asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

Пассажирский теплоход "Ладога" в Щецине

На реке Одере, в самом центре польского Щецина, стоит теплоход «Ладога». Он пришел сюда из России пятнадцать лет назад, и с тех пор не ходит в рейсы, а используется как гостиница и ресторан.



«Ладога» – один из пятнадцати пассажирских судов 646 проекта, построенных в Германии в пятидесятые годы для СССР. Серия получилась уникальная: теплоходы 646 проекта могли спокойно переходить с пассажирами из рек с ограниченными глубинами в открытые участки морей, например, выполнять рейсы от Красноярска до Диксона (Карское море), от Якутска до Тикси (море Лаптевых), от Астрахани (Волга) до Баутино (Каспийское море), и так далее. Более того, небольшая (чуть более двух метров) осадка этих теплоходов позволяла им проходить по таким небольшим рекам, как Подкаменная Тунгуска, Надым и Алдан.

Теплоход «Ладога» пришел из Германии в Ленинград в 1955 году, и начал работать на пассажирской линии Ленинград – Вытегра. Путь по Неве, Ладоге, Свири и Онеге занимал две ночи и один день. В 1960 году «Ладогу» передали в Беломорско-Онежское пароходство, где теплоход почти всю жизнь прослужил «рабочей лошадкой» на пассажирских линиях Онеги: Петрозаводск – Медвежьегорск и Петрозаводск – Подпорожье. В рейсах до Подпорожья теплоход пересекал Онежское озеро и поднимался около тридцати километров по ныне несудоходной реке Водле.

В 1980-е годы «Ладога» в основном использовался на 5-дневной туристический линии Петрозаводск – Ленинград – Петрозаводск. В начале 1990-х, после реконструкции пассажирских помещений, теплоход переключился на рейсы с финскими туристами по Беломорско-Балтийскому каналу на Соловки. В 2002 году теплоход был продан в Польшу, где и работает по сей день, только в рейсы уже не ходит. Сегодня «Ладога» используется как гостиница и ресторан.



Отношение к теплоходам этого типа у меня особое. Когда мне было десять лет, я впервые побывал в речном круизе, и это был круиз точно на таком же теплоходе «Мамин-Сибиряк» (кому интересно – здесь я поделился воспоминаниями о том путешествии).



Сейчас таких теплоходов осталось в работе только три, и все – на сибирских реках. У них неважная экономика (большие эксплуатационные расходы при относительно небольшой вместимости), они, на вкус многих пассажиров, тесноваты. А мне они нравятся – то ли своим уютом, то ли тем, что эти речные суда отлично приспособлены к морю и хорошо в нем себя чувствуют.



Гостей «Ладоги» встречает небольшой вестибюль. Вестибюли на этих теплоходах – пожалуй, самые маленькие среди всех советских пассажирских каютных судов. Здесь особенно не развернешься: получил ключи, и идешь дальше.



На одной из табличек в вестибюле указана пассажировместимость теплохода – 276 человек. Казалось бы, для такого судна немало, да только каюты были в большинстве шести- и восьмиместными, и плюс в это число входили и палубные пассажиры. Классных же кают на таких судах было всего восемнадцать: уютные, отделанные деревом одно- и двухместные каюты с умывальником на средней палубе.

Уже в советское время эти теплоходы проходили реконструкцию: многоместные каюты переделывались в четырехместные, в них проводилось водоснабжение, и вместимость судов уменьшалась до 140 человек. А в 90-е и 2000-е годы некоторые из этих судов были реконструированы на еще меньшую вместимость, зато на несколько больший комфорт. Среди них был и теплоход «Ладога».







Поднимемся на вторую, или среднюю, палубу. Из тесного нижнего вестибюля мы попадаем в небольшой, но приятный вестибюль средней палубы. Пожалуй, этот вестибюль всегда был на этих судах самым изящным местом. Мысленно замените белую отделку стен на отделку из ценных пород дерева, и вы поймете, о чем я говорю.



Носовой коридор упирается в недействующий ныне салон.



Коридор, идущий в сторону кормы, огибает дымовую шахту, и упирается в кормовую каюту «Люкс», занимающую бывшее место верхнего ресторана.





На этой палубе теперь расположены все пассажирские каюты. Их делали путем объединения двух кают первого класса в одну, и получилось двенадцать кают. В каждой – двухспальная кровать, санузел, телевизор.



Средняя палуба опоясывается прогулочной террасой. Сейчас почти вся она закрыта, а когда-то это было главное место для прогулок и бесед пассажиров на свежем речном или морском воздухе.





С открытой палубы можно подняться выше, в ходовую рубку.





Оборудование в рубке демонтировано, но на крыльях мостика сохранились машинные телеграфы.





За фальштрубой надстроен летний бар, а в самой фальштрубе теперь …



… вот что:



Спустимся по кормовому трапу со средней палубы на главную. Этот трап на таких судах для меня – самый главный, ведь на «Мамине-Сибиряке» я попадал по нему с прогулочной палубы прямо к себе в 34-ю каюту. Вход в каюту находился там, где сейчас висит эвакуационная стрелка:



Кормовую часть главной палубы занимает ресторан. Изначально на этих теплоходах он был небольшой, но на «Ладоге» он расширен за счет прилегавших к нему по левому борту кают, в том числе и «моей» 34-й.





За рестораном, как обычно, находится рабочая площадка со швартовными механизмами.



Коридор, ведущий по главной палубе от ресторана в сторону носа, упирается в машинное отделение. Оно на этих судах большое и «отъедает» на и без того небольшом судне немалую часть полезной площади.







В коридоре, идущем вдоль машинного отделения, на дверях можно увидеть таблички, существующие с самой постройки судна:



Все каюты к носу от вестибюля снесены, и их место занимает второй ресторан. Кстати, в одной из этих кают я путешествовал на другом таком теплоходе, «Герой Ю. Гагарин», по транспортной линии Ленинград – Горький. Мне было пятнадцать лет. Это была четырехместная каюта, переделанная из шестиместной, и поэтому довольно просторная. Вообще носовая часть главной палубы на этих судах была сосредоточением многоместных (в основном восьмиместных) кают. Покупая билет в такую каюту, некоторые пассажиры просили место у окна.



А сейчас на месте этих кают – рыбный ресторан с баром.





Скорее всего, Щецин – последнее место стоянки для теплохода «Ладога». Еще недавно недалеко от Щецина, в городке Мендзыздрое, в качестве гостиницы стоял другой теплоход из России – «Пинега» 305 проекта, который пришел сюда из Архангельска. Сейчас его там уже нет. Трудно сказать, сколько лет еще простоит «Ладога», но хочется пожелать этому теплоходу долголетия.





P.S. Кому интересно, есть у меня рассказ и о другом советском пассажирском судне, которое сейчас работает в Европе как гостиница. Это бывший пароход "Память Азина", который до сих пор можно увидеть в Будапеште.
Tags: Польша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments