asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Строительство копии исторического корабля "Полтава"

Под Санкт-Петербургом строится точная копия 54-пушечного парусного военного корабля «Полтава».

Корабль «Полтава», спущенный на воду в 1712 году, примечателен тем, что это первое крупное судно, построенное в Санкт-Петербурге. До этого на Адмиралтейской верфи строились только суда небольших размеров. Петр не просто курировал этот проект. Будучи человеком увлеченным, он лично занимался проектированием «Полтавы», иногда проводя за чертежами весь день, а затем участвовал в строительстве судна в качестве главного корабельного мастера.



Корабль «Полтава» прожил насыщенную жизнь. Он участвовал в нескольких военных кампаниях, в том числе в Гангутском сражении (в качестве корабля прикрытия). В последний раз «Полтава» вышел в море в 1723 году. Одиннадцать лет – крайне мало по нынешним временам, но в то время это был обычный срок службы судна. Затем «Полтава» еще около десяти лет простоял в Кронштадте в ожидании ремонта, после чего было принято решение разобрать корабль по ветхости.

Строительство копии «Полтавы» – проект компании «Газпром». Проект нетривиальный, поскольку перед проектировщиками и кораблестроителями стоит задача создания действующего, мореходного судна, отвечающего требованиям морского Регистра, и при этом являющегося точной копией исторической «Полтавы». Строительство ведется на верфи исторического судостроения в Лахте под Петербургом.

Наличие исторических чертежей «Полтавы» сильно облегчило бы задачу. Но, к сожалению, сохранился только чертеж мидель-шпангоута корабля (сечение корпуса вертикальной плоскостью) с указанием размерений. Более того, до наших дней не дошло никаких изображений носовой части судна, а единственным достоверным изображением «Полтавы» является гравюра голландца Питера Пикарта.


Питер Пикарт. «Линейный корабль «Полтава». Гравюра 1717 г.


Реконструкция «Полтавы». Модель В.Г. Крайнюкова

Используя чертеж мидель-шпангоута «Полтавы», гравюру Питера Пикарта и сохранившиеся чертежи других кораблей петровского времени, проектировщикам удалось воссоздать изначальный проект корабля с высокой степенью точности.


Современный теоретический чертеж «Полтавы»

Дерево – не самый долговечный материал для судостроения, отсюда и небольшой срок службы кораблей петровского времени. При строительстве копии «Полтавы», чтобы обеспечить долговечность судна, все деревянные заготовки проходят обработку современными огнебиозащитными материалами.

Как и при Петре, сегодня для строительства «Полтавы» не хватает корабельного леса. Великовозрастные дубы, подходящие для кораблестроительных целей, везут в Петербург из разных уголков России и Белоруссии.


Лесная биржа на территории верфи – место хранения и распиловки дубовых бревен

Корабль строится в специально возведенном сборочном ангаре длиной 60 и высотой 30 метров. Длина самого судна составляет около сорока метров.


Строящийся корабль «Полтава» в сборочном ангаре, вид с носа


Работы в сборочном ангаре


«Полтава» в сборочном ангаре, вид с кормы


«Полтава», вид с носа, левый борт


Во время перерыва рабочие играют в волейбол. Интересно, что делали во время рабочих перерывов судостроители петровского времени?

В парусной мастерской уже готов первый парус для «Полтавы» – грот-брамсель. Он будет установлен в верхней части средней мачты – грота. Это самая высокая мачта судна. Она будет возвышаться над уровнем воды на 45 метров. Второй парус, блинд, устанавливаемый в носовой части судна, тоже почти готов.


В парусной мастерской


Парусное вооружение «Полтавы»

Экипаж «Полтавы» состоял в основном из рекрутов, отправленных на военную службу пожизненно. Численность экипажа судна могла доходить до 460 человек, которым приходилось жить в условиях большой скученности и антисанитарии. Вид жилого помещения экипажа планируется воссоздать. Гамаки, такие же, как те, в которых спали члены экипажа, изготавливаются здесь же, в парусной мастерской.


Гамак для члена экипажа «Полтавы»


В рангоутной мастерской изготавливают мачты и реи будущего корабля

Вооружение «Полтавы» составляли 54 пушки разных размеров. Наиболее тяжелые, 18-фунтовые пушки, располагались на так называемом гон-деке; выше палубой были установлены 12-фунтовые, еще выше – самые легкие, 6-фунтовые пушки. Новая «Полтава», как и оригинальная, будет оснащена 54 пушками, а пока по чертежам XVIII века изготовлены по одной пушке каждого вида.


Пушки для «Полтавы», изготовленные по чертежам XVIII века


Расположение орудий на одном из аналогичных судов XVIII века

Строительство новой «Полтавы» продлится еще полтора года. В течение этого времени верфь исторического судостроения в Лахте можно посетить с экскурсией. А затем, по окончании достроечных работ, «Полтава» станет действующим музеем. Не исключено, что корабль будет периодически выходить в плавание. Это зависит от получения всех необходимых разрешений, но, во всяком случае, судно строится с расчетом на настоящую, не только музейную эксплуатацию.



Tags: история флота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments