Самолет Ан-148: заключительный рейс в ГТК "Россия" перед остановкой эксплуатации

С сегодняшнего дня авиакомпания «Россия» остановила эксплуатацию всех шести самолетов Ан-148, работавших под ее флагом. Последним (или крайним) был выполнен рейс из Краснодара в Санкт-Петербург. Сложилось так, что я был в числе пассажиров этого рейса.



Решение об остановке эксплуатации Ан-148 оказалось неожиданным. Шесть новых Ан-148 с бортовыми номерами от 61701 до 61706, построенных в Воронеже, поступили в ГТК «Россия» (Санкт-Петербург) в течение 2009 и 2010 годов. Поскольку это был первый опыт эксплуатации Ан-148 в России, самолет поначалу эксплуатировали малоинтенсивно, обкатывали. Но вскоре Ан-148 уже обслуживали множество внутренних и международных рейсов, а каждый борт иногда успевал за сутки выполнить по три круговых рейса из Петербурга. Самый дальний рейс по России у этого самолета был в Омск. Летал Ан-148 и в дальнее зарубежье – Гамбург, Берлин и Вену.

Из-за внешнего вида авиаторы и часто летающие пассажиры прозвали самолет «грустным осликом» (он чем-то напоминает известного Иа-Иа). Изначально Ан-148 «России» имели довольно комфортную 68-местную компоновку с салоном бизнес-класса, но в дальнейшем бизнес-класс был упразднен, шаг кресел уменьшен, и количество пассажирских мест увеличилось до 83.

Самолеты такой вместимости очень удобны не только для работы на менее загруженных линиях, но и для «раскатки» новых направлений и новых частот для уже существующих направлений. Начиная после большого перерыва летать, скажем, из Петербурга в Пермь, ГТК «Россия» поначалу ставила на эту линию не 130-150-местные «аэробусы», а менее вместительные Ан-148. И так происходило со многими новыми направлениями. «Раскатав» линию, Ан-148 уступал место «аэробусам».

Для авиационных энтузиастов со всего мира Ан-148 и его удлиненная модификация Ан-158 является большой экзотикой. И действительно, это крайне редкий тип: на начало 2015 года таких самолетов в мире в пассажирском варианте эксплуатировалось всего около двух десятков: в России, Украине, Северной Корее и на Кубе. Попробуй на такой попади. Но для петербургских пассажиров Ан-148 были обычным делом: шесть самолетов работали в ГТК «Россия», и нет-нет, да окажешься пассажиром этого самолета.

Я впервые полетел на Ан-148 в декабре 2009 года; это был рейс из Шереметьево в Петербург. С тех пор полеты на Ан-148 стали для меня обыденностью. Самолет мне нравился: уютный салон, компоновка кресел 2+3, все новое. Только места лучше брать в конце салона – там не мешают обзору двигатели под крыльями. Да, и к телетрапам Ан-148 не ставят.

С сегодняшнего для Ан-148 «России» по решению «родительского» «Аэрофлота» больше не летают. Официально это объясняется экономической оптимизацией. Правда, теперь в ГТК «Россия» самый «маленький» тип самолета – 128-местный A-319, который вряд ли будет летать с хорошей загрузкой на рейсах, где небольшой Ан-148 заполнялся полностью. Говорят о возможной поставке в «Россию» самолетов SSJ-100, которые могли бы заменить Ан-148, но это пока разговоры.

А пока в нашей стране в пассажирской работе остаются только пять самолетов этого типа – все в иркутской авиакомпании «Ангара».

Итак, «крайний» рейс перед остановкой эксплуатации Ан-148 в ГТК «Россия». 9 апреля, три часа ночи, аэропорт Краснодара.



Я не был в этом аэропорту много лет, и за эти годы аэропорт преобразился в лучшую сторону. Теперь в нем есть хорошие кафе, магазины, ну и кое-что по-настоящему восхитительное.



Вот оно, это восхитительное, на следующей фотографии. Бывают ситуации, когда человеку в аэропорту для счастья нужно только это, а его нет. Розетки, много розеток!!!



А наш «грустный ослик» с бортовым номером RA-61705 уже прилетел из Санкт-Петербурга. Возможно, в Краснодаре он в последний раз. Завтра в это время сюда прилетит уже A-319.





Идет посадка на рейс…



Фотоаппарат у меня с собой был маленький, дежурный, так что качество фотографий не всегда «соответствует». Двигатель Д-436, из-за расположения которого самолет прозвали «грустным осликом»:



Для Ан-148 не требуется аэропортового трапа. Посадка пассажиров производится по откидному встроенному трапу.





Взлетели по расписанию. Четвертый час ночи (или утра?) – совсем не самое лучшее время для бодрствования. Так что спать… Впрочем, ночной перекус пропустить не получается.



Тем временем светает.





Трасса полета проходит в обход неспокойной Донецкой области, и если раньше полет из Краснодара в Петербург продолжался два с половиной часа, то теперь за счет этого «крюка» – почти три.



Снижаемся. Вот уже под крылом Пулковское шоссе. В этот момент я подумал, что в такую хорошую погоду, несмотря на раннее утро, многие люди могут наблюдать с земли садящийся Ан-148. Но вряд ли кто-нибудь из них задумается, что это, скорее всего, последний рейс этого типа в авиакомпании «Россия».



Оказалось, что я ошибался. Наш самолет, как раз по поводу заключительного рейса, в столь раннее время снимал с земли авиаэнтузиаст Артемий Доянов, размещающий свои фотографии на сайте russianplanes.net. С его разрешения публикую две фотографии нашего садящегося Ан-148.





Садимся на полосу 28П.



Заруливаем на перрон N 2, находящийся между полосой и аэровокзалом, нас устанавливают на стоянку тягачом, и на этом полет окончен. Командир по громкой связи благодарит пассажиров за полет с авиакомпанией «Россия».









Самолеты Ан-148 остаются на перроне. Ни сегодня, ни завтра они уже никуда не полетят. Такой вот неожиданный поворот в судьбе новых и перспективных машин, в течение пяти лет славно поработавших в петербургской авиации.



А впрочем, точку ставить рано, и вполне вероятно, что эти самолеты немного отдохнут, и вернутся в небо – может быть, в другой авиакомпании.
Tags:

No HTML allowed in subject

 
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed. You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use
   
 

Notice! This user has turned on the option that logs IP addresses of anonymous posters.