asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Category:

День красивых самолетов

Бывают необычные дни, которые запоминаются навсегда. Для меня одним из таких дней стало прошедшее воскресенье, совершенно фантастическое и полное позитивных эмоций.



Часть 1. Музей гражданской авиации в Минске

Утро началось в Минске, точнее, в международном аэропорту Минск-2. Здесь, рядом со зданием аэровокзала, под открытым небом расположился музей гражданской авиации. В его экспозиции – самолеты советского времени, до недавнего времени трудившиеся в белорусских авиакомпаниях. Посетить этот музей можно в любое время и совершенно бесплатно.



Я буду говорить про красивые советские самолеты. Но не ищите во мне ностальгию по «былым временам»: я напрочь лишен этого чувства. И мне совсем не жалко Советского Союза. А вот красивые самолеты из советского прошлого я очень люблю: они доставляют мне эстетическое удовольствие, как произведения искусства. Сегодня мы даже на них полетаем.

Итак, музей гражданской авиации в минском аэропорту. Самый маленький самолет здесь – Ан-2. Этот самолет, прототип которого поднялся в небо в 1947 году, строился огромной серией. 12-местный пассажирский вариант Ан-2 использовался на множестве местных воздушных линий, играя роль эдакой «областной маршрутки». Кое-где Ан-2 летает и сейчас.



С Ан-2 у меня связано яркое воспоминание детства. Было это в 1980 году, и было мне семь лет. Мы с мамой, бабушкой и маленькой сестрой должны были лететь на Ан-2 из Бердянска в Симферополь. Кстати, пару лет назад я писал об этой истории, так что просто процитирую самого себя:

Мы вместе с другими пассажирами подошли к самолету, и пилоты тоже подошли к самолету, а дверь не открывается. Пассажирское кресло завалилось назад и заблокировало дверь. Что делать?

Сделали вот что. Дали мне ключи от кабины пилотов, и подсадили меня в нее через форточку. Я тогда помещался в форточку пилотской кабины Ан-2. Я залез через форточку в кабину, открыл дверь кабины изнутри, прошел в салон и отодвинул опрокинувшуюся спинку кресла. Дверь открылась; благодарные пассажиры вошли в салон.

Мы отлично долетели до Симферополя, а в полете командир пригласил меня в кабину, и я, сидя у него на руках, рулил самолетом вместе с ним. Внизу виднелась береговая линия Азовского моря. Говорят, при этом наш Ан-2 особенно сильно качало, а пассажиры говорили: «Ооо, это молодой летчик за штурвалом!».








Ан-24, выпускавшийся с 1959 по 1979 год, в основном обслуживал линии малой протяженности. И сегодня эти самолеты остаются в строю, правда, встретить их можно уже нечасто.









А вот и реактивный самолет для местных линий – Як-40. Он выпускался с 1967 по 1981 год, и при множестве преимуществ (скорость, неприхотливость к покрытию полос, тяговооруженность, позволяющая работать с высокогорных аэропортов) у этого самолета получился очень высокий расход топлива. Несмотря на это, кое-где Як-40 летают и сейчас, например, в Вологодском авиапредприятии.



Кто же спрятался за деревьями?



Это Ту-134 – самолет для линий средней протяженности, выпускавшийся с 1966 по 1984 год. До недавнего времени Ту-134 весьма активно использовался российскими авиакомпаниями, но в последние годы из-за экономической неэффективности и высокой шумности почти везде был выведен из эксплуатации. Совершить полет на Ту-134 сегодня можно с компанией «Алроса». В основном это рейсы из Мирного в Новосибирск и Красноярск, выполняемые хоть и нечасто, но по заранее известному расписанию.





Ил-76 – это военно-транспортный самолет, но распространение получила и его гражданская, грузовая модификация. И хотя пассажиров такие самолеты не перевозят, мне посчастливилось полетать на Ил-76 во время прошлогодней поездки в Северную Корею.





И, наконец, в музее представлен мой любимец – Ту-154. Этот самолет запал мне в душу еще в раннем детстве, может быть, года в три или четыре, и с тех пор каждая встреча с ним для меня – это праздник. Даже в 90-е и 2000-е годы, когда я не вылезал из командировок, и Ту-154 был для меня чем-то вроде автобуса «на работу – с работы», он оставался праздником. Каждый из этих сотен полетов был для меня радостной встречей с очень красивой машиной.



Сейчас во всем мире остались лишь четыре работающих на регулярных рейсах самолета этого типа. Два самолета – в белорусской «Белавиа», где они используются на вахтовых и чартерных рейсах, лишь иногда подменяя на «регулярке» иномарки. Другие два самолета эксплуатирует российская авиакомпания «Алроса». Ту-154 «Алросы» летают в Полярный, Байконур, и иногда подменяют иномарки на других рейсах.

Иными словами, вариантов совершить полет на Ту-154 сегодня осталось очень мало.

Часть 2. Полет из Минска в Санкт-Петербург на Ту-154

И все-таки сегодня удивительный день. Оба белорусских Ту-154 в работе, причем каждый из них выполняет по регулярному рейсу: EW-85748 – в Москву, а EW-85741 – в Санкт-Петербург.



Я – пассажир Ту-154, отправляющегося в Санкт-Петербург.











Некоторые пассажиры слегка нервничают. Мой сосед, садясь в кресло рядом, посмеялся: «Не думал, что мне еще раз придется это пережить». «Это» – полет на Ту-154. «А ведь я могу сказать про себя то же самое» – подумал я, имея в виду, конечно, совсем другие, абсолютно позитивные эмоции.



Точно по расписанию начали руление. В иллюминатор виден «московский» борт, стоящий у телетрапа.



Еще с моего места виден двигатель.



Рулим мимо Ан-24, музейного собрата которого мы сегодня видели. Кстати, осматривая в музее самолеты, я разговорился с милой девушкой из Киева, интересующейся авиацией. Она сказала, что ей нравится Ту-154, но вот лететь на нем она вряд ли бы рискнула. В дальнейшем разговоре выяснилось, что летит она в Петербург моим же рейсом. «Сказать ей сейчас, на каком типе будет выполняться именно этот рейс, или пусть это будет сюрпризом?» – подумал я.



Разбег, взлет! Внизу виден наш собрат, которого уже отбуксировали от телетрапа. Он полетит в Москву.



Какой бы ни была погода на земле, наверху она всегда хорошая.











Лететь из Минска до Петербурга недолго – всего час. И вот справа от нас уже северная столица, а впереди – полоса пулковского аэропорта.



Приземляемся на полосу 28Л. Мягкое касание, реверс, выруливаем с полосы.



Полет окончен, мы на стоянке. А посмотрите, что видно в иллюминатор. Да-да, «зенитолет», то есть A-319 в цветах команды «Зенит». Но я не о нем. Посмотрите на самолет рядом с ним. Это же один из двух российских Ту-154, о которых я говорил. Фантастическое совпадение: и «Белавиа», и «Алроса» в один день поставили свои Ту-154 на замену Боингов, и оба самолета встретились в Пулково.









Позднее я узнал, что об этом неординарном событии стало известно за два дня, и оно активно обсуждалось в интернете среди любителей Ту-154. Энтузиастами в этот день были сделаны прекрасные фотографии обоих самолетов, а вот совершить полеты на обоих самолетах довелось только мне.

Не полететь на самолете «Алросы» в Новосибирск я не мог.

Часть 3. Полет из Санкт-Петербурга в Новосибирск на Ту-154

Как я говорил, в России осталось только два Ту-154, эксплуатирующихся на обычных рейсах, причем это либо экзотические рейсы в Полярный и Байконур, либо редкая и малопредсказуемая подмена Боингов на других направлениях. В мае я летал на Ту-154 «Алросы» в Полярный. Это был знаменитый борт, в свое время совершивший аварийную посадку в Ижме. А сейчас в Петербург прилетел другой Ту-154, с бортовым номером RA-85757.





Рейс выполняется до Мирного с промежуточной посадкой в Новосибирске. Пассажиров, летящих из Санкт-Петербурга, немного, не более пятидесяти человек. А вот дальше, до Мирного, по словам старшей бортпроводницы Татьяны, самолет полетит с полной загрузкой (это примерно 150 пассажиров).



В этот раз мое место – в первом салоне. Точнее, здесь он называется вторым, потому что между ним и кабиной пилотов есть еще небольшой салон бизнес-класса.







Выруливаем на полосу 28П, разбегаемся и взлетаем.



Из приятных сюрпризов – выход по нечасто используемой схеме, с правым разворотом и проходом над городом.









Вскоре стемнело; принесли ужин.





Спустя четыре часа, глубокой ночью, мы мягко коснулись полосы новосибирского аэропорта Толмачево. Для кого-то, как и для меня, на этом рейс окончен, а большинство пассажиров скоро продолжит полет до Мирного.



Ту-154 – уходящая натура. Скоро их не останется совсем. Кстати, есть такие энтузиасты, Сергей Мартиросян и Сергей Абт, которые уже второй раз организовывают полеты на Ту-154 для любителей этого изящного самолета. Полеты выполняются на самолетах авиакомпании «Белавиа», которая, к сожалению, собирается вывести в этом году оба своих борта из эксплуатации. Но еще останутся два самолета «Алросы», в которой работают отзывчивые люди, и, кто знает, может будущие полеты для энтузиастов пройдут на алросовских машинах…



А наш Ту-154 готовится к вылету в Мирный. Все пассажиры, багаж, бортпитание на борту, самолет заправлен и отбуксирован от телетрапа. Наблюдая в новосибирской ночи такую красоту, забываешь, что этот самолет уже почти ушел из нашей жизни.

Tags: авиа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments