Напомню, что этот год на Волге – аномально маловодный. Потому что он, во-первых, такой сам по себе, а во-вторых, потому что весной через плотину Нижегородской ГЭС шли большие сбросы – вода расходовалась неэкономно. Несмотря на это, трехпалубные пассажирские суда до 10 июля проходили городецкий участок без ограничений (вода под осадку 2.5-2.6 метра давалась ежедневно в утренние часы). После 10 июля суда с осадкой до 2.5 метров могли проходить этот участок по графику, раз в три-четыре дня.
Фото Юлии Шуниковой
Август особых беспокойств не вызывал. Круизные компании рассчитывали, что на очередном заседании Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада будет установлен пусть более жесткий режим работы Нижегородской ГЭС, но все же позволяющий судам с осадкой до 2.5 метров в определенные даты проходить этот участок.
Предварительно вопрос обсуждался на совещании в Национальной палате судоходства. Уже там стало ясно, что сценарий оптимистичным не будет. А ситуация возникла такая.
Учитывая установившуюся отрицательную приточность Горьковского водохранилища, на период 10 августа – 10 сентября оказалось возможно установление среднего сбросного расхода по Нижегородской ГЭС 800-840 м3/с. Вопрос был, как эти сбросы распределить. Рассматривались два варианта:
1. По равномерному графику, обеспечивающему постоянные глубины для движения судов с осадкой до 2 м (сброс 800 м3/с).
2. По графику, при котором раз в 4 суток на 3 часа обеспечивается глубина для судов с осадкой 2.3-2.4 м (сброс 1050 м3/с); остальное время – для судов с осадкой 1.7 м (сброс 720 м/с для накопления воды в водохранилище).
Мы рассчитывали на второй вариант, который, при определенных условиях, позволил бы транзитное движение трехпалубных судов через городецкий участок раз в 4 дня. Причем при увеличении интервала до 6 суток обеспечивались бы безоговорочно безопасные глубины для транзита таких судов.
Однако против этого варианта выступили, во-первых, энергетики, которые не могут обеспечить безопасную работу ГЭС при сбросах ниже 750 м3/с; во-вторых, грузовые судоходные компании, которые в случае принятия первого варианта не смогли бы работать ни в дни с малой водой (из-за осадки судов), ни в часы повышенных попусков (из-за приоритета пассажирского флота, шлюзование которого занимает большую часть отведенного времени).
Мы высказали свое мнение, что если принять комбинированный график, когда чередуются несколько дней равномерного сброса, несколько дней накопления и несколько часов повышенного сброса, то транзит трехпалубных судов был бы возможен. Но позиция грузовых судоходных компаний, подкрепленная мнением в Росморречфлоте, была твердой: дать возможность работать грузовым судам.
В связи с этим был принят первый вариант работы Нижегородской ГЭС: постоянный расход воды 800 м3/с под осадку 2 м. Таким образом, реализован худший для пассажирского флота сценарий: трехпалубные суда не смогут до 10 сентября проходить городецкий участок. Правда, запланированы один-два повышенных попуска воды в осенний период, чтобы суда смогли попасть в свои затоны (даты этих попусков будут известны не раньше начала сентября).
Итак, после 7 августа трехпалубные суда оказались разделены городецким участкам на, как говорили в старые годы, «суда верхнего плеса» и «суда низового плеса» – без возможности перейти на «чужой» участок. Мы, хотя и рассчитывали на другой поворот событий, к данному варианту готовились. Было необходимо, чтобы после закрытия городецкого участка один из теплоходов – «Н.А. Некрасов» или «Александр Бенуа», оказался внизу, чтобы выполнить запланированные круизы в Астрахань, другой наверху. Поэтому, имея предварительную (но не официальную) информацию о готовящемся решении, мы без колебаний отправили «Некрасова» по своему расписанию в Астрахань. 7 августа он прошел городецкий участок по последней «большой воде».
Теплоход «Солнечный город» осенью нужен внизу из-за программы круизов из Ростова-на-Дону. До этого мы рассматривали вариант поменять этот теплоход местами с «Чапаевым», который может проходить городецкий участок при любых уровнях воды, чтобы он работал осенью из Ростова. Но «Солнечный город» накануне ушел по расписанию вниз на Ростов, еще и удачно попав на день повышенного сброса Нижегородской ГЭС, и вопрос снялся.
Расписания и маршруты части круизов пришлось поменять. Теплоход «Н.А. Некрасов» выполнит несколько круизов из Нижнего Новгорода. Например, клиентам, забронировавшим круиз на «Александре Бенуа» по маршруту Москва – Астрахань – Москва, будет в те же даты предложено путешествие на «Некрасове» по маршруту Нижний Новгород – Ростов-на-Дону – Астрахань – Нижний Новгород, причем по размеренному (но не затянутому) расписанию с большим количеством разных стоянок. Тот же «Некрасов» вместо одного из своих московских круизов пройдет по Волге и Каме по маршруту Нижний Новгород – Чайковский – Нижний Новгород. Круизы «Некрасова» согласованы со скоростными «Ласточками» Москва – Нижний Новгород.
Подробнее обо всех изменениях можно прочитать здесь.
В таких случаях вполне уместно выразить надежду, что неудобства клиентов компании не будут слишком большими и они получат удовольствие от круизов. Но я бы хотел добавить, что мы надеемся, что некоторые из новых круизов, являясь очень интересными и в чем-то уникальными, станут для туристов приятными открытиями. И кто-то скажет: «Как же нам повезло, что нет воды. Какой же хороший получился маршрут!».
Однако, мы рассчитываем, что после этого маловодного года Волга не станет нас баловать такими сюрпризами. А через несколько лет, возможно, будет построена низконапорная плотина в Козино, и опасные перекаты скроются глубоко под водой.