"Вятский гранд-круиз", заключительная часть

Мы покинули Гирсово вечером 10 мая. Весь запланированный путь вверх по Вятке был пройден, но на обратном пути в Советске нам была приготовлена довольно необычная программа.



Перед тем, как сделать оборот, «Чапаев» поднялся ближе к мосту, чтобы сказать «до свидания» Гирсово – конечному пункту круиза. Это был довольно трогательный момент, особенно когда капитан-наставник Иван Иванович Муравьев дал свой фирменный сложно-музыкальный гудок.







При движении вниз скорость теплохода сильно возросла. Ночью мы, как обычно, встали на якоря, а ранним утром продолжили движение.









Около 9 утра прошли без остановки Котельнич. Дали гудок. Пожалуйста, просыпайтесь, дорогие котельничане, и до следующего года!











В рубке капитан «Морянки» Николай Иванович Михеев, капитан «Чапаева» Юрий Михайлович Машарипов, и третий штурман «Чапаева» Захар Кашинцев. Электронной карты Вятки не существует, поэтому используется только бумажная. Еще несколько лет назад это было естественным положением вещей, но сейчас судоводители уже привыкли к картам электронным. Как выразился один из моих коллег, «молодежь водит теплоход по электронной карте уверенно, как в симуляторе».









В Советске «Морянка» забрала понтон, который предстояло установить на месте нашего подхода в Петропавловском. Обычной ситуацией на Вятке является швартовка теплохода прямо к берегу. Для безопасности место подхода заранее протраливается путейской службой, и теплоход может подходить. Но иногда у берега настолько мелко, что трапа для высадки туристов не хватает. Тогда используется понтон, как «прокладка» между судном и берегом. Для этих целей «Морянка» и забуксировала понтон из Советска в Петропавловское. Ну а «Чапаев» убавил ход, чтобы пропустить ее вперед.



У Петропавловского делаем оборот. Подходим к территории пансионата «Наследие», находящегося в очень живописном месте реки. Эту местность за красоту и холмистый рельеф называют Вятской Швейцарией. Сам пансионат хорошо обустроен, ухожен, и в прогулках по нему и окружающей местности приятно провести вечер. А завтра мы отправимся отсюда на экскурсию.



На мостике второй штурман Анатолий Попов (приятно, когда человек вырос в нашей компании начиная с матроса); капитан и капитан-наставник на всякий случай стоят неподалеку: швартовка здесь исключительно сложная.







Если бы можно было переключать режим с «Рассказываю о маршруте» на «Рассказываю о том, куда забрел, но это не относится к маршруту», то я бы, конечно, пользовался такой переключалкой. Вот сейчас как раз давайте переключу… Итак, от базы «Наследие» можно (но не обязательно нужно) прогуляться до села Петропавловское, где находится заброшенная колокольня. Рядом с ней – разрушенная церковь.



Можно (но уже точно не нужно) забраться на второй ярус колокольни, откуда начинается деревянная лестница на самый ее верх. Но до начала этой лестницы со второго яруса добраться практически невозможно, разве что перейдя к ней по бревну и затем подтянувшись на веревке. Но вопрос – зачем.







Когда придумывался «гранд-круиз», возникла идея сделать экскурсию по интересным природным объектам Вятского края. В качестве таких объектов были выбраны Зараменская пещера и Береснятский водопад – два довольно известных места в относительной близости от Советска. Правда, там никогда не было таких больших групп, как наша. Поэтому представители принимающей стороны в Советске неоднократно проехали по этому маршруту, рассчитали необходимое на экскурсию время, и предупредили, что часть пути будет проходить не на автобусах, а пешком, так как автобусы смогут проехать не везде.

В бортовой газете «Чапаева» написали, что придется пройти четыре километра пешком по пересеченной местности, и тем, кто сомневается в своих силах, лучше остаться на борту. После этого объявления даже те, кто сомневался, приняли решение ехать. Потом еще выяснилось, что многие поняли так, что четыре километра – это только в одну сторону, и потом столько же обратно, но лишь пожали плечами: ну восемь так восемь. Я был восхищен.

Наутро мы сели в шесть небольших автобусов, и отправились в путь.



Зараменская пещера находится на высоком берегу реки Немды. От автобуса до нее идти недалеко, но идти надо по довольно крутому склону. Мы разделились на две группы: первая пошла более трудным, но и более красивым путем, а вторая – более пологим. Вторая группа, конечно же, получилась более малочисленной.



Вряд ли когда-нибудь эти места видели сотню взрослых людей одновременно.





И вот мы у пещеры. Входов в пещеру два; они находятся в глубине небольшого грота. Подземные ходы этой пещеры пока плохо изучены. Говорят, что по ним можно дойти до самого Советска, а это семь километров подземных ходов. Но те исследователи, которые проникали в пещеру, говорят, что это маловероятно: на некотором расстоянии от входа уже нет никакого движения воздуха, что дает основание полагать, что сквозного хода нет.





Затем наш караван отправился к Береснятскому водопаду. Как и вход в Зараменскую пещеру, этот водопад расположен на реке Немде, но на довольно большом расстоянии от Советска. Автобусы проехать до самого водопада не могут, поэтому чтобы увидеть водопад, надо пройти пешком около километра.





Сама эта дорога вряд ли показалась кому-то сложной, тем более в такую хорошую погоду, какая была в тот день. А вот подъем к водопаду оказался довольно крутым. В принципе водопад был виден и снизу, но мало кто не захотел подняться прямо к нему. Водопад в этом году, правда, не такой мощный, каким он бывает: маловодье сказывается и здесь.







После водопада еще через километр можно увидеть высокий Буржатский утес, а по пути к нему некоторые участники нашего похода рискнули подняться по довольно крутому склону, чтобы заглянуть в расщелину-«холодильник»: температура в ней всегда очень освежающая.





И вот, наконец, сам Буржатский утес, на вершину которого многие путешественники с удовольствием залезли:



И, как говорится, «усталые, но довольные» пошли обратно. Потом была испеченная на костре картошка с горячим чаем и песни под гитару.







Но пора садиться в наши микроавтобусы, и отправляться на теплоход. Мы, конечно, опоздали на него, но это того стоило.



В Петропавловском на теплоходе побывал глава Советского района Кировской области Андрей Владимирович Тихомиров, с которым мы познакомились три года назад, когда круизы по Вятке еще только готовились.



А это глава района с нашими замечательными экскурсоводами-сопровождающими. Прощаемся до следующего года:



В Петропавловском попрощался с «Чапаевым» и я, но, наверное, не до следующего года. Теплоход отошел от берега, сделал оборот и побежал вниз по Вятке, в город Мамадыш. Для меня это был эмоциональный момент.



Видеть теплоход, уходящий по Вятке за поворот, как воплощенную идею круизов по этой реке, было очень трогательно. Желаю всем испытать в жизни такие моменты.



И небольшое послесловие.

Этот круиз «Чапаева» – очень нерядовой: впервые теплоход с туристами, пройдя практически всю судоходную часть Вятки, поднялся почти до Кирова. Маршрут теплохода уже сформировался в более-менее оптимальном виде. В следующем году мы разделим круиз на два: первый круиз пройдет от Нижнего Новгорода до Кирова, второй – от Кирова до Уфы. Их дополнит немного подзабытый круиз из Уфы в Москву на Южный речной вокзал. Время пребывания «Чапаева» на Вятке увеличится, так как стоянки будут повторяться на пути и вверх, и вниз.

Что же касается экскурсионной программы, то, дав высокую оценку работе принимающих сторон, надо будет немного ее откорректировать. Думаю, что имеет смысл увеличить пешеходную часть экскурсий по таким городам, как Нолинск, Вятские Поляны, Уржум. Особенно это касается Нолинска с небольшим и очень интересным архитектурно историческим центром. В некоторых городах мы поработаем с экскурсоводами – при всех их знаниях и энтузиазме некоторым из них не хватает опыта работы с большими группами. Безусловно, это поправимое дело.

Понятно желание принимающих сторон показать как можно больше. Но мы, наверное, не будем увеличивать продолжительность программ в городах, потому что круиз должен быть сбалансирован. Когда в программу включено очень много, то на бумаге это смотрится интересно, но люди устают, а кроме того, увеличивается продолжительность и цена круиза. Для цельного, хорошего впечатления от круиза очень важен баланс стоянок, экскурсий, времени в ходу. А вот содержание экскурсионных программ мы все вместе тщательно обсудим, что-то уберем, что-то добавим, чтобы показывать участникам круиза все самое лучшее.

В заключение хочу поблагодарить за создание круиза по Вятке огромное количество людей: сотрудников районных администраций и принимающих компаний в городах, специалистов Вятского района водных путей и судоходства и экипаж теплохода «Морянка», всех моих коллег и особенно членов экипажа теплохода «Василий Чапаев» и работников судового ресторана. После каждого круиза по Вятке, а после этого особенно, я долго нахожусь под влиянием доброй энергетики замечательных людей, которые встречают нас на этой реке.

Дорогие жители Нолинска! Мы знаем, как волновались те, кто готовил прием наших туристов в вашем городе, ведь такая большая группа приезжала к вам впервые. Все получилось замечательно! С почином вас, развивайте туризм в вашем городе, а мы будем приезжать в вам и дальше – погулять по вашему уютному городу пешком и, конечно, раскрасить матрешки!

Дорогие участники студии «Шанс плюс» и танцевального ансамбля «Проталинка» из Уржума! Спасибо, что порадовали нас своим искусством! Не теряйтесь! Вы талантливы!

Я бы хотел перечислить поименно всех, кто нас принимал, но это займет очень много места. Одного человека я хотел бы отметить особенно: мою коллегу Любовь Черенкову, взявшую на себя самый большой объем работы по подготовке программы этого круиза и замечательно справившуюся с этим необычным и интересным делом.


как приятно увидеть себя на фото!
Экскурсия в Петропавловске была не забываема...
Да, необычная получилась экскурсия. Приятно, что она понравилась, хотя рискнем ли повторить ее в том же виде - пока вопрос. :)
Вот так рождаются легенды.
Пассажиры поезда теперь будут рассказывать, что видели своими глазами большой пароход на Вятке в Котельниче - а им будут советовать меньше злоупотреблять абсентом, т.к. на Вятке отродясь пароходов не было и быть не может!
Re: Вот так рождаются легенды.
Это был поезд Екатеринбург - Санкт-Петербург, пассажирам которого исключительно повезло увидеть белый теплоход на Вятке. :)
Александр, привычка к электронным картам - это нормально. Особенно, если бумажных либо просто нет, либо они старее, чем бумага, а следовательно - не актуальны. Мы все уже давно летаем по свету на электронике, и от этого состоявшегося факта уже никуда не деться.
Я тоже только за прогресс и за электронные карты. Но бумажные карты пока остаются на реке обязательными.
С этим никто и не спорит. Надо, значит надо. Лишь бы эти карты(бумажные)вовремя обновлялись и издавались. Мне это очень знакомо, карты некоторых районов приходится добывать чуть ли не тайно.
Красивая река все же. Здорово, что обкатали новый маршрут. Поздравляю с очередной "экспедицией")
Александр, спасибо за новый маршрут и за этот рассказ. Фото "Чапаева" у понтона близ "Наследия" впечатляет!
После Ваших рассказов даже захотелось совершить такой круиз, хотя и не любитель речных круизов в мае. :-)
(Anonymous)
Советск - молодцы! Котельнич с его "хорошо сидим" - без комментариев.
Мудрое решение разделить круиз на 2 части в следующем году, потому что ни продолжительность, ни цена на человека в каюте с удобствами, не являются подъёмными для, думаю, значительной части потенциальных туристов.