asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Загребский трамвай

Иногда какие-то вещи очень иррационально нравятся. Может, конечно, они нравятся вполне рационально, но без внятного объяснения этому. Вот мне всегда нравились трамваи. Так что про ленинградский трамвай во всех его периодах и проявлениях я могу много чего рассказать. А тут мне сильно пришлись по душе трамваи в хорватском Загребе.



Когда-то Ленинград считался трамвайной столицей мира. И действительно, из-за рекордной протяженности трамвайных путей в восьмидесятые годы город попал в книгу рекордов Гиннеса. Загреб, пожалуй, тоже можно считать одной из мировых трамвайных столиц. Но по другой причине: уж очень удобна там трамвайная система. На трамвае в Загребе можно предсказуемо быстро добраться до большинства основных мест города.

В Загребе действуют пятнадцать трамвайных маршрутов, а в ночное время работают четыре маршрута.



Предшественница трамвая, конка, появилась в Загребе в 1891 году. А в 1910 году по загребским улицам пошел электрический трамвай. Сейчас в городе – двести сорок трамвайных составов нескольких типов.

TMK 201 / TP 701

Старейшие моторные вагоны на улицах Загреба – это вагоны типа TMK 201. Они производились в Хорватии (точнее, Югославии) в первой половине 1970-х годов, и работали в двух городах – Загребе и Белграде. Сейчас такие вагоны остались только в Загребе. Часть их уже списана, но с десяток TMK 201 продолжают ежедневно выходить на линии и радовать любителей исторических трамвайных вагонов. Все загребские TMK 201 были выпущены в 1974 году.


Трамвайный поезд TMK 201 / TP 701 на площади Бана Елачича


В салоне TMK 201

В качестве прицепных вагонов к моторным TMK 201 используются прицепные TP 701.


Вагон TP 701 на линии. «Pazite na razmak» в переводе с хорватского означает «соблюдай дистанцию»

Tatra T4 / Tatra B4

Что такое трамвай «Татра» модификаций T3 и T4, большинству жителей России, да и многих других стран, объяснять не надо. Эти вагоны чехословацкого производства, начиная с семидесятых годов, были очень распространены в странах социалистического блока. Во многих городах, в том числе и в Москве, «Татры» используются и сейчас.

Модификация моторного вагона T4 для Югославии называлась T4YU, прицепного вагона – B4YU. «Татры» в Загребе используются в основном в двухвагонных составах. Исключение – 15-й маршрут, где такие вагоны работают поодиночке. Вагоны типов Tatra T4 и B4 для Загреба производились с 1976 по 1983 год.


Трамвайный состав Tatra T4 / B4 у парка Максимир


В салоне моторного вагона Tatra T4


Прицепной вагон Tatra B4


В салоне прицепного вагона Tatra B4


Не все загребские трамваи окрашены в синий цвет

Tatra KT4

Первые сочлененные трамваи появились более ста лет назад в Бостоне. Это очень удобный, вместительный «изгибающийся» трамвайный вагон. Tatra начала производить сочлененные вагоны K2 в 1966 году; они были внешне очень похожи на упомянутые выше T3/T4, и поставлялись в том числе в СССР. А с 1973 года начался выпуск более современных вагонов KT4. Они тоже поставлялись в разные страны, включая Советский Союз. В 1985 и 1986 годах были построены пятьдесят вагонов для Загреба. Некоторые из них можно встретить на улицах этого города и сегодня.


Сочлененный вагон Tatra KT4


В салоне Tatra KT4

TMK 2100

Если вагон KT4 состоит из двух секций, то сочлененный вагон хорватского производства TMK 2100 – из трех. Таких вагонов было выпущено немного, всего шестнадцать, и все они работают в Загребе. Встретить их обычно можно только на пятом маршруте. Выпуск этих вагонов, несмотря на маленькую серию, длился довольно долго – с 1994 по 2002 год.


Сочлененный вагон TMK 2100


В салоне TMK 2100


Девушка опоздала на TMK 2100, и, наверное, расстраивается, потому что этот TMK 2100 красиво окрашен

TMK 2200

А настоящий символ Загреба и самый распространенный в этом городе трамвай – это пятисекционный 32-метровый вагон TMK 2200. Низкопольный, с эргономичными сидениями и системой кондиционирования воздуха. Такие вагоны производились с 2005 по 2010 год. Всего их было выпущено 140 единиц, и все они работают в Загребе. Немного жаль, что такая изящная красота пока не попала в другие города и страны.


Вагон TMK 2200 на линии

Надо сказать, что TMK 2200 не является мировым рекордсменом по длине. Это почетное звание принадлежит 54-метровому шестисекционному вагону Combino Supra. Такие трамваи работают в Будапеште. По количеству секций TMK 2200 уступает шести- и семисекционным трамваям, которые выпускаются в Европе. Но зато TMK 2200 обладает каким-то приятным обаянием, за что хорваты называют его «лучшим трамваем в мире», и я готов с ними согласиться.

До чего бывает хорошо вообще не вникать в технические характеристики разных трамваев. Понравился вагон внешне, вот он для тебя и лучший. Ну, после некоторых исторических ленинградских вагонов. Так называемая «американка» ЛМ/ЛП-33 мне нравится больше всех трамваев в мире.


Вагон TMK 2200 на площади Бана Елачича


В салоне TMK 2200

Во время парада трамваев, который состоялся в Загребе 7 июня 2007 года, семьдесят таких вагонов выстроились в двухкилометровую «змею» и создали неслабый транспортный коллапс в центре города.


Вагон TMK 2200, вид сзади


Места на задней площадке TMK 2200 хороши для компаний, потому что в остальных частях салона сиденья установлены по одному-два


Вечерний взгляд в мир трамвайного вагона

Когда трамваи ходят с небольшим предсказуемым интервалом, трамвайная сеть охватывает все районы города, пути проложены так, что трамваи и автомобили не мешают друг другу, а асфальт и рельсы вместе составляют почти ровную поверхность, то как тут не любить трамвай и не считать его самым удобным и дружественным видом транспорта?


Tags: Хорватия, городской транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →