Полет на историческом самолете DC-3

Последние выходные перед навигацией у меня получились исключительно насыщенными. Одним из пунктов программы был полет на историческом самолете DC-3.



Douglas DC-3 в свое время был одним из самых массовых самолетов в мире. Он выпускался в США с 1935 по 1945 год в разных модификациях (пассажирской, военной, транспортной). Этот самолет стал настоящим прорывом в пассажирских авиаперевозках: небывалая по тем временам дальность DC-3 (более двух тысяч километров) позволила значительно сократить время полетов на большие расстояния. Пассажирские DC-3 использовались на множестве авиарейсов по всему земному шару, и выполняли даже регулярные сверхдальние перелеты из Европы в Австралию. Конечно, эти полеты совершались с посадками, но время в пути по сравнению с тем, что было до этого, резко сократилось.

DC-3 выпускались не только в США, но и в Японии, а также в СССР. В нашей стране самолет получил обозначение ПС-84, а его производство было начато по американской лицензии в подмосковных Химках в 1938 году. Как и в других странах, «советский DC-3» использовался в Советском Союзе на дальних пассажирских рейсах. Дальнейшая модификация самолета получила название Ли-2. В 1940-50-е годы это был самый массовый самолет в советской гражданской авиации. А во время войны Ли-2 использовался в военных целях.

Стоит ли говорить, что массово выпускавшийся DC-3/ПС-84/Ли-2 был значимым явлением в гражданской авиации 1930-50-х годов. Всего было выпущено более шестнадцати тысяч таких самолетов. Сейчас в эксплуатации их остались считанные единицы, в основном в музейном статусе. Возможность совершить полет на DC-3 – это шанс прикоснуться к истории и почувствовать себя авиапассажиром середины прошлого столетия.

Амстердамский аэропорт Скипхол встречает хорошей погодой и тюльпанами. Здесь работают люди, восстанавливающие до состояния летной годности исторические самолеты.



Голландские энтузиасты, объединившись в ассоциацию под названием Dutch Dakota Association, к настоящему времени восстановили до летного состояния три DC-3 (один из которых, к несчастью, потерпел катастрофу из-за отказа двигателей), а также DC-4, который сейчас эксплуатируется в Африке, и маленький Stinson L-5 Sentiel. Еще один DC-4, а вместе с ним DC-2, восстановленные энтузиастами ассоциации, не летают, а находятся в музейном статусе.

Оба DC-3 («Дакоты» – так называли эти самолеты в Великобритании, отсюда и название ассоциации «Голландская Дакота») периодически выполняют полеты со всеми желающими. Обычно это получасовые авиапрогулки из амстердамского аэропорта Скипхол, но случаются и «гастрольные полеты» по Европе. Как правило, один из самолетов на один-два дня перебазируется в другой европейский аэропорт, и выполняет оттуда полеты с местными авиаэнтузиастами. В «линейные полеты», когда самолет совершает перебазировку, тоже продаются билеты.

Что ж, долго думать над такими вещами – лететь или не лететь, не в моих правилах. Надо пользоваться возможностью, пока она есть! И вот билет в получасовой полет из Амстердама с возвращением туда же у меня в руках.



В этом году на авиапрогулках используется только один из двух DC-3 – выпущенный в 1944 году самолет с регистрацией PH-PBA и голландским названием «Prinses Amalia». Этот борт был первым самолетом, совершившим посадку в освобожденных от фашистов Нидерландах До шестидесятых годов этот самолет использовался для полетов королевской семьи.



В число партнеров Dutch Dakota Association, помогающих ассоциации финансово, входит и голландская авиакомпания KLM. Поэтому борт окрашен в ретро-ливрею KLM. Кстати, авиакомпания окрасила в ретро-ливрею и один из своих современных Боингов-737, так что желающие могут сравнить современную и историческую раскраску самолетов авиакомпании:





Перед полетом командир DC-3 рассказывает о самолете. Кстати, в Dutch Dakota Association работают вышедшие на пенсию гражданские пилоты KLM. Каждый из них – настоящий авиаэнтузиаст и ценитель исторической авиатехники. Узнав, что я из России, летчики расспросили меня о судьбе восстановленного российскими энтузиастами Ил-14, и заметили, что DC-3 – в том числе и российский самолет, ведь, как я говорил выше, под именем Ли-2 он выпускался в СССР.







А теперь – добро пожаловать на борт!



Вместимость «Принцессы Амалии» – всего двенадцать человек, что позволяет всем пассажирам разместиться в салоне с большим комфортом. Конечно же, салоны пассажирских DC-3 и Ли-2, работавших на регулярных рейсах, были не такими: в них чаще всего устанавливались тридцать два кресла в восемь рядов. А в некоторых Ли-2, переданных «Аэрофлоту» из ВВС, пассажиры сидели на жестких лавках, расположенных вдоль бортов.

И это были вовсе не получасовые полеты, как тот, который предстоит нам. Перелет из Москвы на Дальний Восток занимал три дня с многочисленными посадками и ночевками в пути. Удобства в гостиницах, в которых ночевали пассажиры и экипаж, были элементарными. Не помню, у кого, но, по-моему, у Конецкого я читал воспоминания о таком перелете и такой ночевке. Там один пассажир пошел ночью в туалет, да и провалился: туалет при гостинице был классического сельского типа. А с возможностью помыться-постираться в тех гостиницах барачного типа было сложно. Уже запамятовал, чем закончилось дело, но, видимо, так они все и полетели дальше на своем Ли-2. Если позволили метеоусловия. Задержки из-за погоды в то время могли длиться много дней.

Не правда ли, нынешние «проблемы» авиапассажиров на этом фоне выглядят смешными? Не было томатного сока, только апельсиновый. Отправление задержали на пятнадцать минут. Ужас!

Но вернемся в салон нашей «Дакоты». Как я и говорил, в этом самолете всего двенадцать мест, и пассажирам в нем просторно.









После небольшого инструктажа по безопасности, запустили двигатели и порулили. Кстати, в салоне DC-3 для винтового самолета совсем не шумно. Перед вылетом знакомимся с информацией о совершаемом полете, а также с картой полета.





Взлетели. Обалдеть: летим на DC-3 1944 года. Ну не фантастика ли?





Историческую «Дакоту» в авиационных кругах Нидерландов любят, и всячески ей помогают. Например, за редким исключением разрешают ей набор высоты не по принятой схеме, а прямо над аэропортом Скипхол (кстати, ассоциация голландских диспетчеров – тоже партнер Dutch Dakota Association). Исключения происходят в дни, когда аэропорт особо загружен. Тогда «Дакота» набирает высоту по кружной трассе, а ее пассажиры не имеют возможности наблюдать аэропорт. Зато в таких случаях увеличивается продолжительность полета.

Нам повезло: мы пролетели прямо над амстердамским аэропортом.



Тень маленького DC-3 видна рядом с современными дальнобойными Боингами. И в этом есть какой-то особый смысл, ведь без «Дакоты» не было бы и этих прекрасных авиалайнеров.













После пролета пригородов Амстердама под крылом появляются тюльпановые поля. Тюльпаны – один из символов Голландии, а цветут они как раз весной. Хорошее время для полета над этой маленькой страной.







После набора высоты пассажиры могут свободно ходить по салону, и в том числе заглядывать в кабину к пилотам. И, конечно, собравшиеся на борту энтузиасты активно пользуются этими возможностями. Хотя делать это не так просто, как кажется: небольшую «Дакоту» нещадно болтает в воздухе, и удерживать равновесие при перемещениях по салону довольно сложно. Не думаете же вы, что человеку со следующей фотографии, глядя в окно, удобно держаться левой рукой именно за багажную полку? Конечно, нет: он просто так «раскрепился» и приобрел более-менее устойчивую позицию в качающемся самолете.



Многие люди продолжают считать, что летать на самолетах дорого, опасно, что полеты сильно зависят от погоды, а самолет непрерывно болтает. А ведь мир стал другим, и этой реальности нет уже несколько десятилетий. Сколько же еще времени должно пройти, чтобы люди поняли, что в наши дни полеты на пассажирских самолетах практически безопасны, дешевы, мало зависят от метеоусловий, а, кроме того, болтанка в полете случается крайне редко?

А вот полет на «Дакоте» – это погружение в ту самую реальность, в которой летали наши предки. С поправкой на просторный салон. И это погружение очень интересно – и ощущением полета, и соприкосновением с историей.

А в кабине пилотов кипит работа. Пилотам некогда скучать – они занимаются активным пилотированием.







Снижаясь, снова пролетаем над амстердамским аэропортом, в том числе проходим недалеко от диспетчерской вышки.







Затем разворачиваемся…





… и приземляемся. Полет закончен.







Экипаж тепло прощается с пассажирами, а мы еще раз обходим вокруг славный исторический самолет, полет на котором без сомнения запомнится каждому из нас на всю жизнь. Это было здорово. Удачи и здоровья тем людям, которые восстановили самолет и продолжают о нем заботиться. И долгой благополучной жизни самолету!

Я могу только сказать, Александр - ОГРОМНОЕ СПАСИБО! На другое, слов не хватает.Может когда-нибудь спою.
Тут без песни, посвященной "Дакоте", не обойтись! :)
Ну обалдеть просто)) Просто убил наповал этим постом. Зависть не в моих принципах, но тут завидую по доброму, что уж говорить.)))
Жаль, что "Дакота" не "гастролирует" по России. Уверен, было бы много желающих совершить полет! А так - надо ехать в Европу.
Ухх. Вот честно, обзавидовалась белой завистью.
А есть еще какая-нибудь информация о подобных рейсах. Или уже все - поздняк метаться?
Вот здесь есть список рейсов "Дакоты" с возможностью бронирования и оплаты: https://www.dutchdakota.nl/en/plan-en-boek/ Но бронировать надо заранее. Сейчас, например, ближайшие места есть только на 10 мая.
Прекрасно, что Роял Датч сохранили в летной годности дакоту. Жпп, что от салона дугласа остались только прямоугольные окна. Внутри атмоферы 40-х нет вообще.
А какая там была атмосфера? Вариантов салонов было множество, некоторые салоны выглядели аскетично просто, некоторые - с элементами роскоши, и так далее.
Даа, здорово!!! Это действительно знаковое событие, будет Вам Александр Сергеевич что внукам рассказать!
Завидую белой завистью!

С уважением,
Алексей Ш.
Интересно (как всегда)
В свое время читал, что ДС-3 был крайне надёжным и долговечным самолётом, вплоть до того, что лётчики считали, что его можно сломать, а износиться сам он не мог. Тогда не поверил - а сейчас вижу: правильно считали (и писали).
Re: Интересно (как всегда)
У летчиков была поговорка про этот самолет: "Лучшая замена DC-3 - это другой DC-3". :)
Чувствуется, что кабина негерметичная?
А на Ю-52 еще не пришлось летать? :-)
По, моему, герметичная?

На Ю-52 пока нет, но на будущее есть такие мысли.
Герметичным пассажирским самолетом в 30-е был только Боинг 307.
Отлично)) А сколько стоил полет??
Я недавно летал на финской Дакоте - легендарная, конечно, машина
Да, читал у Вас, интересно.
Мой полет стоил 125 евро.
Блин, прикольно! 1944 год... Поздравляю! ) И спасибо! )