Пока все вокруг продолжают пугать друг друга проблемами, мы продолжаем получать удовольствие от того, что делаем, а речные туристы продолжают наслаждаться чудесными круизами. При этом от нас настойчиво требуют рассказать о проблемах и обижаются, когда мы отказываемся. Ну, о проблемах, так о проблемах... Дьявол кроется не в глобальных вопросах, а в мелочах.
Суда один за другим заходят в затон!
Въездной иностранный рынок и вправду лихорадит, но это проблема въездного туризма, связанная с политическими делами.
Будем говорить о внутреннем российском туризме. Здесь целых пять теплоходов разных компаний уже закончили навигацию. И я скажу почему: чаще всего цены на путевки устанавливаются такие, что деньги быстро заканчиваются, и судну просто не на что дальше работать. Ведь писать скучные бюджеты судовладельцы не любят: это как-то отвлекает от истинно флотских дел. Так что все проще: деньги есть – ходим, (ой!) деньги кончились – не ходим. Бывает еще, что новое на рынке судно не успевают или не умеют раскрутить, ну а затем, опять же, заканчиваются деньги.
А вот официальные формулировки о причинах прекращения рейсов бывают самыми разнообразными. Одна из выдающихся формулировок последнего времени примерно такая: «судно, отойдя от причала, сломалось; туристы возмутились; и, раз такое дело, мы решили не продолжать рейс, да и вообще отменить все остальные рейсы». И это, конечно, достойно полного понимания: как можно продолжать навигацию, если туристы оказались такими черствыми, нечуткими людьми?
Самой же страшной проблемой отрасли, подрывающей все ее основы, считается…
… обмеление Волги в районе Городца
Это и вправду ад. Во всяком случае жизнь моя и моих коллег грозит превратиться в него при каждом дожде в Москве или на верхней Волге. Потому что мало того что при этом встают продажи путевок. Мы еще и начинаем получать множество поздравлений. «Ну вот, дождь! Ливень! У нас все затопило и не выйти на улицу! Здорово, да?» – «Почему здорово?» – «Ну как же! Городец наполнится! Вы сможете ходить через Городец! По-здра-вля-ем!»
Кстати, в желании дождя есть какое-то возвращение к крестьянским корням; вспоминаешь и про жрецов, вызывающих дождь, и про многое другое. Это настраивает на добрый лад, и забываешь, что вообще-то мы и так ходим через Городец, а когда по расчетам не сможем ходить, так и не будем, потому что давно поменяли расписания, а чтобы продавались путевки, нужен не дождь, а солнце, а если не будут продаваться путевки, то некого будет возить через Городец. Но ведь все равно круизная компания в наши дни должна мечтать о дожде, иначе разве это правильная компания?
Однако, мы скоро уже будем отмечать юбилей – десятилетие ответов на вопросы «Каковы проблемы при судозаходах в Белозерск (вы скажите, а мы их решим)?». Вот на днях наш «Чапаев» снова ходил в Белозерск.
Как «Чапаев» ходил в Белозерск
Отдать должное, местная принимающая сторона вместе с администрацией города хорошо подготовили предстоящий прием теплохода. Администрация даже написала письмо в Белозерский порт, чтобы там не чинили препятствий. Но не на тех они напали!
Незадолго до прибытия в Белозерск диспетчер порта сообщил капитану «Чапаева», что принять теплоход они не смогут из-за сильного ветра: поступил прогноз на сутки, и там значится усиление чуть ли не до пяти метров в секунду! Нас, конечно, суточным прогнозом не напугаешь: мы всегда имеем довольно точный почасовой, согласно которому в утренние часы (время подхода «Чапаева») в Белозерске должно было наблюдаться полное безветрие. До обидного полное: ноль метров в секунду. Усиление же ветра ожидалось во второй половине деня, когда «Чапаев» давно должен был оттуда уйти.
Но диспетчер был непреклонен: в течение суток когда-то будет усиление ветра, значит, в течение суток заходить в порт нельзя! На последовавшие возражения был приведен запасной аргумент: в порту после дня города стоит земснаряд, и вы все равно туда не зайдете. Идите лучше в Горицы, там нет никакого земснаряда!
Кстати, вполне возможно, что пока «Чапаев» стоял в Горицах, в Белозерске проводилось какое-нибудь важное совещание на тему «Привлекательность Белозерска как туристического кластера в свете потенциала приема круизных судов в рамках современных тенденций развития внутреннего туризма» с участием многих чиновников и представителей порта. Может, и хорошо, что мы стояли в Горицах, потому что иначе могли помешать своим присутствием решению важных туристических задач.
А диспетчерским службам, думаю, стоит пойти дальше, и (предварительно расставив у причалов земснаряды) пользоваться не суточным, а годовым прогнозом погоды. Это даст колоссальные возможности. Ведь в течение года ветер хоть раз явно поднимется до ураганного, а значит, можно запретить движение любого флота на весь год! И тогда везде станет очень безопасно, а, кроме того, ничто не будет отвлекать работников водных путей на разную ерунду в виде не желающих стоять на месте теплоходов, и можно будет сосредоточиться на написании отчетов и проведении совещаний по безопасности.
Каждый год в отрасли есть дежурный неработающий причал. В этом году он находится в Волгограде.
Волгоград
Мне вообще нравятся простые решения, делающие людей счастливыми. С одной стороны, можно бесконечно ждать, когда государство даст денег на ремонт причальной стенки. С другой стороны, можно небезвозмездно вывозить теплоходных туристов с рейда своим малым флотом. В третьих, разные контролирующие органы тоже не сидят сложа руки, а заняты тем, что контролируют, чтобы докучливые желающие не подходили к причалам. Всем хорошо. Опыт явно напрашивается на применение и в других регионах.
Хотя напрашивается и наивный вопрос: а нельзя ли где-нибудь протралить дно и установить простенький понтончик, чтобы теплоходы все-таки могли нормально заходить в Волгоград? Да-да, понимаю, что мне не хватает глобального мышления. Конечно, актуальны именно аварийная стенка, куча контролирующих органов, малый флот, много тем для разных совещаний. Молчу-молчу.
Досмотр туристов
Впрочем, в нашей отрасли есть и действительно серьезная проблема. На эту тему мне уже не хочется шутить. Вот она:
Я искренне не понимаю смысл превращения попадания туристов на теплоход именно в Москве в крайне неприятную процедуру с досмотром багажа и прохождением через рамку металлоискателя. Безобразная организация процесса регулярно приводит к очередям, часто на жаре. В очередях пожилые люди, дети. Людям просто бессмысленно портят настроение перед началом долгожданного круиза. Эти пункты досмотра – самая, самая, самая большая проблема речной круизной отрасли.
Если вам скажут, что главная проблема отрасли другая – не верьте. Люди не видят главного за псевдоважными вопросами. Вам будут говорить про стареющий флот, отсутствие кадров, кризис в стране, несовершенство очередного федерального закона… А вы просто возьмите человека за руку, отведите его на Северный речной вокзал и покажите настоящую главную проблему отрасли. Потому что все остальное так или иначе решаемо, а вот доведение до абсурда любых инициатив пока неистребимо.
До встречи на водных путях!