Большой каньон

В ста километрах к востоку от Лас-Вегаса находится интересная природная достопримечательность – Большой каньон (или Гранд-Каньон). Это один из глубочайших каньонов мира: его глубина в некоторых местах достигает почти двух километров. Для того, чтобы прорезать в горных породах Большой Каньон, реке Колорадо потребовались несколько десятков миллионов лет упорной работы.



Из Лас-Вегаса к Большому каньону организуются однодневные авиаэкскурсии. Итак, суббота, 7.30. Восьмиместный самолет Cessna-208 Grand Caravan готовится к вылету из аэропорта Боулдер-Сити (это небольшой аэропорт в двадцати километрах от Лас-Вегаса). Первый рейс из Боулдер-Сити к Большому Каньону стартует на рассвете, в 06.30, но это уже жестоко, так что лечу вторым.



Размещаемся в салоне и полетели. В полете можно прослушать рассказ о Большом Каньоне на одном из семи языков, включая русский.



Под крылом – пустыня Мохаве.



Водохранилище Мид на реке Колорадо было образовано в тридцатые годы прошлого столетия, когда была построена плотина Гувера. Строительство этой плотины позволило организовать снабжение водой и электроэнергией не только близлежащий Лас-Вегас, но и многие города Калифорнии.



Тогда же, в тридцатые годы, большое гидротехническое строительство было развернуто и в Советском Союзе. Среди напрашивающихся параллелей есть и одна невеселая: в обоих странах при наполнении водохранилищ были затоплены населенные пункты, а их жители эвакуированы в другие места. С точки же зрения водо- и электроснабжения (а в СССР еще и судоходства) значение этих проектов трудно переоценить.









Двадцать пять минут полета, и наша «Цессна» совершает посадку буквально посреди пустыни – на маленьком аэродроме «Гранд-Каньон Запад». Здесь мы пересаживаемся на вертолет и продолжаем путь. Вертолет доставит нас на дно каньона.



Вертолеты между аэродромом и Большим каньоном летают непрерывно. Для посадки и высадки пассажиров даже не выключается двигатель: одни люди вышли, другие вошли, и полетели. Полет длится всего пять минут.







Вот она, река Колорадо, когда-то сотворившая этот каньон:





Итак, мы на дне каньона.





Здесь нам предстоит еще одна пересадка. Не поверите – на прогулочный теплоход. По реке Колорадо на дне каньона ходят маленькие прогулочные теплоходы.



Ну, поехали. Судоходный участок здесь небольшой; Колорадо изобилует порогами. А вообще было бы неплохо, выбрав участок подлиннее, запустить по дну Большого каньона полноценный круизный теплоход, пусть небольшой. Он мог бы совершать двух- или трехдневные круизы по каньону. Самая большая прелесть в этих круизах, как мне видится, состояла бы в ночлеге на теплоходе в каньоне. Ночь, звезды, тишина и каньон. По-моему, очень неплохо. В общем, это я фантазирую. Хотя…









После двадцатиминутной речной прогулки пора выходить на берег и садиться в обратный вертолет.





Вертолеты летают здесь один за другим, и кажутся на фоне огромных стен каньона маленькими стрекозами. Трассы вертолетов, летящих в сторону каньона и обратно, разведены. Так было не всегда: в пятидесятые годы здесь на небольшой высоте пролетали даже рейсовые самолеты, что давало возможность пассажирам полюбоваться каньоном, а летчики избегали опасного сближения с другими самолетами за счет визуального ориентирования. Это закончилось столкновением двух пассажирских самолетов и гибелью ста человек, после чего в США запретили визуальные полеты на эшелонах.







Гуано-Пойнт – смотровая площадка с почти круговым видом на Большой каньон. Здесь устроены рекомендованные для прогулок трассы, которые проходят вдоль обрывов. Интересно, что никаких ограждений нет. Оступишься на краю обрыва – и на этом всё. Но отсутствие ограждений – это скорее благо, так как иначе уйдет естественность окружающего пейзажа и органичность тебя в нем.







В тридцатые годы ХХ века в окрестных пещерах обнаружили большое количество гуано. Гуано – это разложившийся помет летучих мышей, который используется в качестве удобрения. Была организована добыча этого ценного вещества. Учитывая труднодоступность находящихся в нижней части каньона пещер, в 1957 году была построена канатная дорога, по которой перевозили шахтеров и гуано. Спустя три года канатная дорога была повреждена низколетящим самолетом, и восстанавливать ее не стали. А верхняя станция дороги осталась на краю каньона как памятник.











Пора в обратный путь. «Цессна» доставляет нас в Боулдер-Сити.



При снижении хорошо видна граница между пустыней и городом. Боулдер-Сити малоэтажен и озеленен. Лас-Вегас отсюда совсем недалеко.


Tags:
Мне понравилось. Приятная прогулка и интересный вид сверху на дамбу Гувера. Кораблик стилизован под старые пароходы Миссисипи. Ехать от центра Лас Вегаса до пристани минут сорок.
Понятно. Ну, за полтора дня в Лас-Вегасе побывать везде сложно. Может быть, как-нибудь в другой раз побываю и на озере Мид. Спасибо за информацию! :)