Строительство копии исторического корабля "Полтава"

Под Санкт-Петербургом строится точная копия 54-пушечного парусного военного корабля «Полтава».

Корабль «Полтава», спущенный на воду в 1712 году, примечателен тем, что это первое крупное судно, построенное в Санкт-Петербурге. До этого на Адмиралтейской верфи строились только суда небольших размеров. Петр не просто курировал этот проект. Будучи человеком увлеченным, он лично занимался проектированием «Полтавы», иногда проводя за чертежами весь день, а затем участвовал в строительстве судна в качестве главного корабельного мастера.



Корабль «Полтава» прожил насыщенную жизнь. Он участвовал в нескольких военных кампаниях, в том числе в Гангутском сражении (в качестве корабля прикрытия). В последний раз «Полтава» вышел в море в 1723 году. Одиннадцать лет – крайне мало по нынешним временам, но в то время это был обычный срок службы судна. Затем «Полтава» еще около десяти лет простоял в Кронштадте в ожидании ремонта, после чего было принято решение разобрать корабль по ветхости.

Строительство копии «Полтавы» – проект компании «Газпром». Проект нетривиальный, поскольку перед проектировщиками и кораблестроителями стоит задача создания действующего, мореходного судна, отвечающего требованиям морского Регистра, и при этом являющегося точной копией исторической «Полтавы». Строительство ведется на верфи исторического судостроения в Лахте под Петербургом.

Наличие исторических чертежей «Полтавы» сильно облегчило бы задачу. Но, к сожалению, сохранился только чертеж мидель-шпангоута корабля (сечение корпуса вертикальной плоскостью) с указанием размерений. Более того, до наших дней не дошло никаких изображений носовой части судна, а единственным достоверным изображением «Полтавы» является гравюра голландца Питера Пикарта.


Питер Пикарт. «Линейный корабль «Полтава». Гравюра 1717 г.


Реконструкция «Полтавы». Модель В.Г. Крайнюкова

Используя чертеж мидель-шпангоута «Полтавы», гравюру Питера Пикарта и сохранившиеся чертежи других кораблей петровского времени, проектировщикам удалось воссоздать изначальный проект корабля с высокой степенью точности.


Современный теоретический чертеж «Полтавы»

Дерево – не самый долговечный материал для судостроения, отсюда и небольшой срок службы кораблей петровского времени. При строительстве копии «Полтавы», чтобы обеспечить долговечность судна, все деревянные заготовки проходят обработку современными огнебиозащитными материалами.

Как и при Петре, сегодня для строительства «Полтавы» не хватает корабельного леса. Великовозрастные дубы, подходящие для кораблестроительных целей, везут в Петербург из разных уголков России и Белоруссии.


Лесная биржа на территории верфи – место хранения и распиловки дубовых бревен

Корабль строится в специально возведенном сборочном ангаре длиной 60 и высотой 30 метров. Длина самого судна составляет около сорока метров.


Строящийся корабль «Полтава» в сборочном ангаре, вид с носа


Работы в сборочном ангаре


«Полтава» в сборочном ангаре, вид с кормы


«Полтава», вид с носа, левый борт


Во время перерыва рабочие играют в волейбол. Интересно, что делали во время рабочих перерывов судостроители петровского времени?

В парусной мастерской уже готов первый парус для «Полтавы» – грот-брамсель. Он будет установлен в верхней части средней мачты – грота. Это самая высокая мачта судна. Она будет возвышаться над уровнем воды на 45 метров. Второй парус, блинд, устанавливаемый в носовой части судна, тоже почти готов.


В парусной мастерской


Парусное вооружение «Полтавы»

Экипаж «Полтавы» состоял в основном из рекрутов, отправленных на военную службу пожизненно. Численность экипажа судна могла доходить до 460 человек, которым приходилось жить в условиях большой скученности и антисанитарии. Вид жилого помещения экипажа планируется воссоздать. Гамаки, такие же, как те, в которых спали члены экипажа, изготавливаются здесь же, в парусной мастерской.


Гамак для члена экипажа «Полтавы»


В рангоутной мастерской изготавливают мачты и реи будущего корабля

Вооружение «Полтавы» составляли 54 пушки разных размеров. Наиболее тяжелые, 18-фунтовые пушки, располагались на так называемом гон-деке; выше палубой были установлены 12-фунтовые, еще выше – самые легкие, 6-фунтовые пушки. Новая «Полтава», как и оригинальная, будет оснащена 54 пушками, а пока по чертежам XVIII века изготовлены по одной пушке каждого вида.


Пушки для «Полтавы», изготовленные по чертежам XVIII века


Расположение орудий на одном из аналогичных судов XVIII века

Строительство новой «Полтавы» продлится еще полтора года. В течение этого времени верфь исторического судостроения в Лахте можно посетить с экскурсией. А затем, по окончании достроечных работ, «Полтава» станет действующим музеем. Не исключено, что корабль будет периодически выходить в плавание. Это зависит от получения всех необходимых разрешений, но, во всяком случае, судно строится с расчетом на настоящую, не только музейную эксплуатацию.



Насколько я знаю
При Петре (с его вечным нетерпением) корабли строили из сырой сосны, абы побыстрее, поэтому, действительно, 12 лет - корабль-старик. Англичане строили из специально подготовленного дуба. так что их крупные боевые корабли служили по 50 лет (тот же "Виктори" и многие другие). В РИ порядок с подготовкой корабельного леса попытался навести Николай I, но время деревянного флота уже кончилось...
Re: Насколько я знаю
Однако "Полтава" строилась из качественного дуба. При Петре, кстати, дубовые рощи сильно поредели как раз по причине быстрого развития судостроения.

Edited at 2015-02-23 09:49 pm (UTC)
Re: Насколько я знаю
Англичане за эти 50 лет перестраивали корабль несколько раз. В лучшем случае меняя только дерево и сохраняя проект. В самых крутых случаях шла полная перестройка, так, что даже менялись линейные размеры корабля. Т.е. строился новый корабль, но под старым именем - так было проще провести оплату работ в парламенте :-)
А Швеция не будет строить в ответ на складе ИКЕА какой-нибудь "Густав Адольф" в натуральную величину??
С последующим боем посреди Балтики? :)) Интересная идея, но не слышал о таком.
и Айвазовского поставить на берегу - запечатлевать сие действо.
Да, это была бы реконструкция так реконструкция. :) Я не люблю военные реконструкции, но эта была бы неплохой :))
Неплохо бы было - шведов при любом раскладе побить надобно. Из принципа еще Петром Алексеевичем заложенного.
А кто, собственно, строит? Не Мартусь? И самое непонятное: кто же финансирует?
Нет, не Мартусь, но в строительстве принимают участие некоторые люди из его команды. Финансирует "Газпром".
Кстати в те же годы активно практиковалась обшивка днища медными листами.
Все же мне иногда обидно за страну. Того же помянутого выше Мартуся из страны выгнали, практически, зато теперь Газпром попиарится. Штандарт то в Россию не заходит сейчас, как я понимаю, под угрозой ареста.
Да, с российским морским регистром у "Штандарта" вопрос так и не решен. В правилах регистра просто нет раздела по освидетельствованию исторических судов, реплик и т. п. Кстати, пока никто не обещает, что тех же проблем не будет у "Полтавы". Единственное, у "Газпрома" помощнее административный ресурс, и, возможно, они как-то продавят вопрос постановки "Полтавы" на учет в российский морской регистр как действующего судна.
Новая «Полтава», как и оригинальная, будет оснащена 54 пушками
- ядерное оружие, однако
(Anonymous)
Надеюсь, что из этих пушек никто никогда не додумается стрелять даже холостыми зарядами. Они слетят с лафетов при первом же выстреле, так как оси орудий не закреплены сверху металлическими накладками. Если присмотреться к гравюре, там они присутствуют.
Закрепят, там об этом как раз говорили. И пробные ядра уже отлиты. А вот будут ли стрелять - не знаю.
Может, не внимательно читал, но не нашел стоимость, а наверняка она не малая. Заменили бы то что ниже ватерлинии на какой-нибудь пластик, а то жалко будет, если через 10-15 лет придётся списать. Наверняка и при Петре был этот био-раствор, и не удивлюсь если более совершенный.
Насчет стоимости не знаю. Но насчет долговечности корпуса - рассчитывают, с учетом обработки современными материалами, сохранность дерева не меньше ста лет.
(Anonymous)
Поправьте, пожалуйста: в парусной мастерской не грот-брамсель, а блинд.
Спасибо! Я там переформулировал текст и сократил подпись под фото. Я подумал, что не блинд из-за трапециевидной формы.
(Anonymous)
Граждане. Ходил сегодня по "Полтаве" и вот что скажу:
1. Дуб из которого строиться корабль высушен НЕ ПРАВИЛЬНО!!! Он уже весь в трещинах
2. Для стяжки используется НЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ КИТАЙСКИЙ КРЕПЁЖ
3. Даже не вооружённым глазом видно, что корабль кривой и косой.
4. Корабль никогда не будет принят комиссией!!! Так как она будет международной и деньгами тут уже ничего не решишь!
Честное слово за державу обидно:(
P.S.
Если есть у вас знакомые журналисты, доведите до них эту информацию.
Честное слово, за державу обидно:,(
(Anonymous)
Прочёл со смешанным чувством. С одной стороны, благородная затея и возможность, с другой стороны совершенно бездарная теоретическая основа. И смех, и грех! Кто вам сказал, что чертежи "Полтавы" ограничены только мидельшпангоутом? Кто вам сказал, что это модель Полтавы? Сколько пушек у Полтавы, А? Какой ранг? А? Какая артиллерия на борту была, А? Ну, уж пушечные станки, хотя бы, можно было правильно исполнить. Ваш станок просто по убивает прислугу, даже без выстрела.