asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

О разных текущих проблемках и главной проблеме речной круизной отрасли

В последние годы укоренилось мнение, что у речной круизной отрасли в России обязательно должно быть много проблем. Справедливости ради, представители отрасли с удовольствием поддерживают это представление. Недавно, разбирая старые бумаги, наткнулся на газеты десятилетней давности, где руководители круизных компаний рассказывали, почему они считают, что еще год-два, и отрасли придет конец. В принципе, если поменять дату с 2004 на 2015, то никто ничего не заметит: текст будет так же хорошо читаться, и читатель будет грустно кивать: даа, вот и дошли до края...

Пока все вокруг продолжают пугать друг друга проблемами, мы продолжаем получать удовольствие от того, что делаем, а речные туристы продолжают наслаждаться чудесными круизами. При этом от нас настойчиво требуют рассказать о проблемах и обижаются, когда мы отказываемся. Ну, о проблемах, так о проблемах... Дьявол кроется не в глобальных вопросах, а в мелочах.

Суда один за другим заходят в затон!

Въездной иностранный рынок и вправду лихорадит, но это проблема въездного туризма, связанная с политическими делами.

Будем говорить о внутреннем российском туризме. Здесь целых пять теплоходов разных компаний уже закончили навигацию. И я скажу почему: чаще всего цены на путевки устанавливаются такие, что деньги быстро заканчиваются, и судну просто не на что дальше работать. Ведь писать скучные бюджеты судовладельцы не любят: это как-то отвлекает от истинно флотских дел. Так что все проще: деньги есть – ходим, (ой!) деньги кончились – не ходим. Бывает еще, что новое на рынке судно не успевают или не умеют раскрутить, ну а затем, опять же, заканчиваются деньги.

А вот официальные формулировки о причинах прекращения рейсов бывают самыми разнообразными. Одна из выдающихся формулировок последнего времени примерно такая: «судно, отойдя от причала, сломалось; туристы возмутились; и, раз такое дело, мы решили не продолжать рейс, да и вообще отменить все остальные рейсы». И это, конечно, достойно полного понимания: как можно продолжать навигацию, если туристы оказались такими черствыми, нечуткими людьми?

Самой же страшной проблемой отрасли, подрывающей все ее основы, считается…

… обмеление Волги в районе Городца

Это и вправду ад. Во всяком случае жизнь моя и моих коллег грозит превратиться в него при каждом дожде в Москве или на верхней Волге. Потому что мало того что при этом встают продажи путевок. Мы еще и начинаем получать множество поздравлений. «Ну вот, дождь! Ливень! У нас все затопило и не выйти на улицу! Здорово, да?» – «Почему здорово?» – «Ну как же! Городец наполнится! Вы сможете ходить через Городец! По-здра-вля-ем!»

Кстати, в желании дождя есть какое-то возвращение к крестьянским корням; вспоминаешь и про жрецов, вызывающих дождь, и про многое другое. Это настраивает на добрый лад, и забываешь, что вообще-то мы и так ходим через Городец, а когда по расчетам не сможем ходить, так и не будем, потому что давно поменяли расписания, а чтобы продавались путевки, нужен не дождь, а солнце, а если не будут продаваться путевки, то некого будет возить через Городец. Но ведь все равно круизная компания в наши дни должна мечтать о дожде, иначе разве это правильная компания?

Однако, мы скоро уже будем отмечать юбилей – десятилетие ответов на вопросы «Каковы проблемы при судозаходах в Белозерск (вы скажите, а мы их решим)?». Вот на днях наш «Чапаев» снова ходил в Белозерск.

Как «Чапаев» ходил в Белозерск

Отдать должное, местная принимающая сторона вместе с администрацией города хорошо подготовили предстоящий прием теплохода. Администрация даже написала письмо в Белозерский порт, чтобы там не чинили препятствий. Но не на тех они напали!

Незадолго до прибытия в Белозерск диспетчер порта сообщил капитану «Чапаева», что принять теплоход они не смогут из-за сильного ветра: поступил прогноз на сутки, и там значится усиление чуть ли не до пяти метров в секунду! Нас, конечно, суточным прогнозом не напугаешь: мы всегда имеем довольно точный почасовой, согласно которому в утренние часы (время подхода «Чапаева») в Белозерске должно было наблюдаться полное безветрие. До обидного полное: ноль метров в секунду. Усиление же ветра ожидалось во второй половине деня, когда «Чапаев» давно должен был оттуда уйти.

Но диспетчер был непреклонен: в течение суток когда-то будет усиление ветра, значит, в течение суток заходить в порт нельзя! На последовавшие возражения был приведен запасной аргумент: в порту после дня города стоит земснаряд, и вы все равно туда не зайдете. Идите лучше в Горицы, там нет никакого земснаряда!

Кстати, вполне возможно, что пока «Чапаев» стоял в Горицах, в Белозерске проводилось какое-нибудь важное совещание на тему «Привлекательность Белозерска как туристического кластера в свете потенциала приема круизных судов в рамках современных тенденций развития внутреннего туризма» с участием многих чиновников и представителей порта. Может, и хорошо, что мы стояли в Горицах, потому что иначе могли помешать своим присутствием решению важных туристических задач.

А диспетчерским службам, думаю, стоит пойти дальше, и (предварительно расставив у причалов земснаряды) пользоваться не суточным, а годовым прогнозом погоды. Это даст колоссальные возможности. Ведь в течение года ветер хоть раз явно поднимется до ураганного, а значит, можно запретить движение любого флота на весь год! И тогда везде станет очень безопасно, а, кроме того, ничто не будет отвлекать работников водных путей на разную ерунду в виде не желающих стоять на месте теплоходов, и можно будет сосредоточиться на написании отчетов и проведении совещаний по безопасности.

Каждый год в отрасли есть дежурный неработающий причал. В этом году он находится в Волгограде.

Волгоград

Мне вообще нравятся простые решения, делающие людей счастливыми. С одной стороны, можно бесконечно ждать, когда государство даст денег на ремонт причальной стенки. С другой стороны, можно небезвозмездно вывозить теплоходных туристов с рейда своим малым флотом. В третьих, разные контролирующие органы тоже не сидят сложа руки, а заняты тем, что контролируют, чтобы докучливые желающие не подходили к причалам. Всем хорошо. Опыт явно напрашивается на применение и в других регионах.

Хотя напрашивается и наивный вопрос: а нельзя ли где-нибудь протралить дно и установить простенький понтончик, чтобы теплоходы все-таки могли нормально заходить в Волгоград? Да-да, понимаю, что мне не хватает глобального мышления. Конечно, актуальны именно аварийная стенка, куча контролирующих органов, малый флот, много тем для разных совещаний. Молчу-молчу.

Досмотр туристов

Впрочем, в нашей отрасли есть и действительно серьезная проблема. На эту тему мне уже не хочется шутить. Вот она:



Я искренне не понимаю смысл превращения попадания туристов на теплоход именно в Москве в крайне неприятную процедуру с досмотром багажа и прохождением через рамку металлоискателя. Безобразная организация процесса регулярно приводит к очередям, часто на жаре. В очередях пожилые люди, дети. Людям просто бессмысленно портят настроение перед началом долгожданного круиза. Эти пункты досмотра – самая, самая, самая большая проблема речной круизной отрасли.

Если вам скажут, что главная проблема отрасли другая – не верьте. Люди не видят главного за псевдоважными вопросами. Вам будут говорить про стареющий флот, отсутствие кадров, кризис в стране, несовершенство очередного федерального закона… А вы просто возьмите человека за руку, отведите его на Северный речной вокзал и покажите настоящую главную проблему отрасли. Потому что все остальное так или иначе решаемо, а вот доведение до абсурда любых инициатив пока неистребимо.

До встречи на водных путях!


Tags: Инфофлот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments