Самолет Ан-148: заключительный рейс в ГТК "Россия" перед остановкой эксплуатации

С сегодняшнего дня авиакомпания «Россия» остановила эксплуатацию всех шести самолетов Ан-148, работавших под ее флагом. Последним (или крайним) был выполнен рейс из Краснодара в Санкт-Петербург. Сложилось так, что я был в числе пассажиров этого рейса.



Решение об остановке эксплуатации Ан-148 оказалось неожиданным. Шесть новых Ан-148 с бортовыми номерами от 61701 до 61706, построенных в Воронеже, поступили в ГТК «Россия» (Санкт-Петербург) в течение 2009 и 2010 годов. Поскольку это был первый опыт эксплуатации Ан-148 в России, самолет поначалу эксплуатировали малоинтенсивно, обкатывали. Но вскоре Ан-148 уже обслуживали множество внутренних и международных рейсов, а каждый борт иногда успевал за сутки выполнить по три круговых рейса из Петербурга. Самый дальний рейс по России у этого самолета был в Омск. Летал Ан-148 и в дальнее зарубежье – Гамбург, Берлин и Вену.

Из-за внешнего вида авиаторы и часто летающие пассажиры прозвали самолет «грустным осликом» (он чем-то напоминает известного Иа-Иа). Изначально Ан-148 «России» имели довольно комфортную 68-местную компоновку с салоном бизнес-класса, но в дальнейшем бизнес-класс был упразднен, шаг кресел уменьшен, и количество пассажирских мест увеличилось до 83.

Самолеты такой вместимости очень удобны не только для работы на менее загруженных линиях, но и для «раскатки» новых направлений и новых частот для уже существующих направлений. Начиная после большого перерыва летать, скажем, из Петербурга в Пермь, ГТК «Россия» поначалу ставила на эту линию не 130-150-местные «аэробусы», а менее вместительные Ан-148. И так происходило со многими новыми направлениями. «Раскатав» линию, Ан-148 уступал место «аэробусам».

Для авиационных энтузиастов со всего мира Ан-148 и его удлиненная модификация Ан-158 является большой экзотикой. И действительно, это крайне редкий тип: на начало 2015 года таких самолетов в мире в пассажирском варианте эксплуатировалось всего около двух десятков: в России, Украине, Северной Корее и на Кубе. Попробуй на такой попади. Но для петербургских пассажиров Ан-148 были обычным делом: шесть самолетов работали в ГТК «Россия», и нет-нет, да окажешься пассажиром этого самолета.

Я впервые полетел на Ан-148 в декабре 2009 года; это был рейс из Шереметьево в Петербург. С тех пор полеты на Ан-148 стали для меня обыденностью. Самолет мне нравился: уютный салон, компоновка кресел 2+3, все новое. Только места лучше брать в конце салона – там не мешают обзору двигатели под крыльями. Да, и к телетрапам Ан-148 не ставят.

С сегодняшнего для Ан-148 «России» по решению «родительского» «Аэрофлота» больше не летают. Официально это объясняется экономической оптимизацией. Правда, теперь в ГТК «Россия» самый «маленький» тип самолета – 128-местный A-319, который вряд ли будет летать с хорошей загрузкой на рейсах, где небольшой Ан-148 заполнялся полностью. Говорят о возможной поставке в «Россию» самолетов SSJ-100, которые могли бы заменить Ан-148, но это пока разговоры.

А пока в нашей стране в пассажирской работе остаются только пять самолетов этого типа – все в иркутской авиакомпании «Ангара».

Итак, «крайний» рейс перед остановкой эксплуатации Ан-148 в ГТК «Россия». 9 апреля, три часа ночи, аэропорт Краснодара.



Я не был в этом аэропорту много лет, и за эти годы аэропорт преобразился в лучшую сторону. Теперь в нем есть хорошие кафе, магазины, ну и кое-что по-настоящему восхитительное.



Вот оно, это восхитительное, на следующей фотографии. Бывают ситуации, когда человеку в аэропорту для счастья нужно только это, а его нет. Розетки, много розеток!!!



А наш «грустный ослик» с бортовым номером RA-61705 уже прилетел из Санкт-Петербурга. Возможно, в Краснодаре он в последний раз. Завтра в это время сюда прилетит уже A-319.





Идет посадка на рейс…



Фотоаппарат у меня с собой был маленький, дежурный, так что качество фотографий не всегда «соответствует». Двигатель Д-436, из-за расположения которого самолет прозвали «грустным осликом»:



Для Ан-148 не требуется аэропортового трапа. Посадка пассажиров производится по откидному встроенному трапу.





Взлетели по расписанию. Четвертый час ночи (или утра?) – совсем не самое лучшее время для бодрствования. Так что спать… Впрочем, ночной перекус пропустить не получается.



Тем временем светает.





Трасса полета проходит в обход неспокойной Донецкой области, и если раньше полет из Краснодара в Петербург продолжался два с половиной часа, то теперь за счет этого «крюка» – почти три.



Снижаемся. Вот уже под крылом Пулковское шоссе. В этот момент я подумал, что в такую хорошую погоду, несмотря на раннее утро, многие люди могут наблюдать с земли садящийся Ан-148. Но вряд ли кто-нибудь из них задумается, что это, скорее всего, последний рейс этого типа в авиакомпании «Россия».



Оказалось, что я ошибался. Наш самолет, как раз по поводу заключительного рейса, в столь раннее время снимал с земли авиаэнтузиаст Артемий Доянов, размещающий свои фотографии на сайте russianplanes.net. С его разрешения публикую две фотографии нашего садящегося Ан-148.





Садимся на полосу 28П.



Заруливаем на перрон N 2, находящийся между полосой и аэровокзалом, нас устанавливают на стоянку тягачом, и на этом полет окончен. Командир по громкой связи благодарит пассажиров за полет с авиакомпанией «Россия».









Самолеты Ан-148 остаются на перроне. Ни сегодня, ни завтра они уже никуда не полетят. Такой вот неожиданный поворот в судьбе новых и перспективных машин, в течение пяти лет славно поработавших в петербургской авиации.



А впрочем, точку ставить рано, и вполне вероятно, что эти самолеты немного отдохнут, и вернутся в небо – может быть, в другой авиакомпании.
Tags:
Т. е. решение чисто политическое? Есть ли ещё хотя бы малейшие причины?..
Официально - экономические причины. Но когда авиакомпания остается вообще без 80-местного самолета, при том что для части маршрутов оптимальная вместимость именно такая... Возможно, причины другие.