По следам банкротств на рынке выездного туризма

Нынешний сезон ознаменовался чередой банкротств крупных туроператоров, работающих в области выездного туризма.

Причины этого, на мой взгляд, состоят вовсе не в отсутствии контроля со стороны государства и не в чьем-то злом умысле. Причины – в крайне жесткой конкуренции в этой области. При наличии множества похожих предложений турист выбирает то, у которого меньше цена. Соответственно, цены на зарубежные туры снижались до мыслимых и немыслимых пределов. И снизились до того, что многим компаниям пришлось постоянно работать с убытком. Но поскольку в последние годы рынок выездного туризма развивался, обороты росли, то эти компании продолжали нормально функционировать за счет оборотных средств.

В работе за счет оборотных средств, так же как в привлечении кредитных средств, нет ничего плохого. У нашей компании однажды был случай, когда мы на год продлили договор аренды теплохода, который с большой долей вероятности принес бы компании убытки. Но мы посчитали, что те оборотные средства, которые даст этот теплоход, стоят этих рисков. И не просчитались. Мало какие компании обходятся без таких приемов, но важно, чтобы при этом в долгосрочной перспективе компания не была убыточной. Иначе работа за счет оборотных средств становится пирамидой.

Произнося слово «пирамида», обычно имеется в виду жульничество. Но большая часть «пирамид» возникает неумышленно, из-за ошибок в управленческом учете, или вовсе в его отсутствии. Именно ведение управленческого учета позволяет понимать, «где находится» компания в данный момент. Ведь большое количество средств на счетах хоть и выглядит соблазнительно, но не говорит ровно ни о чем. Я почти уверен, что в большинстве обанкротившихся компаний ведению управленческого учета уделялось недостаточное внимание. Но в условиях роста рынка, то есть до поры до времени, это не приводило к негативным последствиям. Компании работали и даже развивались, генерируя при этом убыток.

Вспоминаю случай из нашей недавней практики. На навигацию 2013 года мы планировали работу шести судов. По расчетам движения денежных средств на предстоящий год компания вполне вытягивала работу такого количество флота. Но детальные бюджеты показывали, что один теплоход при этом будет генерировать постоянный убыток, рискуя увести финансовый итог по всем судам в минус. В условиях начавшегося подъема отрасли это могло пройти для нас незамеченным – мы бы благополучно отработали навигацию, используя оборотные средства, и при этом покрыли бы большую долю рынка речных круизов. Но не пошли на это, поскольку данные управленческого учета показывали, что несмотря на рост оборотов, по бюджетам мы можем уйти в минус, а это – путь к построению «пирамиды».

Мы отказались от «лишнего» теплохода, вышли в навигацию с пятью судами, и увеличили объем работы по агентской деятельности. Все эти меры хорошо отразилось на нашем финансовом самочувствии. Не будь у нас поставлен управленческий учет, возможно, мы шли бы по пути увеличения количества флота, увеличения своей доли на рынке, но с риском в какой-то момент не выполнить своих обязательств.

Так вот вернемся к выездному туризму. Пока объемы на выездном рынке росли, у туроператоров все было хорошо. Но в 2014 году количество туристов, желающих поехать за границу, уменьшилось. На это было несколько причин. Каждая из них может показаться не столь значительной, однако вместе они привели к тому, что компании, живущие за счет оборотных средств, начали банкротиться.

Первое – рост курса доллара и евро. Это отпугнуло часть людей от поездок за рубеж.

Второе – запрет на выезд на границу сотрудников силовых структур. Это были не только сотни тысяч постоянных клиентов туркомпаний, но и члены их семей.

Третье – возросшая антизападная пропаганда. Многие люди решили, что Россия окружена исключительно недоброжелателями, поэтому ехать к ним не стоит.

И начались банкротства туристических компаний.

Как можно избежать подобного в дальнейшем? Разговоры об усилении контроля за деятельностью компаний, о возвращении лицензирования туристической деятельности и так далее не имеют отношения к реальности. Если это и будет сделано, то только для того, чтобы успокоить народ. Ведь пока в этой отрасли существует ценовой демпинг, избежать повторения подобных ситуаций будет трудно, если вообще возможно. Но компании могут снизить риск такого поворота событий, ведя актуальный, не для самообмана, управленческой учет. Чтобы руководители могли в каждый момент четко понимать, где находится их организация, и в зависимости от реальной ситуации принимать те или иные меры.

Желаю всем компаниям, добросовестно работающим в сфере туризма, финансово стабильной работы.
Я думаю, что пропаганда тут не при делах. Конечно, если написать вконтакте что был в Европе "школота" может и заклевать - но это как раз наименьшее из зол. Я бы на третье место поставил причину "рост количества туристов, выезжающих за рубеж самостоятельно". Причем рост достаточно сильный. И дело здесь не в туроператорах. Хотя когда на Кипре туроператор предлагает экскурсию за 300 евро с носа, а кварталом ниже в местном турбюро она стоит 60... Сегодня при умении воспользоваться интернетом за рубежом можно достаточно спокойно путешествовать самостоятельно. Экономии не будет - на чем-то сэкономишь, а где-то наоборот - затраты буду выше. Но тут есть главный плюс - нет привязки к оператору. То есть - куда хочу, туда и поеду. Были бы деньги. Немаловажно, что многие наши туристы покупают туры напрямую - зачем мне идти к агенту здесь, когда тот же речной круиз по Дунаю можно купить на сайте оператора. Причем с более выгодными условиями.
Думаю, рост числа самостоятельных туристов - это четвертая причина, но не слишком значимая. Ведь значительная часть объема выездного туризма - это туры на массовые курорты в Турции, Египте и так далее с использованием чартерных рейсов и специальных цен в гостиницах. При самостоятельной организации цена такой поездки, как правило, будет выше.
Существовать за счет оборотных средств--равносильно привлечению краткосрочных кредитов на решение стратегических задач: в какие-то моменты можно функционировать, но когда-то "припрет".
Мне кажется, что туристическая отрасль должна быть похожа на продуктовый ритейл: есть крупные сети, которые продают товары первой необходимости по приемлемым ценам, а есть специализированные магазины. Большинство из закрывшихся компаний--сравнительно небольшие, пытавшиеся зарабатывать на популярных "пляжных" направлениях, что крайне рискованно.
Согласен; единственное - закрывшиеся компании были крупными игроками. Именно поэтому их банкротства прозвучали так громко.
На слуху только "Нева". Всех остальных, мне кажется, нельзя относить к крупным и сравнивать с "Тез", "Натали" или "Корал".
Не совсем понятно, при чем здесь управленческий учет.
Я так понимаю ситуацию: бюджетная модель была сформирована в оптимистичном варианте - для роста рынка, в пессимистичном - стагнация или небольшое падение. Если я начну строить ежегодные бюджеты, закладывая 30% дохода в резервы, ни один собственник меня не поймет. А предположить в 2013 году цепочку Майдан-Крым-Война-Санкции не мог ни один аналитик уровня туроператора. Причем, в отличие от круизной компании, пространство для маневра у туроператора уровня Невы гораздо уже. Это Инфофлот может случае чего актуализировать бюджеты, отменить ряд круизов, оперативно отправить суда в затон и вернуть клиентам деньги. В минусе недополученная прибыль и обязательства перед сезонными сотрудниками. А если у вас зарезервированы на сезон тысячи мест в отелях, да еще с огромными штрафными санкциями за отмену брони, да еще сотни человек набраны в офисы по срочным сезонным контрактам, тяжко, очень тяжко.
Как бы ни был поставлен управленческий учет в компании, любая работа на минимальной марже при невозможности быстро свернуть бизнес связана с высокими рисками. Любой форс-мажор приведет либо к быстрому, либо к отложенному банкротству (через взятие кредитов).


Edited at 2014-08-18 02:49 pm (UTC)
Работа на минимальной марже - это, безусловно, тот риск, о котором Вы говорите. Я же полагаю, что дело было несколько хуже: обанкротившиеся компании (если не все, то большая часть) генерировали убыток на растущем рынке, работая с оборота. Причем не всегда отдавая себе в этом отчет. Таких примеров и с более мелкими компаниями, даже и в нашей отрасли, предостаточно. Вот причем здесь управленческий учет. Те компании, которые я знаю ближе и которые разорились, его не вели.
Сразу скажу, что далек от туристической "кухни", и рассуждаю только как клиент.
Я никогда не выберу компанию, которая завлекает меня только самыми низкими ценами, ибо знаю, что чудес не бывает. И за эту самую низкую цену я, как клиент, в итоге заплачу больше(обязательно будут форсмажоры, косяки с трансфером, с размещением или еще что то неприятное). А если еще и есть хоть какие то нестыковки или условности в договоре, то вообще - кругом марш.
И как правильно сказал Александр, растет число самостоятельных туристов. Ибо грамотно потратить деньги на отдых вполне возможно и без посредников, кои порой не стоят даже внимания, не то что денег.
В чартерно-курортный тур, да и не только в него, самостоятельно съездить дешевле (или даже за ту же цену) будет непросто. Обанкротившиеся компании - это не посредники, а туроператоры, создающие туры.
(Anonymous)
Еще кредитование стало дорожать. Ну и валютная волатильность имеет место. Бен Аронович