреннее авиасообщение, а билеты исключительно дешевы (50 долларов – обычная цена перелета). Исходя из этого плана, я наметил для посещения города Исфахан, Шираз и, возможно, Язд, пожертвовав самим Тегераном (в котором бы я только ночевал).

Проблема, однако, заключалась в том, что билеты на внутренние рейсы в Иране можно купить только в представительствах авиакомпаний, и только внутри страны. Исключение – компания Iran Air, продающая билеты на внутренние перелеты в своем московском офисе, но при условии, что будет куплен и международный билет в Иран на рейс этой авиакомпании. Однако самолет Iran Air летает из Москвы в Тегеран лишь раз в неделю, по вторникам, и это мне никак не подходило. Поэтому билеты планировалось купить уже в Иране.

Далеко не все международные системы интернет-бронирования предлагают забронировать гостиницу в Тегеране. Я нашел только одну такую систему, через которую смог это сделать – hrs.com, хотя, возможно, есть и другие – я искал не очень активно.

Конечно, для поездок по большинству стран мира все эти вопросы решаются не отходя от компьютера. Но Иран – случай особый: из-за международных санкций против этой страны в ней не действуют международные платежные системы. Так что никаких онлайн-бронирований из-за рубежа. Да и внутри страны иностранные кредитные карточки практически бесполезны (кроме некоторых дорогих магазинов).

Иранская виза делается за три дня в посольстве Ирана в Москве. Для тех, кто торопится, есть возможность сделать визу за один день, но только если консульство не загружено, о чем никак нельзя узнать заранее. Набор документов на визу минимален, но получение срочной визы подразумевает беседу с сотрудником консульского отдела о целях поездки.

Попасть в Иран довольно просто: есть прямые рейсы «Аэрофлота» и Iran Air из Москвы, и, кроме того, в Тегеран летают многие другие компании из других стран. Всегда есть выбор рейсов разных авиакомпаний, который можно сделать исходя из удобства расписания (многие рейсы прибывают в Тегеран ночью, что любят не все путешественники) и цены. Для полета туда я предпочел недорогую и удобную Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле и дневным прибытием в Тегеран, а обратно – «Белавиа» через Минск.

В самолете «Турецких авиалиний» разговорился с соседями, парой из Австралии. Они летели в Иран на три недели, чтобы изучить эту страну основательно. Кстати, обычный срок поездки в Иран у туристов составляет от десяти дней и больше. Мой экспресс-тур на три дня крайне нетипичен для этой страны, и даже вызывал удивление в консульстве. Туристы из Австралии, мои соседи по самолету, много путешествуют, и собираются в следующем году совершить речной круиз из Москвы в Санкт-Петербург. Вряд ли они ожидали, что случайный сосед по самолету сможет так исчерпывающе ответить на все их вопросы, связанные с предстоящим речным путешествием.

Корректировка планов

Иран – 69-я страна, в которой я побывал. И вроде уже и восприятие притупилось, а все равно встречи с необычной и во многих смыслах закрытой страной я ждал с нетерпением. И вот – первый взгляд с вынырнувшего из облаков самолета на сказочную Персию (так называлась эта страна до 1935 года). Автомобильная развязка посреди пустыни.



Международный аэропорт имени Имама Хомейни построен несколько лет назад. Прочитал в интернете рекомендации не менять в нем валюту из-за невыгодного курса. Но по факту ничего невыгодного там не обнаружил: курс иностранных валют в обменном пункте аэропорта почти соответствует официальному.

Основная валюта в Иране – иранский риал. Сегодня один российский рубль соответствует примерно семиста риалам (только не надо везти в Иран рубли – обменять на местную валюту можно доллары, евро, фунты, турецкие лиры и еще несколько валют, но не рубли). Банкноты бывают разного номинала, но крупные банкноты дефицитны, а самая распространенная банкнота – двадцать тысяч риалов. Это меньше доллара США, а именно пачки таких купюр чаще всего и выдают в обменных пунктах. Они занимают очень много места. Готовьте карманы и сумки и почувствуйте себя людьми, у которых много денег.

Интересно, что цены в Иране указываются и называются обычно не в риалах, а в туманах, что иногда сбивает с толку иностранцев. Туман – это десять риалов. Прибавляйте к названной сумме ноль, но на всякий случай уточните, в чем названа цена.

Привычку, прилетев в страну, снимать в ближайшем банкомате нужную сумму со своей карточки, забудьте: иранские банкоматы принимают только карты местных банков; платежные системы Visa и Mastercard им незнакомы. Деньги в страну придется везти наличными, и лучше всего в долларах. Их охотно принимают во многих местах Ирана.

По прилету обнаружилось, что на ближайшие три дня авиабилетов по Ирану нет – никаких и никуда. Вообще это не совсем типичная ситуация для Ирана, где внутренние рейсы осуществляют с десяток авиакомпаний, и билеты на самолет обычно можно купить без проблем. Но тут был момент, который я не учел: приближался иранский Новый год, и иранцы активно летали к родственникам, из-за чего никаких авиабилетов по стране не осталось. Листы ожидания были переполнены.

Я поделился этой проблемой с таксистом, который вез меня в гостиницу. На каком языке, спросите вы? На английском. В Иране многие могут объясняться на английском языке, и даже если человек английским не владеет, рядом обязательно найдется кто-то, кто придет на помощь. Итак, водитель сказал, что может попробовать помочь, так как в такие пиковые дни существует «черный рынок» авиабилетов. Принцип «доставания» дефицитного билета такой: его друг получает заказы на определенные рейсы, и, будучи подключенным к местной системе бронирования, непрерывно следит за тем, не вернул ли кто-то билет, чтобы немедленного его взять. Подумав, я отказался от этого варианта, так как это не гарантировало попадания на нужный рейс.

Поселившись в гостинице, я озадачился, как же мне перемещаться по Ирану. Такие виды транспорта, как поезд и автобус, не подходили для моих «экспресс-визитов» в города, так как шли слишком долго, и в основном в ночное время. Оставался автомобиль. Я нашел водителя, который согласился отвезти меня в Исфахан и обратно. Водителя звали Рамин. Обсуждая предстоящую поездку, мы пришли к выводу, что за один день съездить в Исфахан можно, но это нецелесообразно, так как дорога в один конец займет около пяти часов. Решили ехать на два дня.

И наутро поехали.

И вот что из этого получилось.
Tags:
Молодец! Редкая страна надо сказать! Читаю с огромным удовольствием!!!
Спасибо, Сергей! Взаимно - всегда с удовольствием читаю рассказы о твоих путешествиях.
С удовольствием прочитал)) тоже хочу в Иран. Ее страна интересна как хранилище авиационного 'хлама' - до прошлого года даже 707 боинги летали
Да, и 727 вроде как еще летают, но в расписаниях этого года их не нашел. А с Ту-154 им не повезло: количество катастроф этого типа в Иране зашкалило за все мыслимые пределы. Даже не знаю, почему. Для иранцев теперь слово "Туполев" - синоним ненадежного самолета. :(((