Речные круизы: пессимистические шаблоны и оптимистический взгляд

В понедельник в Тверской области состоялся 3-й Тверской международный форум речного туризма. Это одно из немногих специализированных мероприятий по речному туризму, проводящихся сейчас в России. Местом проведения форума традиционно стал недавно построенный отель Radisson Resort в Завидово.

Отмечу высокий уровень организации мероприятия, некоторые интересные доклады коллег по нашей отрасли и работников смежных отраслей. Приятно, что форум курирует и традиционно открывает губернатор Тверской области Андрей Шевелев, заинтересованный, чтобы его область обслуживала наибольшее количество круизных и яхтенных туристов.

Но все же тон на форуме (как в некоторых выступлениях, так и в кулуарах) задавался расхожими, но имеющими мало общего с реальностью представлениями о речном туризме. Почему-то считается, что речной круизный туризм – это депрессивная отрасль, которой мешает буквально всё, и будущее которой смутно. Даже многие коллеги по отрасли привыкли из года в год повторять, что все плохо, а будет еще хуже.

Но я с этим не согласен. Да, отрасль речного туризма – низкорентабельная, рискованная, зависящая от многих факторов… Но и непреодолимых препятствий в ней нет. Если еще и любить это дело, то лучшего занятия для себя просто невозможно придумать. Да и, наконец, круизные теплоходы на реке – это очень красиво. Это стоит усилий.

Представление первое. Речным круизам мешает отсутствие береговой инфраструктуры (вариант – «мешает плохая инфраструктура»)

Это, безусловно, не так. Что такое береговая инфраструктура? Уверен, что часть людей, озвучивающих эту проблему, просто над этим не задумывается. Другие имеют в виду причалы и туристические объекты.

Откуда следует, что всего этого нет или что все это плохое? Да, случается, что закрывается какой-то причал, и это создает определенные неудобства. Но говорить об отсутствии или даже нехватке инфраструктуры… Куда же тогда ежедневно, иногда по два раза в день, швартуются наши теплоходы? Из чего же тогда мы каждый раз выбираем, что включить в экскурсионную программу в том или ином городе, а что нет, потому что выбор музеев и экскурсионных объектов по всем маршрутам огромный? Я не понимаю, какое надо иметь представление о речных круизах, чтобы утверждать, что им мешает отсутствие или нехватка береговой инфраструктуры.

При этом создание новых причалов и мест для экскурсий или прогулок речных туристов – это тоже хорошо. Например, в 2016 году на полную мощность заработает стоянка круизных теплоходов «Ярославское взморье» в Коприно на Верхней Волге.

Представление второе. Государство забросило реки, и теперь они мелеют (вариант – «реки не копают, поэтому и Волга уже мелеет в Городце»)

На самом деле наша страна может служить хорошим примером того, как надо содержать водные пути.

Да, это правда, что некоторые ранее судоходные реки, потеряв свое значение для судоходства, больше не поддерживаются. Но правда и то, что ежегодно выделяется значительное государственное финансирование для поддержания основных судоходных рек в гарантированных габаритах судовых ходов.

Содержатся в порядке и гидросооружения, в том числе потому, что это стратегические объекты. Строится и что-то новое. В этом году завершено сооружение нового Кузьминского гидроузла на Оке; готовится строительство второй нитки Нижнесвирского гидроузла. Дноуглубительные работы на основных реках ведутся постоянно, причем не только для поддержания существующих гарантированных глубин. Например, на ближайшее время запланированы работы по дноуглублению восьмикилометрового устьевого участка реки Свияги для возможности подхода к пристани Свияжск крупных туристических теплоходов.

Что же касается снижения уровня воды на Волге в районе Городца, то на этом участке реки дноуглубление уже не может дать должного эффекта, поэтому принято решение о строительстве низконапорной плотины в районе Большого Козино. Это поднимет уровень воды до необходимого для прохождения судов крупных габаритов.

Помимо работы по содержанию рек и гидросооружений, очень неплохо поставлена работа по организации движения флота. Дислокация всех судов отслеживается диспетчерскими службами; ведется контроль за соблюдением судоводителями правил плавания; шлюзования пассажирских судов расписываются заранее во избежание задержек судов у шлюзов. Судоводители всегда имеют свежий метеорологический прогноз по маршруту, а также информацию об изменениях в судоходной обстановке.

Это НЕ называется «реки заброшены». Да, случается, что по тем или иным причинам уровень воды в той или иной реке падает ниже гарантированного. Но отношение государственных служб к содержанию рек и гидросооружений никак нельзя назвать проблемой для речного туризма.

Представление третье. Речные теплоходы старые и ветхие

Действительно, возраст речных круизных судов в России немаленький, и из года в год они становятся старше. Но возраст не равнозначен ветхости. Большинство работающих в России судов можно поддерживать в по-настоящему (не на бумаге) годном состоянии еще много лет. Некоторым теплоходам уже сделан такой ремонт, что от старого судна остались лишь корпус и надстройка, и то с заменой частей обшивки.

То же относится и к пассажирским помещениям. На большинстве круизных судов они перестроены до неузнаваемости, что с удивлением отмечали участники Тверского форума, недавно впервые поднявшиеся на борт речного судна.

Я всегда видел в возрасте судов две других проблемы. Первая – это из года в год возрастающие расходы на поддержание судна в исправном техническом состоянии. Вторая – желание части потенциальных туристов совершить путешествие именно на новом судне, которого у нас в стране пока нет. По крайней мере, я и сейчас вижу потенциал должным образом преподнести клиентам новое судно и сделать его популярным, увеличив таким образом количество речных туристов (которые скажут: «Новый теплоход? Ну, тогда мы наконец готовы отправиться в круиз!»).

Впрочем, реальность чуть умеряет этот оптимизм. Одна из круизных компаний, говоря простым языком, перестроила судно 1987 года постройки до такой степени, что оно на законных основаниях получило документы как новое. Внутри это тоже совершенно новый лайнер, и круизы на нем в этом году предлагаются на российском рынке как на новом теплоходе. Однако должного эффекта от продвижения этого судна как новостроя я пока не вижу, и это наводит на мысль, что в России значительный приоритет имеет цена круиза, а возраст судна вторичен. Но, будем реалистами, круизы на новых судах вряд ли смогут стоить дешево.

Кстати, цены на речные круизы называют еще одной проблемой отрасли. Согласен, что для многих россиян цена круиза слишком высока. Но правильнее говорить о том, что высока не цена путевки, а ее себестоимость. И вряд ли можно сделать какие-то разумные шаги для того, чтобы это изменить. Если из-за цены путевки будет падать спрос, то единственным выходом из этой ситуации я вижу сокращение предложения, но никак не снижение цены. Снижение цен на круизы равносильно построению пирамиды, когда последние купившие оплачивают дешевые путевки для первых, но сами никуда уже не едут. Несколько таких примеров мы наблюдали в последние годы.

Представление четвертое. Государство должно построить новые круизные суда

Меня всегда удивляет, что люди, ратующие за то, что государство должно из каких-то бюджетных фондов построить новые круизные теплоходы и кому-то их раздать (или эксплуатировать самостоятельно, что вообще утопия), полагают, что такой подход – пример государственного мышления. Потому что, на мой взгляд, это лишь пример мышления ребенка, у которого нет денег на игрушку, но который знает, что можно попросить у мамы с папой, и, может быть, они поддадутся и купят.

По-моему, государственный подход состоит несколько в другом: в расстановке приоритетов. В оценке того, где действительно важно государственное участие (например, в проектах, имеющих серьезное социальное значение), а где нет. И речи о бесплатном или льготном получении круизных судов вестись, думаю, не должно.

Однако если вспомнить, что срок окупаемости нового круизного судна без учета банковских процентов может составить 25-30 лет, то положение кажется непростым: таких инвесторов в России сейчас найти практически невозможно. Поэтому я думаю, что может быть целесообразным создание государственно-частных партнерств. Такой вид взаимодействия государства и бизнеса обычно работает при строительстве и эксплуатации важных и крупных инфраструктурных объектов социального значения (например, дорог, аэропортов).

Честно говоря, не знаю, можно ли отнести круизные суда к важным объектам социального значения. Но, как бы то ни было, в рамках такого партнерства государство могло бы строить круизные суда, и отдавать их в долгосрочную аренду круизным компаниям. В этом деле важно, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, а передача судов в аренду круизным компаниям проходила в рамках прозрачной процедуры.

Повторю, однако, что вопрос строительства новых судов хотя и стоит, но пока он не является критическим для круизной отрасли.

Знаю немало людей, которые любят поговорить именно о проблемах. А я все больше говорю о том, что все не так и плохо.

Но все же – должны же быть проблемы у речной круизной отрасли?

Полагаю, что для того, чтобы отрасль динамично развивалась и строились новые суда, достаточно выполнения лишь одного условия. И никакая инфраструктура, господдержка, дноуглубление и даже импортозамещение здесь ни причем.

У среднестатистического по доходам россиянина должна быть возможность заплатить за путевку на круизный теплоход столько, сколько требуется для всего перечисленного. Остальное сделают круизные компании, где-то совместно с береговыми государственными службами, где-то самостоятельно. И масштабную рекламу круизов, и строительство новых судов, и много чего еще.

То есть развитие круизной отрасли зависит от экономического состояния государства, и, соответственно, доходов его граждан. С экономикой все хорошо – нет проблем у круизной отрасли, с экономикой плохо – есть проблемы. Все остальное малозначимо. Просто дайте реку, и мы сделаем по ней круиз.

Желаю всем оптимизма и удовольствия от своего дела.
А почему именно речные круизы??? И почему "дотировать"? Дотация - передача денег. Речь идёт именно о вложении денег в сферу туризма, здравоохранения, досуга граждан. И прошу заметить, прибыльное вложение денег. Ибо, никто из "большой тройки" особо не бедствует. Вложение денег с целью организацией самостоятельного прибыльного дела дотацией никак не является. Только главная цель, в отличии от коммерческих структур, это оказание услуг, а не получение прибыли. Совершенно не обязательно это должны быть круизы. Поправьте меня, если я не прав, но сейчас отдыхом у нас занимается минсоцтруда, и никакой стратегии отрасли не существует в принципе. Т.е. всё отдано на откуп коммерческим и полукоммерческим структурам. И всё влияние государства - запоздалое страхование рисков. Отдых граждан и его качество государству не интересны и никто этим направлением не занимается.
Вы, к сожалению, не можете знать, хороши дела у операторов или плохи, в том числе у "большой тройки". Также вам вряд ли известно, какие у кого главные цели. Мир несколько многообразнее, чем он вам видится, и в нем есть не только получение прибыли, но куда более важные вещи. Простите, судя по тому, что Вы пишете, вряд ли Вы это понимаете. И второе - делать обобщения и навешивать ярлыки по признаку рода занятий (предприниматель), как, например, по признаку национальности - очень дурной тон. А по существу я все уже написал в тексте.
Ну разумеется, я не знаю реальной бухгалтерии туроператоров, судовладельцев и других участников бизнеса. Только не нужно быть шеф-поваром, чтобы ходить в ресторан. Вполне достаточно видеть результат: всё больше судов ставится "к стенке". Всё меньше теплоходов в работе, всё старше суда, всё более недоступна цена круизов. Раннее завершение навигации и отмена рейсов в сентябре - очередное тому доказательство. И Вы не в силах этого изменить. К моему огромному сожалению. Не смотря на всю Вашу любовь к своему делу и безусловные таланты, Вы не можете работать вместо государства.
"В мире есть куда более важные вещи, не только получение прибыли". Есть. Но зарплату своим работникам Вы выплачиваете не более важными вещами, а деньгами. И суда обслуживаете. И с РРР расплачиваетесь. Мне право неловко напоминать Вам об этом, но Маркс утверждал, что сначала должен быть создан экономический фундамент, а потом на нём уже будет построено всё остальное. Мораль в том числе. Помнится, мусорщик Дулиттл не мог себе позволить её иметь. И она появилась сразу, как только г. Дулиттлу перепало весьма прилично денег от миллионера и мецената. А так же возникли сословные условности. Но, сначала были деньги.
Да, ради цели можно потерпеть. Да, ради идеи можно работать за мЕньшую зарплату. Да, ради любимого дела до определённого предела можно терпеть неадекватных руководителей. Но, в конце тоннеля должен быть свет. И тоннель не должен быть бесконечным.
PS: Почему-то Вы восприняли мои слова, как нападки на "Предпринимателей". Я не клею ярлыки. (Глупо клеить ярлык на себя) Не нападаю на Вас или на Ваше любимое дело. Более того, как не сложно заметить, я давно и с удовольствием читаю рассказы о Ваших путешествиях. И мысль Вашу "У среднестатистического по доходам россиянина должна быть возможность заплатить за путевку на круизный теплоход столько, сколько требуется для всего перечисленного" разделяю и поддерживаю полностью. Только не верю я в такое развитие событий. Как и не верю в то, что частные фирмы в состоянии решить эту проблему. Такой объём - прерогатива государства. А не фирм с десятью тысячами уставного, уж извините.

Edited at 2015-09-12 07:13 pm (UTC)
Результатом действий всех этих компаний явилось то, что отрасль жива и флот работает, а не наоборот. :) А деньги - это не цель, а средство. Извините, просто для меня все это очень очевидные вещи, и я даже испытываю неловкость, когда их произношу - уж очень звучит банально. Вероятно, мы останемся каждый при своем мнении.
(Anonymous)
Александр Сергеевич! У нас нет разницы Во мнениях. Я готов подписаться под каждым Вашим выводом. Очень доходчиво изложенным и хорошо обоснованным. И спасибо, что интересами этих самых компаний не дали до конца угробить и попилить флот. Отличие, если оно у нас есть (или я Вас не правильно понял?) у нас только одно. Я не считаю, что делом организации круизов и спасения флота должны заниматься только частные компании. Тем более коммерческие. Они должны существовать. Они должны работать и создавать конкуренцию. Они должны дополнять... государственную программу развития отдыха своих граждан. Объясните мне, ради Бога, зачем Вам нужна популяризация красот наших рек в Мире? Да, как человек, как гражданин (боже.... ну никак иначе. извините) Вы этим занимаетесь. Но, и в отдыхе, и в популяризации в первую очередь должно быть заинтересовано государство. И оно должно работать. Чтобы не думать каким образом построить новое судно, кому его отдать, чтобы не угнали его потом в Китай на иголки. Как его эксплуатировать. Это вполне себе разумный бизнес. И им вполне по силам заниматься государству. Правда, это гораздо сложнее, чем издать указ и всем бежать менять уставные документы с ОАО на ООО или ещё как. Гораздо проще подписать бумажку и бабло закапало, чем те же деньги зарабатывать. Только делать это в интересах граждан государство должно. Стратегия развития должна быть. Чего, к сожалению, не происходит :(.
Я просто видимо живу в другом мире, где другие представления, нет понятия "бабло закапало", есть определенная роль у государства, и так далее. Поэтому мне сложно все это понять. :) Кстати, упомянутый случай продажи парома "Георг Отс" в Китай на иголки - классический результат управления судном государственными структурами.
Мне кажется, что "бабло закапало" и "иногда вопросы передачи государственного имущества в аренду решаются не совсем честно" - это синонимы. Только второе имеет более наукообразный вид. "Зачем делать сложным то, что проще простого?" (С) Фраза "есть определенная роль у государства" является пустой, не несущей смысла. В отличии от фразы "Партия жуликов и воров" , которая превосходно определяет очень многие вещи. Какой смысл так играть словами маскируя, например, историю с Блоком?
"Одна из круизных компаний, говоря простым языком, перестроила судно 1987 года постройки до такой степени, что оно на законных основаниях получило документы как новое. " (С)
Законность и справедливость суть не одно и тоже. Помните незабвенное:

...А между тем, напомнить вам хочу:
Воришку призываем мы к ответу.
За старый плащ, за медную монету,
И предаем беднягу палачу.
Сурова правосудия десница.
Увы, закон наивен, хоть свереп,
Он мнит, в лесной глуши разбой таится,
Тогда как каждый видит, кто не слеп,
Что наша просвещенная столица...

"Если на клетке слона увидишь надпись буйвол..."
Вот это и произошло, как мне кажется.
Прочтите на досуге статью. Она хоть и довольно объемистая, но написана понятным для неспециалистов языком:
http://mosrp.ru/?p=949
Некоторые числовые данные могли устареть, так как статья написана 3 года назад.
И тогда же была прочитана. И тогда же в теме про Крыжика были заданы вопросы, оставленные без ответа. Сильно вкратце: 1. Зачем брать старый корпус, хотя общеизвестно любому конструктору и технологу, что гораздо легче сделать своё с нуля, чем переделывать чьё-то? 2. Если переделано было так много, что это дало основание считать судно новым, то зачем было брать старый хлам, который потом выкинули? 3. Если всё же не "выкинули", а использовали, и объём изменений не столь значителен, то с чего вдруг судно стало " новым"? С того, что закон позволяет, а маркетинг требует?
Да, часто бывает, что технически проще спроектировать и построить по новой, чем перестраивать. Но уж точно это не дешевле. Перед МИБ стояла задача обследовать и решить, что из старого корпуса можно взять, чтобы соптимизировать затраты. Выяснилось, что кроме набора корпуса, очень малой части обшивки и еще меньшей части надстройки взять там нечего. Да, еще декоративный кожух внутреннего трапа остался, на память :)
Интересно, что аналогичным образом, с использованием элементов судна-донора, также по проекту МИБ и примерно в те-же сроки строилось еще одно круизное судно, с весьма заметным повышением класса, которое сейчас тоже работает на круизных линиях. Однако все "лавры" и невнятные подозрения почему-то всегда достаются "Грину".
Интересно, что аналогичным образом, с использованием элементов судна-донора, также по проекту МИБ и примерно в те-же сроки строилось еще одно круизное судно, с весьма заметным повышением класса, которое сейчас тоже работает на круизных линиях.

Прошу прощения, что вмешиваюсь в дискуссию - о каком 2-ом судне идёт речь?
Андрей
Я имел в виду бывший "Генерал Ватутин" проекта 588, который теперь имеет год постройки 2013 и класс М-пр. Только я ошибся насчет проекта. Одесское Морское инженерное бюро к этому проекту отношения не имеет.