asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Из архива Б.В. Курылева: теплоходы типа "Иосиф Сталин"

Продолжаю выкладывать некоторые сканы фотографий из коллекции Бориса Васильевича Курылева. Сегодня фотографий немного, но зато на них изображены, пожалуй, самые интригующие речные пассажирские суда советского времени – теплоходы типа «Иосиф Сталин», или «канальская четверка».



Теплоходы этого типа – «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов» были построены на заводе «Красное Сормово» в 1937 году, к открытию канала Москва – Волга. В то время считалось, что волжские суда не смогут безопасно работать на канале, где требуется высокая маневренность. Поэтому решили, что пассажиры с волжских пароходов будут пересаживаться у входа в канал на один из новых «канальских» теплоходов. Пересадка производилась на пристани Большая Волга (Дубна). В фильме «Волга-Волга» как раз и показана реализация этой идеи: до канала герои фильма плывут на пароходе «Севрюга» (справедливости ради, такого парохода в реальности не существовало), а вот по каналу до Москвы – уже на теплоходе «Иосиф Сталин» (съемки велись на реальном судне).

Концепция себя не оправдала: по каналу стали благополучно ходить многочисленные пассажирские суда, и никаких пересадок на пристани Большая Волга не требовалось. Теплоходы же типа «Иосиф Сталин» до своего списания в начале 1970-х годов так и не смогли найти свою нишу, и то использовались на дальних линиях Москва – Пермь и Москва – Волгоград, то на коротких Москва – Калинин (Тверь) и Москва – Большая Волга, то просто на дневных прогулках.

Но зато эти красивые, необычные теплоходы стали одним из символов канала имени Москвы. По дизайну они выглядели для тех времен довольно современно и даже футуристически, хотя во многом повторяли дизайн серии построенных до этого серии днепровских двухпалубных пароходов, погибших во время войны и поэтому сейчас малоизвестных. И я бы сказал, что в дизайне судов типа «Иосиф Сталин» прослеживалось что-то от популярного в то время в мире арт-деко и от авангардных стримлайнеров того времени (год назад я писал о двух очень ярких судах-стримлайнерах, построенных в США). По свидетельствам побывавших на этих теплоходах, их внутренние помещения были красиво отделаны, в том числе ценными породами дерева.



Головной теплоход серии «Иосиф Сталин»



На фотографии тот же теплоход, получивший после развенчания культа личности имя «Михаил Фрунзе»



«Михаил Фрунзе» (бывший «Иосиф Сталин») в 1966 году

Иногда история переименований судов может поставить нас в тупик, ну или во всяком случае на некоторое время запутать. Взгляните на две следующие фотографии.



Теплоход «Михаил Калинин»



Теплоход «Михаил Калинин»

Казалось бы, на обеих фотографиях одно и то же судно. Но это разные теплоходы. Первый «Михаил Калинин» сгорел во время ремонта в 1954 году. А спустя три года Вячеслав Михайлович Молотов возглавил «антипартийную группу», и его сослали послом в Монголию, а названный в честь него теплоход переименовали в «Михаил Калинин». Так и получилось, что название «Михаил Калинин» носили по очереди два однотипных теплохода. Причем, думаю, об этом не догадывались и многие из тех, кто путешествовал на этих судах в то время.



Теплоход «Вячеслав Молотов»

Еще один переименованный теплоход серии изначально назвался «Клим Ворошилов».



Теплоход «Клим Ворошилов», август 1950 года

Этот теплоход, скорее всего, получил новое имя в рамках кампании по искоренению культа личности: в начале шестидесятых были переименованы многие суда, названные в честь живущих людей (хотя для космонавтов сделали исключение).



Теплоход «Владивосток» (бывший «Клим Ворошилов»)

Как я говорил, эти теплоходы с яркой внешностью не нашли себя на какой-то постоянной линии, и были списаны уже к началу 1970-х годов. Какой-то теплоход серии еще некоторое время работал турбазой на Оке, и, может, даже не один такой теплоход. Но до наших дней ни один из них не сохранился.

А если бы мне сказали: мы построим для вас действующую реплику любого пассажирского судна прошлого, только выберите какого, то я бы выбрал один из теплоходов этой серии. Уж очень они мне нравятся внешне. Хотя в жизни пересечься с этими судами мне не довелось: они ушли до меня. Немного жаль.
Tags: история флота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments