asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

11 "зацепивших" меня спектаклей и концертов прошедшего года

Бывая в разных городах, иногда заглядываю там в театр или на какой-нибудь концерт. Ведь, помимо всего, театр – это знакомство с еще одной гранью города или страны, где ты находишься. В прошедшем году таких визитов у меня набралось около пятидесяти – половина в Петербурге, половина – в других городах России и не только.

Каждый спектакль или концерт – это что-то новое в жизни. Что-то узнаёшь, о чем-то задумываешься. А бывает, что-то, даже не относящееся к действию, тебя особенно «зацепляет», и ты запоминаешь это на всю жизнь.

Захотелось вспомнить те спектакли и концерты прошедшего года, которые именно так меня зацепили. Их оказалось одиннадцать. Примерно каждый пятый из увиденных. Остальные в большинстве тоже мне понравились, но… сейчас про те одиннадцать зацепивших.





1. «Мими», опера. 9 января. Загреб, Croatian National Theatre

Современная опера Фредерика Веррьера по мотивам «Богемы» Пуччини. Что меня в ней зацепило? То, что, оказывается, существуют до такой степени авангардные оперы, что смотришь и думаешь: «А что это вообще происходит на сцене? Они сейчас точно не шутят?»


2. «150 причин не защищать родину», драматический спектакль. 10 февраля, Санкт-Петербург, Театр.doc в «Галереях Эрарта»

Действие разворачивается в мае 1453 года, накануне падения Константинополя. Пять женщин, там живущих, пять историй, пять точек зрения. Спектакль интересен и с исторической, и с общечеловеческой точки зрения. И, что располагает, он не дает ответов на вопросы.

Зацепила музыка Дмитрия Власика. Сначала я не понял, что это музыка. В полной тишине актрисы начали стучать какими-то камешками. В течение спектакля были партии на орехах, на фасоли, на просеиваемом через сито песке. Все это органично вписалось в канву спектакля, хотя музыкой в обычном понимании эти произведения, наверное, не назовешь: скорее, это был усиливающий впечатление звуковой ряд.


3. Группа «Агата Кристи», концерт. 27 февраля, Москва, КЗ «Олимпийский»

Вадим Самойлов был в таком ударе, что это, безусловно, зацепило.


4. «Онегин», драматический спектакль. 29 марта, Новосибирск, театр «Красный факел»

Что будет, если сказать человеку, не смотревшему этот спектакль, что в первой же сцене главный герой, едва выйдя на сцену, приступает к занятию сексом? И добавить, что режиссер «Онегина» – Тимофей Кулябин (поставивший нашумевший «Тангейзер»)?

Я задал этот вопрос нескольким друзьям и знакомым. Чаще всего их реакцией было неприятие: мол, ох уж эта современная режиссура, не знают чем еще выделиться. Но что приятно, самые близкие мне по духу люди говорили: не можем ответить на этот вопрос, не посмотрев спектакль и не зная контекста.

На самом деле там – дежурный секс, как красноречивый элемент пустой жизни. Маленький эпизод в спектакле, в котором мотивы пушкинского «Онегина» то ли перенесены в наши дни, то ли вообще существуют вне времени. Все очень понятно. Только надо посмотреть спектакль, иначе может подвести шаблонное восприятие. Меня как раз и зацепила такая ясная иллюстрация мысли о том, что не стоит судить о событии вне контекста.

Ну а тем, кто не приемлет современных трактовок классических произведений… тоже стоит посмотреть – может оказаться, что все не так и страшно и Пушкин говорил о том же. Я, наконец, понял, почему Онегин убил Ленского. Просто от скуки.


5. «Билли Эллиот», мюзикл. 23 мая, Лондон, Victoria Palace Theatre

Мюзикл – чудесный жанр, и совсем не обязательно легкий и развлекательный. Иногда мюзикл – это серьезный драматический спектакль; в качестве примера из того, что я видел, могу привести Les Misérables по роману Гюго «Отверженные», который с большим успехом идет на основных мировых площадках.

Иногда это, наоборот, довольно легкий спектакль, как, например, мюзикл «Матильда», в котором 10-летняя актриса, играющая главную героиню, целую сцену говорит на чистейшем русском языке. Удивительно, как она смогла запомнить этот длинный текст и произнести его почти без акцента.

Кстати, это довольно смешная сцена, в которой к отцу Матильды пришла русская мафия. Мафия оказалась неплохими ребятами, диалоги между Матильдой и главарем мафии на русском языке – весьма смешными, и я даже пожалел, что публика не могла понять, о чем они говорят (дело было в Нью-Йорке). Впрочем в некоторых местах зала все-таки периодически раздавался смех – русскоязычных людей в тех краях не так и мало.

Так вот, о мюзикле «Билли Эллиот». Это мое сильнейшее впечатление со времен спектакля «Гарольд и Мод», который я увидел в новосибирском «Красном факеле» много лет назад.

Действие происходит в бастующем шахтерском городке на северо-востоке Англии во времена Маргарет Тэтчер. Главный герой, Билли, мечтает танцевать в балете, но его отец и брат не считают балет серьезным занятием и жестко препятствуют этому: их выбор для Билли – секция бокса.

Зацепили три момента. Главный – внятно прозвучавшая тема личности и социальных стереотипов. Сколько людей строят свою жизнь не так, как хотят они, а так, как этого хотят от них окружающие. Не желая обидеть родителей, разочаровать учителей, родственников, коллег, люди проживают свою жизнь по чужим шаблонам, и никогда не становятся по-настоящему счастливыми. Сколько раз я слышал: «Ну да, мне не хочется так делать, но иначе расстроятся мои родители». Даже от совсем взрослых людей, которые не хотят понять, что это их и только их жизнь, и они не обязаны соответствовать ничьим ожиданиям.

Когда тебе, как главному герою, одиннадцать, противостоять мнению окружающих очень непросто. Но к концу спектакля отец Билли становится его союзником и даже едет с ним на экзамен в балетную школу. Кстати, в жизни тоже так часто бывает, если гнуть свою линию… Не всех на это хватает.

Второе. Я иногда думал: почему ни в одном спектакле первое действие не заканчивается так, чтобы эмоционально оглушить зрителей? Чтобы опустился занавес, а люди сидели и не могли прийти в себя. И вот я увидел такой спектакль.

Первое действие «Билли Эллиота» заканчивается очередным конфликтом главного героя с родственниками. После чего следует Angry dance – яростный, очень эмоциональный танец Билли на фоне стычек шахтеров с полицией. И вот уже начался антракт, а ты сидишь и думаешь: «Обалдеть. Как это они сделали? Что это было?»

Уровень мастерства актеров лондонской сцены традиционно высокий, но требования, предъявляемые к ребенку, играющему главного героя, просто невероятные. Он должен владеть актерским искусством, уметь танцевать в разных стилях – от балета до акробатических танцев, одновременно с танцем хорошо петь (никакой фонограммы), а разговаривать… нет, не на классическом английском. Спектакль играется на одном из местных британских диалектов. И, что интересно, в тот вечер, когда я смотрел спектакль, роль Билли играл француз Бредли Перре. Англичане не могли в это поверить: достоверность нужного акцента была стопроцентной.

Видя такой уровень работы, задумываешься о человеческих возможностях, настойчивости, трудолюбии… Да, и, конечно, в жизни никогда не помешает хороший английский.


6. Пол Маккартни, концерт. 24 мая, Лондон, O2 Arena

Третий концерт Пола Маккартни, на котором я побывал. Три часа классно исполняемой живой музыки. Три часа без перерыва Пол Маккартни на сцене – поет, двигается, прыгает, меняет инструменты.

Ему 72 года. Он в блестящей концертной и физической форме. Жалуясь на возраст, вспоминайте про Пола Маккартни.

Кстати, еще один момент: мне никогда не нравилась песня Yesterday. Но когда ты видишь, что вот прямо здесь и сейчас это популярнейшее произведение всех времен вживую исполняет автор, испытываешь интересные эмоции и понимаешь, что такая возможность у человечества существует только в ограниченном (но пока продолжающемся) отрезке времени.


7. «Лебединое озеро», балет. 27 июня, Нью-Йорк, The Metropolitan Opera / American Ballet Theatre

«Лебединое озеро» в Нью-Йорке. Некоторые знакомые потом меня совершенно искренне спрашивали: наверное, сильно отличается от того, что мы видели здесь? А народ там на такое ходит? Я не удивлялся: в нашей стране представления о культурной жизни Америки, мягко говоря, своеобразные.

В течение целого месяца в «Метрополитен опере» шли вечера русского балета, и шли с неизменным аншлагом. Мне тоже было интересно, увижу ли я какую-то особую трактовку «Лебединого озера». Даже Майя Плисецкая говорила, что танцевала партию Одетты – Одиллии в десятках совершенно разных версий этого балета, несмотря на то, что всегда это было либретто Петипа.

Постановка оказалась очень классической, с прекрасным уровнем балета и потрясающим звучанием оркестра. Зал и сцена «Метрополитен опера» гораздо больше по размеру, чем, например, в Мариинском театре, и это дает, пожалуй, основные различия в восприятии спектакля. Да, еще оформление декораций в американской постановке сделано как в классическом драматическом спектакле, более ярким и разнообразным, чем это принято в российском балете, что, впрочем, не показалось мне существенным.

В тот вечер меня не отпускала мысль, что Петр Ильич Чайковский сделал для человечества гораздо больше, чем все политики мира вместе взятые. Музыка – это универсальный язык, передающий и смысл и эмоции. Музыка объединяет. Музыка останется навсегда, и ей не помешают никакие границы и ничьи сиюминутные амбиции.


8. «Самое любимое», творческий вечер Константина Райкина. 4 сентября, Санкт-Петербург, ДК им. Ленсовета

Хорошие поэтические произведения, когда они к тому же хорошо исполнены, – это маленькие спектакли. Это погружение в мир эмоций. Я с неизменным удовольствием смотрю спектакли Константина Райкина в «Сатириконе», но его поэтические вечера – особый жанр. Райкин читает произведения Пушкина, Рубцова, Заболоцкого, Мандельштама. Если хотите понять и полюбить поэзию, побывайте на таком вечере.

Вот, из моего любимого. Николай Заболоцкий. «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?



9. «Маленькие трагедии», драматический спектакль. 23 октября, Санкт-Петербург, театр юных зрителей имени А.А. Брянцева

В последние годы в ТЮЗе Брянцева появилось много совсем не детских спектаклей. Например, Дмитрий Воскострелов поставил здесь своим необычным режиссерским почерком пьесы основоположника театра абсурда Сэмюэла Беккета. Спектакль «Беккет. Пьесы» начинается с двадцатиминутной паузы. Просто гаснет свет, и в течение двадцати минут ничего не происходит. В пьесе «Квадрат» четыре актера ходят по квадрату, и делают только это. Все это производит своеобразное, совсем не театральное впечатление, но оставляет неплохое послевкусие.

Так вот, к «Маленьким трагедиям». Снова Пушкин, четыре коротких пьесы про человеческие пороки. Снова современное прочтение классика. Правда, в этом спектакле текст автора полностью сохранен.

Одна из пьес, «Моцарт и Сальери», посвящена зависти. В черновике у Пушкина она так и называлась – «Зависть», что (возможно, к сожалению) лишило многие поколения читателей удовольствия свободно трактовать пушкинский замысел.

Моцарт у режиссера Руслана Кудашова по полной «отжигает» в каком-то клубе под рейв и веселится с разбитной музой. Сальери занят самокопанием и разговорами об искусстве. Собственно, этим все сказано. Узнаваемый во все времена конфликт: с одной стороны – молодой гений, играючи проживающий жизнь, с другой – рефлексирующий мэтр. Жизненно, и не только среди композиторов. Мне очень понравилось, как это точно, несколькими штрихами, показано в спектакле.


10. Accept, концерт. 27 ноября, Санкт-Петербург, клуб А2

Добротный немецкий «металл» мне нравился со школьных лет, и я за свою жизнь посетил немало таких концертов. Чем меня мог зацепить еще один отличный концерт, чтобы я включил его в этот список? Сугубо субъективными и совсем не музыкальными обстоятельствами.

Приехав в клуб после работы, проголодавшись, я заказал салат и стейк из лосося. Когда, сидя за столиком в первом ряду балкона я приступил к трапезе, начался концерт. Ощущение непередаваемое: я ем этого лосося, чем-то его запиваю, то есть ужинаю… а передо мной играет вживую целый Accept.

Кстати, в школьные годы меня посещали сомнения, обычные ли это люди или какие-то особые небожители. Побывать на их концерте казалось совершенно невозможным делом. И если бы мне тогда показали эту будущую сцену с жареным лососем, у меня случился бы полный разрыв шаблона.

Бывает и так. А играли, как всегда, фантастически хорошо. Accept есть Accept.


11. Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер», концерт. 3 декабря, Санкт-Петербург, БКЗ «Октябрьский»

Мне близки и творчество, и мировоззрение Вячеслава Бутусова, и это был отличный концерт. Много хороших новых песен, плюс кое-что из старого. А по-особенному опять зацепило совсем другое. Таких «зацепок» получилось даже две.

Во-первых, весь концерт прямо передо мной на сцене стоял и играл Юрий Каспарян, в прошлом легендарный гитарист группы «Кино», во многом определивший ее звучание в последние звездные годы Виктора Цоя. И думаешь: черт возьми, это же он сыграл гитарную партию в «Мама, мы все сошли с ума», и много о чем думаешь еще.

Я не успел побывать на концертах «Кино». Но сейчас, когда передо мной весь вечер вживую играет ее ключевой участник, и классно играет! – это … как будто ты не только на концерте «Ю-Питера», но и немного на концерте «Кино». Кстати, в конце были сыграны две песни этой группы.

Второе – исполнение Бутусовым очень старого хита «Я хочу быть с тобой». Мне эта песня никогда особенно не нравилась, но дело в другом. Сдержанный Бутусов спел ее настолько проникновенно, что у меня что-то не сложилось: заезженный хит про любовь, который исполняется на каждом концерте уже двадцать пять или больше лет подряд, так не поют. Столько внеземного было в этом исполнении!

Позднее я прочитал в одном из интервью Вячеслава Бутусова, что только недавно он понял смысл этой песни, и на самом деле она не о любви в обычном понимании. Это обращение к Богу.

Теперь все встало на свои места.

------

Что принесет 2016 год? Наверняка, помимо прочего, это будут интересные открытия в мире искусства. Желаю всем фантастических театральных и концертных впечатлений... и не жалеть времени на то, чтобы их получить. :)
Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments