asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

Полярный треугольник, или Ту-154, Ту-134 и Ан-24

Сегодня уже редко увидишь на линиях пассажирские самолеты советского производства. А такие машины, как Ту-154 и Ту-134, еще недавно составлявшие основу флота российских авиакомпаний, уже можно заносить в «красную книгу». И тем не менее, полетать на них пока возможно.



Позавчера я в течение одного дня успел совершить полеты на Ту-154, Ту-134 и Ан-24, причем самыми обычными регулярными рейсами авиакомпании «Алроса». Помимо этого, в этот день мне удалось побывать в Мирном и Удачном – алмазодобывающих уголках Якутии. Три полета на ностальгических самолетах сложились в треугольник, который я назвал «полярным». А начался «полярный треугольник» глубокой ночью в аэропорту Новосибирска.



Ту-154

В «Алросе» два самолета этого типа. Они периодически летают по направлениям Полярный – Москва, Полярный – Новосибирск и Москва – Байконур, а также иногда подменяют на других маршрутах «алросовские» Боинги-737.



А вот и самолет с бортовым номером RA-85684,на котором мы полетим ночным рейсом из Новосибирска в Полярный. Самолет легендарный: именно этот борт 7 сентября 2010 года совершил аварийную посадку в Ижме.



Для тех, кто не слышал об этом происшествии. Самолет выполнял обычный рейс из Полярного в Москву, когда из-за потери электропитания у него отключились навигационные системы и топливные насосы. Топлива в расходном баке оставалось совсем ненадолго, и дело могло закончиться катастрофой. К счастью, пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов в поисках подходящей для аварийного приземления площадки обнаружили взлетно-посадочную полосу давно закрытого аэропорта Ижма, и посадили на нее самолет. Из-за того, что полоса эта оказалась очень короткой, а самолет из-за потери электропитания не мог выпустить механизацию, после пробега он выкатился за пределы полосы в лес. При посадке никто, кроме самолета, не пострадал. Пилоты получили звания Героев России.



В тот период самолеты Ту-154 уже массово выводились из эксплуатации, поэтому судьба поврежденного и застрявшего в лесу RA-85684, казалось бы, была предрешена: списание и разделка. Но, как это ни удивительно, самолет было решено восстановить. 24 марта 2011 года по центральным российским каналам чуть ли не в прямом эфире показывали удивительное событие: взлет Ту-154 с ижменской полосы длиной всего 800 метров. Это чудо сотворил экипаж во главе с летчиком-испытателем Рубеном Есаяном. После восстановительного ремонта в Самаре самолет вернулся в строй.

Жизнь самолетов, как и пароходов, похожа на жизнь людей, и иногда удивляет своими поворотами. Ra-85684 сначала должен был разбиться, потом он был обречен на списание из-за повреждений и невозможности взлета из Ижмы… А он все еще в строю – один из последних Ту-154, оставшихся на пассажирских рейсах…





Внутри это все тот же классический Ту-154М. Пассажиров – человек семьдесят; все занимают места во втором салоне.





Глубокая ночь. На часах без пятнадцати три. Разбег, отрыв, и наш красавец уходит в темное сибирское небо.



А впрочем, это ведь май, и самолет летит на северо-восток, навстречу солнцу. Вскоре после взлета начало светать.









Очень кстати принесли завтрак.





Помню, в прошлогоднем авиатуре по Северной Корее места в последних рядах Ту-154, с видом на двигатель, пользовались такой популярностью, что во время полета в хвосте самолета стояла очередь, чтобы сделать снимки с этих мест. А здесь, наоборот, в последних рядах почти никого нет: снимай – не хочу.



Позади почти три часа полета. Подлетаем к Северному полярному кругу. Снижаемся.





Мягкое касание, и… ох, как затрясло на полосе. Не самое ровное покрытие в мире. Но, как бы то ни было, мы в Полярном – так называется аэропорт, обслуживающий город Удачный.







Красивый самолет! Через два часа он отправится прямым рейсом из Полярного в Москву.



А у меня есть некоторое время посмотреть, что это за город Удачный.

Удачный



Удачный – молодой город; он возник в 1967 году, когда началась разработка кимберлитовой трубки «Удачная».



Кимберлитовая трубка – это подземный столб, образовавшийся в результате взрыва вулкана и заполненный кимберлитом – горными породами. Ценность трубки «Удачная», как и других кимберлитовых трубок в Якутии, состоит в том, что она содержит алмазы. Добыча алмазов производится здесь открытым способом, из-за чего со временем на месте трубки образуется гигантских размеров карьер.





Глубина карьера «Удачный» достигает 640 метров. Добыча алмазной руды на нем продолжается; внутри карьера работают огромные «Белазы».



Население Удачного невелико – всего 11 тысяч жителей (и тем не менее, в местный аэропорт летают Ту-154 и Боинг-737). Город компактен; он состоит буквально из одной центральной улицы. В Удачном тихо, чисто и уютно.







Дома на вечной мерзлоте стоят на сваях.



Три года назад в Удачном был открыт большой храм Преподобного Серафима Саровского (приятно, что в нем разрешается фотографировать, но когда я там был, шла служба, и делать кадры мне показалось невежливым).







Хороший город, чтобы посидеть в тишине на скамейке и подумать о смысле жизни. Может быть, когда-нибудь приеду в него еще раз.



А теперь – снова в аэропорт.



Рейсов из аэропорта Полярный выполняется немного: два-три в день, причем в выходные аэропорт закрыт. Внутри есть небольшое кафе и детская игровая площадка.





Ан-24

В авиакомпании «Алроса» три самолета Ан-24. В основном они выполняют местные рейсы по Якутии, плюс к этому летают в Иркутск.

Рейс Полярный – Мирный сегодня выполняется на самолете Ан-24 с бортовым номером RA-46488. Всю свою жизнь, с 1972 года, этот борт работал в Мирнинском авиаторяде (позднее – авиакомпании «Алроса»).











Уютный Ан-24 словно создан для полетов по суровым северным маршрутам. Размещаемся в салоне; запускаются двигатели; короткий разбег, и мы в воздухе.











Полет из Полярного в Мирный занимает всего час. Попить водички, подремать под мерный гул винтов – вот уже и Мирный.





Мирный





Карьер на месте кимберлитовой трубки «Мир» уже отработан и закрыт в 2001 году. Теперь добыча алмазной руды ведется только на подземном руднике. Впечатляющий карьер глубиной 525 метров и диаметром больше километра можно увидеть со смотровой площадки, сделанной из бульдозера.



Многоэтажные дома Мирного, находящиеся недалеко от карьера, дают представления о его размерах.



Молодожены традиционно вешают на ограду смотровой площадки замочки от своих сердец.





После Удачного город Мирный кажется большим; население составляет здесь 34 тысячи человек. Мирный считается центром алмазной промышленности России. Город уютный; видно, что летом в нем много зелени. В отличие от Удачного, здесь можно встретить не только блочные, но и старые деревянные дома, придающие городу налет исторической романтичности.







Памятник Ленину на главной площади, как ни странно, почти новый: он был установлен в 2005 году .









Мирнинский аэропорт находится совсем рядом с городом; до него можно за полчаса дойти пешком. Здание аэровокзала здесь типовое советское, двухэтажное.







В Мирном базируется авиакомпания «Алроса»; ежедневно из аэропорта отправляются несколько рейсов на разных типах самолетов от Боинга-737 до небольшого Ан-38. В коридоре, прилегающем к центральному залу аэровокзала, слышно, как готовится наш рейс: пассажиров столько-то, топлива столько-то…

Обычно рейс Мирный – Новосибирск выполняет Боинг-737, но не сегодня.

Ту-134

В авиакомпании «Алроса» – всего один Ту-134, его бортовой номер RA-65693. Этот самолет эпизодически летает из Мирного в Иркутск, Красноярск и Новосибирск. Сейчас мы на нем полетим.











Салон этого Ту-134Б-3 – после капитального ремонта. Он несколько отличается от классического: здесь закрытые багажные полки и… овальные иллюминаторы. Нет, с самолетом все в порядке, его иллюминаторы классической круглой формы, но благодаря новым пластиковым накладкам из салона они кажутся овальными.



Выруливаем, разгоняемся, взлетаем… Я заранее взял место справа, и сейчас вы поймете, почему.



Сразу после взлета из иллюминатора открывается вид на огромный карьер «Мир» и на город Мирный за ним.





Трехчасовой полет проходит в закатных лучах солнца. Трехчасовой закат… так бывает, когда самолет летит на запад.



Летишь в уютной 134-ке, тебе приносят милую коробочку с ужином, а за иллюминатором – вечерняя Сибирь. Как после этого можно жаловаться на жизнь?



Снижаемся; под крылом – река Обь, а в левой части кадра, если присмотреться, затон, где зимуют в том числе и круизные теплоходы. В этому году, похоже, возобновляются круизы по Оби, и это не может не радовать.



Вот и знакомая взлетно-посадочная полоса новосибирского аэропорта Толмачево. Сегодня мы взлетали с нее в ночь на чудесном Ту-154.









Что же, 17-часовое путешествие по «полярному треугольнику» подошло к концу. Это было здорово. Такое не забывается. Остается лишь пожелать всем новых, интересных и необычных впечатлений.

Tags: авиа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments