asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Большой каньон

В ста километрах к востоку от Лас-Вегаса находится интересная природная достопримечательность – Большой каньон (или Гранд-Каньон). Это один из глубочайших каньонов мира: его глубина в некоторых местах достигает почти двух километров. Для того, чтобы прорезать в горных породах Большой Каньон, реке Колорадо потребовались несколько десятков миллионов лет упорной работы.



Из Лас-Вегаса к Большому каньону организуются однодневные авиаэкскурсии. Итак, суббота, 7.30. Восьмиместный самолет Cessna-208 Grand Caravan готовится к вылету из аэропорта Боулдер-Сити (это небольшой аэропорт в двадцати километрах от Лас-Вегаса). Первый рейс из Боулдер-Сити к Большому Каньону стартует на рассвете, в 06.30, но это уже жестоко, так что лечу вторым.



Размещаемся в салоне и полетели. В полете можно прослушать рассказ о Большом Каньоне на одном из семи языков, включая русский.



Под крылом – пустыня Мохаве.



Водохранилище Мид на реке Колорадо было образовано в тридцатые годы прошлого столетия, когда была построена плотина Гувера. Строительство этой плотины позволило организовать снабжение водой и электроэнергией не только близлежащий Лас-Вегас, но и многие города Калифорнии.



Тогда же, в тридцатые годы, большое гидротехническое строительство было развернуто и в Советском Союзе. Среди напрашивающихся параллелей есть и одна невеселая: в обоих странах при наполнении водохранилищ были затоплены населенные пункты, а их жители эвакуированы в другие места. С точки же зрения водо- и электроснабжения (а в СССР еще и судоходства) значение этих проектов трудно переоценить.









Двадцать пять минут полета, и наша «Цессна» совершает посадку буквально посреди пустыни – на маленьком аэродроме «Гранд-Каньон Запад». Здесь мы пересаживаемся на вертолет и продолжаем путь. Вертолет доставит нас на дно каньона.



Вертолеты между аэродромом и Большим каньоном летают непрерывно. Для посадки и высадки пассажиров даже не выключается двигатель: одни люди вышли, другие вошли, и полетели. Полет длится всего пять минут.







Вот она, река Колорадо, когда-то сотворившая этот каньон:





Итак, мы на дне каньона.





Здесь нам предстоит еще одна пересадка. Не поверите – на прогулочный теплоход. По реке Колорадо на дне каньона ходят маленькие прогулочные теплоходы.



Ну, поехали. Судоходный участок здесь небольшой; Колорадо изобилует порогами. А вообще было бы неплохо, выбрав участок подлиннее, запустить по дну Большого каньона полноценный круизный теплоход, пусть небольшой. Он мог бы совершать двух- или трехдневные круизы по каньону. Самая большая прелесть в этих круизах, как мне видится, состояла бы в ночлеге на теплоходе в каньоне. Ночь, звезды, тишина и каньон. По-моему, очень неплохо. В общем, это я фантазирую. Хотя…









После двадцатиминутной речной прогулки пора выходить на берег и садиться в обратный вертолет.





Вертолеты летают здесь один за другим, и кажутся на фоне огромных стен каньона маленькими стрекозами. Трассы вертолетов, летящих в сторону каньона и обратно, разведены. Так было не всегда: в пятидесятые годы здесь на небольшой высоте пролетали даже рейсовые самолеты, что давало возможность пассажирам полюбоваться каньоном, а летчики избегали опасного сближения с другими самолетами за счет визуального ориентирования. Это закончилось столкновением двух пассажирских самолетов и гибелью ста человек, после чего в США запретили визуальные полеты на эшелонах.







Гуано-Пойнт – смотровая площадка с почти круговым видом на Большой каньон. Здесь устроены рекомендованные для прогулок трассы, которые проходят вдоль обрывов. Интересно, что никаких ограждений нет. Оступишься на краю обрыва – и на этом всё. Но отсутствие ограждений – это скорее благо, так как иначе уйдет естественность окружающего пейзажа и органичность тебя в нем.







В тридцатые годы ХХ века в окрестных пещерах обнаружили большое количество гуано. Гуано – это разложившийся помет летучих мышей, который используется в качестве удобрения. Была организована добыча этого ценного вещества. Учитывая труднодоступность находящихся в нижней части каньона пещер, в 1957 году была построена канатная дорога, по которой перевозили шахтеров и гуано. Спустя три года канатная дорога была повреждена низколетящим самолетом, и восстанавливать ее не стали. А верхняя станция дороги осталась на краю каньона как памятник.











Пора в обратный путь. «Цессна» доставляет нас в Боулдер-Сити.



При снижении хорошо видна граница между пустыней и городом. Боулдер-Сити малоэтажен и озеленен. Лас-Вегас отсюда совсем недалеко.


Tags: США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments