Загребский трамвай

Иногда какие-то вещи очень иррационально нравятся. Может, конечно, они нравятся вполне рационально, но без внятного объяснения этому. Вот мне всегда нравились трамваи. Так что про ленинградский трамвай во всех его периодах и проявлениях я могу много чего рассказать. А тут мне сильно пришлись по душе трамваи в хорватском Загребе.



Когда-то Ленинград считался трамвайной столицей мира. И действительно, из-за рекордной протяженности трамвайных путей в восьмидесятые годы город попал в книгу рекордов Гиннеса. Загреб, пожалуй, тоже можно считать одной из мировых трамвайных столиц. Но по другой причине: уж очень удобна там трамвайная система. На трамвае в Загребе можно предсказуемо быстро добраться до большинства основных мест города.

В Загребе действуют пятнадцать трамвайных маршрутов, а в ночное время работают четыре маршрута.



Предшественница трамвая, конка, появилась в Загребе в 1891 году. А в 1910 году по загребским улицам пошел электрический трамвай. Сейчас в городе – двести сорок трамвайных составов нескольких типов.

TMK 201 / TP 701

Старейшие моторные вагоны на улицах Загреба – это вагоны типа TMK 201. Они производились в Хорватии (точнее, Югославии) в первой половине 1970-х годов, и работали в двух городах – Загребе и Белграде. Сейчас такие вагоны остались только в Загребе. Часть их уже списана, но с десяток TMK 201 продолжают ежедневно выходить на линии и радовать любителей исторических трамвайных вагонов. Все загребские TMK 201 были выпущены в 1974 году.


Трамвайный поезд TMK 201 / TP 701 на площади Бана Елачича


В салоне TMK 201

В качестве прицепных вагонов к моторным TMK 201 используются прицепные TP 701.


Вагон TP 701 на линии. «Pazite na razmak» в переводе с хорватского означает «соблюдай дистанцию»

Tatra T4 / Tatra B4

Что такое трамвай «Татра» модификаций T3 и T4, большинству жителей России, да и многих других стран, объяснять не надо. Эти вагоны чехословацкого производства, начиная с семидесятых годов, были очень распространены в странах социалистического блока. Во многих городах, в том числе и в Москве, «Татры» используются и сейчас.

Модификация моторного вагона T4 для Югославии называлась T4YU, прицепного вагона – B4YU. «Татры» в Загребе используются в основном в двухвагонных составах. Исключение – 15-й маршрут, где такие вагоны работают поодиночке. Вагоны типов Tatra T4 и B4 для Загреба производились с 1976 по 1983 год.


Трамвайный состав Tatra T4 / B4 у парка Максимир


В салоне моторного вагона Tatra T4


Прицепной вагон Tatra B4


В салоне прицепного вагона Tatra B4


Не все загребские трамваи окрашены в синий цвет

Tatra KT4

Первые сочлененные трамваи появились более ста лет назад в Бостоне. Это очень удобный, вместительный «изгибающийся» трамвайный вагон. Tatra начала производить сочлененные вагоны K2 в 1966 году; они были внешне очень похожи на упомянутые выше T3/T4, и поставлялись в том числе в СССР. А с 1973 года начался выпуск более современных вагонов KT4. Они тоже поставлялись в разные страны, включая Советский Союз. В 1985 и 1986 годах были построены пятьдесят вагонов для Загреба. Некоторые из них можно встретить на улицах этого города и сегодня.


Сочлененный вагон Tatra KT4


В салоне Tatra KT4

TMK 2100

Если вагон KT4 состоит из двух секций, то сочлененный вагон хорватского производства TMK 2100 – из трех. Таких вагонов было выпущено немного, всего шестнадцать, и все они работают в Загребе. Встретить их обычно можно только на пятом маршруте. Выпуск этих вагонов, несмотря на маленькую серию, длился довольно долго – с 1994 по 2002 год.


Сочлененный вагон TMK 2100


В салоне TMK 2100


Девушка опоздала на TMK 2100, и, наверное, расстраивается, потому что этот TMK 2100 красиво окрашен

TMK 2200

А настоящий символ Загреба и самый распространенный в этом городе трамвай – это пятисекционный 32-метровый вагон TMK 2200. Низкопольный, с эргономичными сидениями и системой кондиционирования воздуха. Такие вагоны производились с 2005 по 2010 год. Всего их было выпущено 140 единиц, и все они работают в Загребе. Немного жаль, что такая изящная красота пока не попала в другие города и страны.


Вагон TMK 2200 на линии

Надо сказать, что TMK 2200 не является мировым рекордсменом по длине. Это почетное звание принадлежит 54-метровому шестисекционному вагону Combino Supra. Такие трамваи работают в Будапеште. По количеству секций TMK 2200 уступает шести- и семисекционным трамваям, которые выпускаются в Европе. Но зато TMK 2200 обладает каким-то приятным обаянием, за что хорваты называют его «лучшим трамваем в мире», и я готов с ними согласиться.

До чего бывает хорошо вообще не вникать в технические характеристики разных трамваев. Понравился вагон внешне, вот он для тебя и лучший. Ну, после некоторых исторических ленинградских вагонов. Так называемая «американка» ЛМ/ЛП-33 мне нравится больше всех трамваев в мире.


Вагон TMK 2200 на площади Бана Елачича


В салоне TMK 2200

Во время парада трамваев, который состоялся в Загребе 7 июня 2007 года, семьдесят таких вагонов выстроились в двухкилометровую «змею» и создали неслабый транспортный коллапс в центре города.


Вагон TMK 2200, вид сзади


Места на задней площадке TMK 2200 хороши для компаний, потому что в остальных частях салона сиденья установлены по одному-два


Вечерний взгляд в мир трамвайного вагона

Когда трамваи ходят с небольшим предсказуемым интервалом, трамвайная сеть охватывает все районы города, пути проложены так, что трамваи и автомобили не мешают друг другу, а асфальт и рельсы вместе составляют почти ровную поверхность, то как тут не любить трамвай и не считать его самым удобным и дружественным видом транспорта?


(Anonymous)
Саша, в день Крещение Господне желаю вам всего наилучшего в вашей жизни! Пусть вас окружает мир, любовь, добро и красота!
Необходимо добавить, что колея трамвая в Загребе - 1000 мм. Что же касается поставок вагонов KT4 в СССР - две опытные машины работали во Львове, списаны в 1998 году. А серийные машины поставлялись в Таллин. Кстати ширина колеи таллинского трамвая соответствует японской железнодорожной - 1067 мм. Подобная колея в СССР была только на острове Сахалин - от Корсаково до Ногликов с отвитвлениями в Холмск. От Ногликов далее шла узкоколейка до Охи (колея 750 мм), сейчас она разобрана.
1000-мм колея (аналогичная загребской) проложена в Вильнюсе
Ну,у блондинки своё видение трамвайчиков! :)
Симпатичные синие ТМК 2200,похожи на гусениц спереди.Но меня заинтересовала раскраска трамвайчика "в деревьях"-это фотография или копия нашего Шишкина?Нет ли снимка сбоку "целиком"?
К сожалению, более внятного снимка TMK 2100 у меня нет. А, кстати, что больше всего нравится блондинкам в TMK 2200 - двигатели или тормоза?
Ну, вообще трехфазные асинхронные двигатели, как на TMK 2200, - моя слабость!А тормоза там есть разные, ты какой имеешь в виду - гидравлический, электрический или рельсовый? Рельсовый, кстати, очень миленький такой с виду!
А как тебе в нем вспомогательные статические преобразователи?
Ну, это же IGBT-технология. Люблю ее не меньше, чем чизкейки "Нью-Йорк в барах на корабликах ИФ! Понимаю, что может есть что и получше, но блондинке простительно..."
эээ... Ну лучше чизкейков в барах ИФ ничего нет, это точно! А вот насчет этих преобразователей, пожалуй, согласен :)
Наверное, только в Загребе такой зоопарк - от заслуженных деревянных циклопов до самых новых низкопольных "гусениц" :-)
Наверное, если поискать, то есть еще такие места... Но в голову навскидку не приходят.
Жаль, что у них такой скучный преобразователь привода PGP. Понимаю, что номинальное входное напряжение там целых 600 вольт. Но все-таки если бы его окрасили в мой любимый бирюзовый цвет, смотрелось бы гораздо лучше! Простите блондинке такие рассуждения! :)
Галина, я абсолютно согласен с тем, что преобразователь привода гораздо лучше смотрелся бы в бирюзовом цвете! Он бы тогда хорошо сочетался с сережками приемщицы смены на заводе по производству этих трамваев. Но вот не учли, видимо.
Однозначно!И вообще-бирюзовый цвет такой позитивный!И дело не в том,что он очень идёт моим глазам цвета тёплого ореха,но и очень бы подошёл к интерьеру моей любимой каюты на Бенуа!
А глаза цвета теплого ореха идеально подходят для каюты на "Бенуа", совершенно точно. И без всяких преобразователей привода. :)
Я в личку напишу-в какой именно каюте обновить первым делом!А любопытствующих буду пускать за отдельно оговорённую плату-глядишь,так и еще на один КВД наскребу! :)
И мы, конечно, украсим эту каюту небольшим бирюзовым преобразователем привода. :)
Точно. А между ними поместим изящный рельсовый тормоз, цвет подскажешь. Назовем эту компиляцию "В поисках смысла бытия".
Нам,электромеханикам 2 разряда,это совсем лишнее!Всё гениальное-просто!Как нулевой провод!
Так зачем тебе тогда копить на КВД? Можно пойти на теплоход электромехаником. Это будет явление сезона! Дизель-генераторы окрасим в бирюзовый цвет, и в плавание! :)
Но ведь практически нет экскурсий в МашПомещение!Всё в рубку да в рубку!Павел Иванович последний раз уже мне предложил провести,а он поулыбается и посвестит только!Еле уговорила дать нам послушать его голос,а то ведь Закрытие было-до новой навигации скучать по его тембру!И кто увидит,как дизель-генераторы оттеняют мою красоту?! :(
Невозможно это для сердца блондинки!
Нууу, никакие, даже самые бирюзовые, дизель-генераторы не способны оттенить твою красоту! :)
Ну,если еще топливные насосы в бирюзовый покрасить...Всё!Красота-это страшная сила!Все клиенты-наши!
А втулочки сделать разоцветными. Вот красиво-то будет! :)
Да, чувствую, с ТАКИМ электромехаником заживем по-новому! Больше никаких непопаданий цвета механизмов в тон с комбинезонами. :))