asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Совещание по согласованию расписаний движения речных пассажирских судов: что нового и что это такое

Сегодня в Москве началось совещание по согласованию расписаний движения речных пассажирских судов на 2017 год. Как обычно, оно состоит из двух частей: на первой обсуждаются общие вопросы, на второй диспетчерские службы каналов, бассейновых управлений, портов и судоходных компаний занимаются практической работой по согласованию расписаний.



Дальше будет много малоинтересного для большинства людей текста, и ни одной картинки. Но, с другой стороны, я упомяну о тех вопросах, которые (сужу по личному общению) часто интересуют речных путешественников.

Сначала тезисно об основных моментах, прозвучавших в первой части совещания.

Прогнозируемые уровни воды на участке Волги Городец – Балахна. В целом прогнозы по уровням воды на городецком участке Волг и неплохие. Специалисты склоняются к тому, что смогут обеспечить достаточные для судоходства уровни воды в течение всей навигации. Как и в прошлые годы, повышенные попуски воды через Нижегородскую ГЭС будут даваться в первой половине дня, причем расход воды на каждый день будет устанавливаться индивидуально – исходя из предварительных (уже собранных и обработанных) заявок судовладельцев. Например, в те дни, когда нет заявок на прохождение четырехпалубных судов, расход воды через плотину будет ниже. Это позволит более оптимально расходовать воду в течение навигации. То есть на сегодня можно оптимистично говорить о прохождении в течение всей навигации участка трехпалубными судами (осадка до 260 см), и, при условии соблюдения согласованных дат прохода – четырехпалубными судами (осадка до 300 см). Кроме того, намечены отдельные даты для пропуска грузового флота с осадкой до 350 см.

Прогнозируемые уровни воды на нижнем Дону. При условии рационального расходования воды Цимлянской ГЭС прогноз осторожно-благоприятный.

Прогнозируемая ледовая обстановка на конец апреля. Вскрытие рек в европейской части России в этом году происходит несколько раньше обычных сроков. Прогноз по очищению водохранилищ Волжского каскада – в обычные сроки.

Ограничения движения судов, связанные с проведение Кубка конфедераций (2017 г.). и Кубка мира по футболу (2018 г.). В первоначальной версии Указа Президента об обеспечении мер безопасности на время проведения мероприятий акватории городов (в том числе Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Волгоград), в которых проводятся мероприятия, планировалось закрывать на длительное время. Также планировалось ввести ограничения на проезд людей в эти города и на их там пребывание. Вопрос уже был доведен через Национальную палату судоходства в Министерство транспорта, где сейчас находится на контроле. На сегодня с большой долей вероятности можно говорить о том, что если проведение упомянутых мероприятий и затронет работу круизного флота, то минимально.

Дноуглубительные работы в зоне ответственности ГБУ «Волго-Балт». В предстоящую навигацию будет проведено много дноуглубительных работ на водных путях Северо-Запада. Помимо магистральных трасс (речные туристы, не удивляйтесь шуму земснарядов), работы будут проведены на Онежском и Новоладожском каналах (!), а также на нижнем участке реки Волхов. Это позволит крупным (вплоть до четырехпалубных) судам с 2018 года подниматься по Волхову до Старой Ладоги. В Старой Ладоге к 2018 году планируется построить туристический причал.

Вопросы о причалах обсуждались минимально, но напишу о том, что сейчас актуально. Строительством с последующей эксплуатацией причалов сейчас занимается в основном компания «Конт». Они планируют строительство туристического причала в Старой Ладоге (2018 год) и рассматривается вопрос строительства причала в Рязани (2018-2019 годы). Выведенный из эксплуатации причал в Кинешме планируется передать в аренду местной компании для восстановления и ввода в эксплуатацию (не раньше 2018 года). Причал в Свияжске построен два года назад, но подходы к нему станут возможны в этом году (требовалось углубление ведущего к причалу дополнительного судового хода).

Вторая часть совещания (практическая работа) будет проводиться с сегодняшнего дня в Угличе. От нашей компании туда отправилась главный специалист по организации движения флота Любовь Черенкова.

В отличие от распространенного мнения, согласование не предназначено для приема и рассмотрения заявок на судозаходы судоходными компаниями. Иногда приходится слышать: «Планируется заход туда-то? Ну, надо ждать до согласования, а там могут и не согласовать». На самом деле такие вопросы решаются не на согласованиях, а в обычной повседневной работе: заявка – подтверждение – договор – предоплата, как почти во всех других сферах деятельности.

На согласовании происходит другая, более тонкая работа. Там делается расстановка флота в «узких местах», то есть в тех, где без предварительного планирования возможны сбои в движении и обслуживании флота. К таким объектам в первую очередь относятся:
- ФГБУ «Канал имени Москвы» (шлюзы 1-6, Угличский шлюз, Рыбинский шлюз, шлюзы Москворецкой системы)
- ГБУ «Волго-Балт» (Шлюзы 1-8, Верхнесвирский шлюз, Нижнесвирский шлюз);
- ФБУ «Волгаводпуть» (шлюзы Нижегородской ГЭС);
- причал на острове Валаам;
- причал на острове Кижи;
- причалы в Москве (Северный речной вокзал);
- причалы в Санкт-Петербурге.
Этот список иногда пополняется и другими причалами.

Поясню, как это работает, на двух примерах.

1. В пятницу в 20.00 из Москвы в круизы выходного дня желают отправиться шесть четырехпалубных теплоходов. Но в силу ограниченной пропускной способности шлюзов канала и наличия встречного движения третья пара судов выйдет из канала с задержкой минимум два часа. Чтобы избежать этого, судоходные компании подают заявки о своем намерении уйти вечером из Москвы, а заявки распределяются. В данном случае канал распределил бы эти шесть теплоходов так: два уходят в 17.30, два – в 19.30 и два – в 21.30. Три указанных времени отправления – это время начала выделенных для пассажирских судов шлюзовых ниток. При этом учитывается не только то, что при движении по этим ниткам эти суда не будут мешать друг другу, но и то, что им не будут мешать встречные суда.

2. На остров Валаам в выходной день пожелали прийти пять теплоходов. Но в силу того, что причал на Валааме может принять только четыре теплохода, тот, кто пришел последним, к причалу не попадает. Чтобы избежать этого, судоходные компании заранее подают заявки на стоянку на Валааме, и время стоянок распределяется так, чтобы у причала единовременно находились не более четырех судов. В описанном случае два судна, например, могут «поделить» стоянку между собой по полдня, а оставшиеся полдня провести в других местах Ладожского озера: на островах Коневец и Пеллотсари, либо в Сортавале. Бывает, что судну целиком меняется порядок стоянок в круизе, чтобы заход на Валаам пришелся на другой, менее загруженный день.

Решения по спорным датам принимаются не в административном порядке, а совместно представителями водного пути (порта) и заинтересованных судовладельцев. Поскольку сотрудники диспетчерских служб на реке хорошо знакомы между собой, им обычно удается договориться о каком-то компромиссе, часто по принципу «я тебе уступаю эту дату, а ты мне – другую». Бывает, что возникают споры, но я не помню случая, чтобы вопрос в конце концов так или иначе не разрешился.

Итогом совместной работы диспетчерских аппаратов судоходных компаний, водных путей и портов являются оптимальные, с точки зрения возможности их выполнения, расписания движения пассажирского флота. Для этого и проводится эта кропотливая работа, в которой задействованы очень профессиональные специалисты. Удачи им в заключительном этапе подготовки к навигации-2017!
Tags: Инфофлот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments