Вятка - 2016: на "Чапаеве" от Советска до Кирова

В этом году я провел на борту «Чапаева» в его вятском круизе всего два с половиной дня, от Советска до Кирова. Этот участок Вятки наш теплоход может пройти только в половодье, а потом вода очень быстро уходит. Уже сегодня глубины на перекатах выше Котельнича упали до непроходимых для «Чапаева» полутора метров, а ведь всего неделю назад «Чапаев» ходил там со стабильным запасом два-три метра под днищем.



Мы делаем круизы по Вятке уже несколько лет подряд, и, можно сказать, заново открыли эту реку для круизного судоходства. Каждый год наш «Чапаев» поднимался по реке выше и выше: в 2011 году – до Вятских Полян, в 2013 году – до Советска, в 2014 году – до Котельнича, и наконец, в 2015 году теплоход дошел почти до Кирова, а точнее – до его пригорода Гирсово. Дальше идти было нельзя из-за низкого моста.

Мы называем круизы по Вятке экспедиционными. Действительно, многое здесь делается впервые. Но элементы случайности все равно сводятся к минимуму. Сейчас наша история «освоения Вятки» обрастает легендами о том, как в таком-то году теплоход, преодолевая всяческие трудности, смог подняться до такого-то места, а в следующем – до такого-то… На самом деле каждый раз выполнялась ровно та программа, которая планировалась. Причем, что интересно, теплоход почти ни разу не выбивался из составленного заранее расписания. Можно сказать, нам исключительно везло.

В этом году «Чапаев» впервые встретился на Вятке с туманом. Из-за этого теплоход на пару часов позже покинул ночную стоянку в Вятских Полянах, что, впрочем, мало повлияло на дальнейший рейс. Немало головной боли принесло другое – исключительно высокий уровень воды в реке. Какое-то время у нас даже вызывало сомнение, сможем ли мы в нужный день пройти под мостом в Вятских полянах.

Из-за высокой воды стоянка в Петропавловске была перенесена в Советск. В прошлых рейсах мы останавливались рядом с местечком Петропавловск, чтобы путешественники могли прогуляться по уютной территории базы «Наследие». Там хорошее место для прогулок, но с точки зрения экскурсий - наоборот: оттуда до Советска одиннадцать километров по очень плохой дороге. Так что стоять рядом с Советском во многом удобнее.

Я приехал на теплоход вечером 9 мая, прилетев рейсом авиакомпании «Победа» в день Победы в кировский аэропорт «Победилово». «Чапаев» с прошлого вечера стоял недалеко от Советского моста, а туристы как раз начинали возвращаться со второй экскурсии – из Советска (первая экскурсия была по природным достопримечательностям Советского района).



«Чапаев» – единственный теплоход у сотрудников принимающей стороны в Советске (другие теплоходы здесь не ходят). Они очень стараются и принимают туристов на самом лучшем уровне.



В 20.00, после возвращения путешественников на борт, «Чапаев» отдал швартовы. Трогательная сцена прощания с Советском, и мы продолжаем движение вверх по Вятке. Слева виднеется пустующая база «Зеленые мили», которая раньше гостеприимно принимала «Чапаева». Ее территория невелика, но очень хорошо обустроена. К сожалению, в прошлом году база закрылась.



На реку опустились сумерки, но благодаря ясному небу сохраняется хорошая видимость, и мы еще некоторое время продолжаем движение. Ближе к 22 часам встаем на ночь на якоря, чтобы продолжить путь с рассветом. Рассвет в этих краях ранний, около трех часов ночи.



Я не так часто приезжаю на «Чапаева», но люблю на нем бывать. Вечером уютный теплоход замирает, и лишь редкие путешественники прогуливаются по его палубам. А для меня вечер на борту – наоборот, самое лучшее время.



Утром следующего дня, пока теплоход поднимается до Котельнича, мы периодически видим последствия мощного половодья.





На борту «Чапаева» в этом рейсе – рекордное количество постоянных туристов, наверное, процентов девяносто. У многих в головах существует милая путаница, и они называют этих людей «форумчанами». На самом деле наши постоянные клиенты и постоянные участники речных интернет-форумов («форумчане») – это разные люди. Есть, конечно, пересечения, но их не так много, как принято считать.

На других наших теплоходах меня узнают реже, чем на «Чапаеве», так что на других теплоходах я вполне могу представить себя туристом. Но не на «Чапаеве». Здесь чувствуешь себя в кругу давно знакомых людей, и здесь всегда много и с удовольствием общаешься, причем далеко не всегда на круизные темы. А как вы думаете, какой вопрос в этом году мне задают чаще всего?





Встречу в Котельниче по традиции для нас организует Михаил Жданов и его команда.





Для капитана «Чапаева» Юрия Матякубовича Машарипова это второй рейс на Вятку. Река полюбилась капитану, да и не только ему: Вятка нравится очень многим, недаром некоторые туристы совершают путешествие по ней уже третий раз – и это при том, что такой круиз выполняется всего раз в году.



Во время стоянки в Котельниче мы обсудили возможность пройти до Кирова. По расписанию конечным пунктом круиза было Гирсово. Оттуда до Кирова – всего пятнадцать километров, но идти дальше вверх теплоходу мешает низкий мост.

Перед этим круизом надводный габарит «Чапаева» уменьшили почти на метр, демонтировав выступающие антенны. Сделали это, еще не имея в виду возможность пройти до Кирова: тогда больше беспокоил мост в Вятских полянах. Но получилось очень кстати. И второе: вода в Кирове стала падать чуть ли не на полметра в сутки, и мы прикинули, что пока дойдем до Гирсово, высота подмостового пролета может стать достаточной для прохождения нашего теплохода.

Поговорили с бассейновым управлением, и отложили совместное решение до следующего дня.





Ночью «Чапаев» оставался в Котельниче. Отправились в путь с самыми первыми лучами солнца, в половине третьего: чтобы успеть засветло в Киров, надо торопиться.





Так вот, какой вопрос в этом году мне задают чаще всего, в том числе и на борту «Чапаева». Вопрос такой: «У вас есть «Чапаев», и теперь есть «Фурманов». Почему же до сих пор нет «Анки»?

Кстати, Анна Стешенко, послужившая прообразом Анки-пулеметчицы, прожила интересную жизнь: руководила московскими театрами, написала пьесу по роману «Чапаев». Дочь Анны Стешенко стала женой писателя Василия Аксенова, а внук Анны – кинематографист Алексей Аксенов.

Анна Никитична стала одной из причин сложных взаимоотношений между Фурмановым и Чапаевым. Впрочем, комдив порой делал шаги к примирению. «Товарищ Фурман! Если нуждаешься барышней, то приходи, ко мне придут 2 за бригадой, – одну уступлю», – писал Чапаев Фурманову в 1919 году.







Вечером впереди показалось Гирсово. Удобное и уже привычное место стоянки «Чапаева». Здесь мы будем стоять и в этот раз.





Но еще днем было принято и согласовано с путейцами решение продолжить путь до Кирова. Поэтому, не снижая хода, «Чапаев» пошел под Гирсовский мост.





Выше моста нас ждал еще один путейский катер. Участники круизов по Вятке хорошо знают путейский теплоход «Морянка», сопровождавший «Чапаева» во всех вятских рейсах. В этом году «Морянка» была с нами только до поселка Медведок, после чего отправилась на плановый ремонт, а ее сменил теплоход «Перекат». И вот после Гирсовского моста к нам присоединился еще один «путеец». Хотя, скорее, это мы присоединились к нему: «путеец» шел впереди, а мы – строго за ним, и ни метра в сторону.





От Гирсовского моста до Кирова – небольшой, но пока незнакомый нам участок. Через час «Чапаев» прошел под Новым Кировским мостом, после которого фактически начинается городская черта Кирова. Я на всякий случай поглядывал на берега в расчете присмотреть удобное место для будущих причаливаний. Но, как мне и говорили до этого в бассейновом управлении, выше Гирсово причаливать негде. Безопасных и удобных для высадки пассажиров мест подхода к берегу здесь нет.







Еще минут через сорок, не доходя до Старого Кировского моста, «Чапаев» встал на рейд. Вся судоходная Вятка пройдена! На всякий случай капитан запросил разрешения у путейцев проследовать дальше, под Старый мост. Но разрешения, понятное дело, не дали: вода еще не упала настолько, чтобы можно было безопасно под ним пройти. Хотя… надежда оставалась до последнего. Кстати, когда-то давно речной вокзал в Кирове как раз находился сразу за этим мостом.

Старый мост является верхней точкой официально судоходной Вятки. Впрочем, местные прогулочные теплоходы поднимаются по большой воде еще выше, до Слободского. Но это прогулочные суда с очень малой осадкой.





Оба путейских судна пришвартовались к «Чапаеву», и на борт ненадолго поднялись сотрудники Вятского бассейнового управления, так профессионально организовавшие проход большого теплохода по всей судоходной части Вятки до Кирова. Рабочий настрой у всех чуть уступил место радости: сделано непростое, но хорошее дело.





Поскольку все экскурсии по Кирову были запланированы на следующий день, мы остались на ночь на рейде в Кирове, чтобы ранним утром вернуться в Гирсово.



Перед капитанским ужином, пока путешественники проходили в ресторан, мы собрались в экипажной зоне: директор круиза Павел Ходырев, капитан Юрий Матякубович Машарипов, шеф-повар Татьяна Шунакова и директор ресторана Валентина Дюпина. Несмотря на молодость, можно сказать, ветераны компании. Павел Ходырев пришел в «Инфофлот» (и как раз на «Чапаева») в 2006 году. Десять лет назад (а как вчера – это можно с ума сойти)!



За обедами и ужинами мы с Павлом всегда оживленно беседовали, и кто-то, конечно, думал, что на рабочие темы. Разочарую: о работе мы говорили немного, а в основном вспоминали разные смешные и не очень истории, произошедшие за эти годы на разных теплоходах. Вот и дожили: казалось, только начали работать, и вот уже «бойцы вспоминают минувшие дни». Хорошее занятие, но думаю, что здесь главное – не увлечься этим приятным состоянием, а держать себя в тонусе и ощущать новичком. Тогда будет много других интересных открытий.











Ранним утром я добрался до берега на путейском «Перекате». «Чапаев» еще спал. Впереди у путешественников – целый экскурсионный день, а потом дорога домой. Завтра сюда приедут туристы следующего круиза, и отправятся на «Чапаеве» в Москву.













В шесть утра люди уже спешат на работу по Старому Кировскому мосту. Они привычно смотрят вперед, а мне хочется им сказать: «Поверните голову, посмотрите на реку! Там, вот прямо сейчас, стоит двухпалубный теплоход, который пришел в ваш город с Волги!»



Но я почему-то ничего им не говорю.

"Чапаев" зашёл в Киров! С ума можно сойти! Какие же вы молодцы!!!
Спасибо! Но, справедливости ради, в прошлом году мы дошли до планового Гирсово - а это было совсем уже рядом с Кировом, около 700 км от устья. :)
Это понятно. Но сам факт захода в черту города особенно интересен и сенсационен. Как бы Вы оценили вероятность повторения в будущие годы?
Конечно, заход в черту города - интересный и эмоциональный момент. Думаю, будем продолжать. :)
Прям живая история :) Поэтапно. Все выше и выше поднимались :) Только на четвертый год достигли Кирова (на пятый, если считать первый заход на Вятку без высадки).
Я рад, что смог принять участие в первом экспедиционном круизе на Вятку. И рад, что в этот раз наконец-то добрались до конечно точки! :)
Судоходная Вятка пройдена полностью! :)
Василий Чапаев
Александр Сереевич! Я очень рад, что экипаж т/х "Василий Чапаев", по командованием капитана Машарипова Ю.М., преодолел этот путь до г. Киров-на-Вятке в 2016 году! Хвалить не люблю конечно, но очень рад за всех, кто пребывал на "Чапаеве" в этот рейс! Счастливого плавания и семь футов под килем!
Александр Сергеевич, спасибо, что продолжаете экспедиционные рейсы на Вятку. Вновь испытала радостное волнение от встречи с этой прекрасной рекой. Принимала участие в первом рейсе, часто вспоминаю ту атмосферу единения увлеченных людей - "первооткрывателей". Ваша любовь к своему делу вдохновляет. Спасибо большое!!!
Спасибо за теплые слова, Екатерина! Очень приятно! :)
"Победа"
(Anonymous)
Александр Сергеевич, Вы упомянули про авиакомпанию "Победа". Хотелось бы узнать Ваше общее мнение, как активного авиапутешественника, об этой авиакомпании. На сколько Вы оцениваете уровень безопасности их судов?
P.S. Поздравляю с новым достижением!
Николай Иванович
Re: "Победа"
Добрый день, Николай Иванович! Мне сложно оценивать уровень безопасности, но по моему субъективному мнению все на уровне: новые самолеты, подготовленные экипажи. Пассажира могут не устроить строгие ограничения: по выбору мест (он есть только за плату), по размеру и весу ручной клади (и это строго отслеживается). Шаг кресел небольшой. Напитки и закуски на борту только за плату. В остальном - компания как компания.
Re: "Победа"
(Anonymous)
Спасибо за ответ. Не подскажете, какой примерно там шаг кресел? Уместится ли человек ростом 187 см?
Re: "Победа"
В принципе да (я тоже немаленький :)), но, конечно, без особого комфорта. Правда, и перелеты в основном там не слишком длительные.
(Anonymous)
Спасибо Александр Сергеевич! Как всегда, всё точно и интересно.