Весна этого года в европейской части России выдалась маловодная. И незадолго до открытия движения по Волге возникли опасения, что глубины на участке от Балахны до Городца окажутся недостаточными для прохождения крупных судов. Этот участок и раньше доставлял немало головной боли и судоводителям, и энергетикам, и путейцам. Сброс через плотину Нижегородской ГЭС, достаточный для транзита судов с осадкой более двух метров, обычно делается в течение лишь нескольких часов в первой половине дня, поскольку на весь день воды для поддержания достаточного уровня не хватает.
И вот возникли опасения, что даже такой режим в этом году соблюсти не удастся. Действительно, после 15 апреля вода на проблемном участке не поднималась выше двух с небольшим метров. Поэтому Росморречфлотом было принято решение на всякий случай организовать проводку судов с большой осадкой через Городецкий гидроузел 25 и 26 апреля, дав на этот период повышенные попуски воды. На тот момент было непонятно, когда «дадут воду» в следующий раз, и компании задумались о необходимости вывода на верхнюю Волгу флота, работающего выше Городца.
Позднее было принято решение о том, чтобы график попусков воды согласовать с графиком движения через проблемный участок пассажирского флота. То есть туристы круизных судов в эту навигацию не должны почувствовать на себе недостаток воды в Городце. С другой стороны, на апрель обещали только две даты попусков, 25 и 26 апреля, а это означало, что теплоходу «Н.А. Некрасов», начинающему навигацию в Москве 30 апреля, надо пройти Городец в эти даты (изначально планировалось, что он пойдет 27 апреля). Теплоходам же «Карл Маркс» и «Александр Бенуа», начинающим навигацию в Нижнем Новгороде 1 мая, грозила задержка на городецком участке, при том что их расписание этого никак не допускало. Поэтому мы решили перевести эти суда в Городец, а потом решать, возвращать ли их в Нижний Новгород под посадку туристов, или отвезти туристов на автобусах в Городец, откуда и начать круизы.
Вечером 24 апреля теплоходы «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа» и «Карл Маркс» покинули затон и отправились в Нижний Новгород ожидать разрешения диспетчера продолжать движение. Первым отошел «Н.А. Некрасов»; я находился как раз на его борту. За нами отправился «Бенуа», а за ним – «Маркс».
Предшествующие дни были очень нервные и заполненные огромным количеством разных дел, и, честно говоря, к вечеру 24 апреля во мне накопился изрядный стресс. Но все прошло, когда «Некрасов» начал движение. Выход теплохода из затона – всегда эмоциональный момент; в этот раз он был еще и умиротворяющим.
Мы вышли на Волгу на закате. За нами последовал «Бенуа», за ним – «Маркс».
В половине первого ночи теплоходы встали на якоря на пассажирском рейде напротив Чкаловской лестницы. Четвертым в нашей компании оказался теплоход «Волга Дрим», тоже желающий подстраховаться и пройти вверх на несколько дней раньше запланированного.
К восьми часам утра наша флотилия из трех теплоходов подошла к установленному накануне понтону около здания речного вокзала.
Тем временем через плотину в Городце пошел повышенной сброс воды. Глубины на проблемном участке увеличились, и стало возможно движение судов с большой осадкой.
К этому дню готовились заранее – и судовладельцы, и Администрация Волжского бассейна, организация, которая отвечает за содержание реки и ее гидросооружений. Судовладельцы подали заявки на прохождение в эти дни девяноста единиц флота и в срочном порядке подготовили свои суда к выходу из затонов. В Администрации Волжского бассейна продумали, как организовать за двое суток проводку такого количества флота. Ведь в работе сейчас находится только одна шлюзовая камера из двух, и параллельное шлюзование судов невозможно.
Поэтому порядок движения флота был определен заранее, а суда были расставлены по рейдам, чтобы по команде диспетчера в строгом порядке проследовать вверх. Пассажирский флот пропускался в приоритетном порядке; впрочем, пассажирские суда также ожидали команды на движение в согласованных с Администрацией местах.
В 11 утра мы получили разрешение на движение вверх всех трех судов. Первым от причала отошел «Александр Бенуа». Он же возглавил «инфофлотовский» караван, преодолевающий сложный участок.
«Карлу Марксу» пришлось немного задержаться с выходом из-за того, что к 11 часам не успели оформить некоторые бумаги. Поэтому «Маркс» выпустил от причала «Некрасова», который пошел вторым.
К 13.30 «Некрасов» и «Бенуа» подошли к Балахне, откуда начинается проблемный участок. Согласно плану Администрации Волжского бассейна, грузовые суда, стоящие на этом рейде, должны были уйти первыми и освободить рейд для беспрепятственного движения флота, идущего снизу. Но сначала пропускались пассажирские суда, так что Балахнинский рейд мы проследовали без остановки.
А вот ближе к Городцу образовалась очередь из пассажирских теплоходов, причем поскольку места на рейде уже не было, им приходилось «топтаться на месте», а точнее идти на одной машине самым малым ходом. Задачу осложнял сильный ветер. Диспетчерская служба Городца работала очень четко: два судна в камеру, два судна к стенке, готовиться следующим двум, наполняем камеру – и так много раз подряд. Конвейер работал бесперебойно, хотя эфир при этом был загружен как никогда. Не подводили и судоводители, которым при таком сильном ветре было довольно непросто осуществлять все эти маневры.
И вот «Бенуа» пошел в шлюз, а «Некрасову» и догнавшему нас «Марксу» дана команда подойти к подходной стенке шлюза. То есть – приготовиться к заходу в шлюз. Проходим рейд, проходим городецкий «Город мастеров» и заходим в подходной канал.
Прислоняемся к стенке; за нами то же самое делает «Карл Маркс». Ветер усиливается; маневры на мостиках осуществляют капитаны.
Тем временем суда в камере шлюза быстро поднимаются до уровня среднего бьефа Городецкого гидроузла.
Затем камера опорожняется, и мы можем в нее заходить. Пока мы заходим, «Александр Бенуа» уже занимает место на рейде в среднем бьефе напротив пристани Галанино. Через полчаса к нему присоединимся и мы.
Прошлюзовавшись, выходим в средний бьеф. Дальше нам сегодня идти не надо. На рейде много судов, но места пока есть. Капитан «Александра Бенуа» Павел Иванович уже сообщил капитанам «Маркса» и «Некрасова», что он встал в удобном месте напротив пристани Галанино. Идем к нему.
Мы решили встать на рейде борт к борту. Распределяемся: «Маркс» подходит к правому борту «Бенуа», «Некрасов» – к левому. Эти маневры занимают некоторое время из-за сильнейшего ветра.
Наконец стоим, отдав якоря и ошвартовавшись друг к другу. На часах семь вечера. «Некрасов» продолжит рейс на Москву на следующий день, а «Бенуа» и «Маркс» либо останутся здесь до 1 мая, либо вернутся в Нижний Новгород, но это в том случае, если в следующие дни будут давать достаточные уровни на проблемном участке.
Жизнь на рейде быстро вошла в колею. На теплоходах доделываются небольшие косметические работы; работники ресторана и проводницы готовятся к приему туристов. Между счалом и берегом курсируют мотоботы обоих крайних в счале теплоходов.
Наутро мотобот «Маркса» сделал особый рейс – вокруг счала и в сторону Городецкого судоремонтного завода, без остановки там.
Экипаж мотобота в этом рейсе подобрался исключительно представительный: в «палубной команде» капитан «Маркса» Владимир Савельев и капитан «Бенуа» Павел Гражданинов, а в «машинной команде» главный механик «Маркса» Игорь Алексеичев.
Посмотрели с воды на стоящий на территории завода восстанавливаемый колесный пароход «К.М. Станюкович». Интересно, выйдет ли он когда-нибудь в рейс? Как его станут использовать?
Вечером 26 апреля «Некрасов» покинул Городец, и, прошлюзовавшись, вышел в Горьковское водохранилище и отправился в Москву. А «Маркс» и «Бенуа» пока остаются на рейде. Пристань «Галанино» планируют ввести в работу в понедельник. Если теплоходы не вернутся в Нижний Новгород, они начнут свои первые круизы от нее. Решение будет приниматься не позднее вторника.
Ну а пока мы и другие судовладельцы перебазировали свои суда в Городец, стала поступать обнадеживающая информация по поводу предстоящей навигации. Если вода на участок Городец-Балахна станет даваться по особому графику, то этот график будет составлен с учетом расписания пассажирского флота. Поэтому пока мы все готовимся работать в штатном режиме, разве что с минимальными корректировками расписания.
И желаем друг другу успешной навигации.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →