"Вятский гранд-круиз", часть 3

Вчера я покинул борт «Чапаева» в Петропавловском, а сейчас уже скучаю по размеренной теплоходной жизни. Ведь находиться в круизе, да еще и в таком, который родился когда-то у тебя в голове, а вот теперь реализуется, гораздо интереснее, чем в офисе. Но… Мой выбор, где провести сегодняшний день – это не круиз, а офис, поскольку за то время, которое я провел в этом путешествии, накопилось много бумажных и тому подобных дел. Итак, на чем мы остановились в прошлый раз…

Первую половину 8 мая «Чапаев» продолжал движение вверх по Вятке. Ближе к Котельничу мы прошли территории, где до сих пор находят множество костей парейазавров из палеозойской эры. Бедолаг иногда накрывало обвалами пород, а иногда они просто тонули. Зато их кости хорошо сохранились до наших дней. Эти древние ящеры были весьма безобидными, питались травой, и жили задолго до появления динозавров.







В Котельниче нас встречали жители этого города и режиссер Алексей Погребной, снимающий фильм о Вятке. Капитан «Чапаева» Юрий Михайлович Машарипов рассказал режиссеру о том, как проходит рейс и ответил на вопросы.



Как и в прошлый раз, в Котельниче нас ждала прекрасная встреча. Мы посетили динопарк, краеведческий и палеонтологический музеи, прогулялись по центральной части города. Вечером на борту «Чапаева» уже традиционно состоялся прекрасный концерт местного коллектива.

























9 мая с рассветом «Чапаев» продолжил движение вверх по Вятке. В прошлом году теплоход поднимался только до Котельнича, так что места, которые «Чапаев» проходил в этот день, были новыми, и не только для нас и наших туристов, но и вообще для новейшей истории круизов по Вятке. Ведь, напомню, последний дальний пассажирский рейс состоялся здесь в 1982 году, причем на судне гораздо меньших размеров, чем «Чапаев».



На палубе речные туристы сверяются с картой…





Ближе к полудню прошли город Орлов (бывший Халтурин). Мы рассматривали возможность остановки там; я ездил осматривать город, но пока решили не включать его в программу круиза. Хотя в будущем – кто знает. Вопрос в том, что каждая стоянка увеличивает длительность круиза. Кроме того, круиз должен быть сбалансирован, то есть не перегружен наземной программой. Именно тогда речные туристы получают от путешествия на теплоходе наибольшее удовольствие. Хотя, конечно, программа, изобилующая стоянками и экскурсиями, выглядит привлекательнее… но только на бумаге.





Для меня пройти по неизведанному речному участку всегда большое удовольствие. А в данном случае – особенное. Конечно, я здесь не раз бывал, проезжая на машине при подготовке круиза. Но одно дело – на машине, а другое – на теплоходе. Еще недавно возможность подняться по Вятке до этих мест казалась фантастикой. И вот мы идем здесь на «Чапаеве», а ведь это уже шестая сотня километров от устья. Совсем недалеко Киров. Не могу отказать себе в удовольствии сфотографироваться на память на крыле мостика.













С точки зрения глубин в начале мая Вятка судоходна до Кирова. Но наш теплоход слишком высокий, и ему мешает дойти до этого города старый железнодорожный мост в Гирсово. До Кирова отсюда совсем недалеко, около пятнадцати километров. Здесь вечером 9 мая мы и остановились.





Гирсовский мост довольно головоломный, во всяком случае для нас. Будь он выше, мы бы спокойно прошли до Кирова. Будь он ниже, мы бы стояли в Гирсово и ни о чем не думали. Но мост этот «на грани». То есть существуют такие уровни воды, при которых «Чапаев» еще не испытывает проблем с глубинами, но уже может пройти под этот мост. Они случаются нечасто, но случаются. Угадать, сможем ли мы пройти мост, заранее нельзя. Поэтому остается элемент неопределенности, а согласно официальной программе круиз проходит до Гирсово.

Гирсово – удобное, безопасное место подхода к берегу, чего не скажешь о Кирове, где мест подхода для такого теплохода как «Чапаев» нет. На всякий случай мы договорились с местной судоходной компанией об обслуживании «Чапаева» в Кирове с рейда, но как основной вариант все равно рассматривали стоянку Гирсово, где ко всему прочему еще и имеется хорошая площадка для стоянки экскурсионных автобусов.

Для прохода «Чапаева» под Гирсовским мостом, с учетом возможности демонтажа антенн, нам не хватило какого-то десятка сантиметров. В случае, если бы за сутки вода упала, 11 мая мы могли бы сделать на «Чапаеве» утреннюю прогулку до Кирова без высадки туристов на берег. Но в течение 10 мая вода оставалась на одной отметке, так что вопрос прохода под Гирсовским мостом снялся сам собой. И хотя в программе круиза Гирсово значилось самой «верхней» точкой, мы были бы рады появиться на «Чапаеве» в центре Кирова, пусть и без высадки туристов на берег. Но, значит, в другой раз, если, конечно, нужный уровень воды когда-нибудь случится к подходу «Чапаева»…



Наутро участники круиза отправились на весь день на автобусную экскурсию в Киров. Ехать от Гирсово до Кирова недалеко, поэтому прекрасный солнечный день был максимально использован для знакомства с этим городом – разумеется, с перерывом на обед в кафе. В Кирове мы побывали в красивых местах центральной части города и посетили четыре музея – шоколада, Васнецова, краеведческого и дымковской игрушки. Отмечу высокую квалификацию местных экскурсоводов, которые, безусловно, сделали этот отличный день еще лучше.



































Итак, «Чапаев» достиг самой крайней точки круиза, 662-го километра Вятки. Как я говорил, еще недавно казалось, что это невозможно. Но круиз по всему протяжению Вятки почти до самого Кирова оказался возможным. Конечно, количество нестандартных решений при подготовке и реализации этого проекта просто зашкалило. Но иначе ведь неинтересно.



Вечером 10 мая «Чапаев» отправился в обратный путь. Через день у нас была, пожалуй, одна из самых необычных в речной отрасли экскурсий. О ней я расскажу в следующий раз, и тогда же подведу итог «Вятского гранд-круиза».
В процессе подготовки круиза в его программу вносились изменения. Визит в Слободской занял бы слишком много времени, поэтому вместо нее расширили программу по музеям Кирова. Честно говоря, сам узнал об этом уже в процессе круиза, хотя в программе изменения уже давно.