На пароме через Ботнический залив

Ботнический залив глубоко врезается в Скандинавский полуостров, разделяя Финляндию и Швецию широкой водной преградой. Объезжать эту преграду севером – значит, делать огромный тысячекилометровый крюк. Но выход есть: можно воспользоваться паромом, соединяющим финский город Вааса и шведский город Умео.



Красной линией на карте показан маршрут парома, не только сокращающий путь из Финляндии в Швецию, но и, например, помогающий быстрее добраться на машине из России в Северную Норвегию.



Давайте прокатимся на этом пароме через Ботнический залив, туда и обратно.

Ранним солнечным утром пассажиры собираются в паромном терминале Ваасы. У причала нас ждет паром Wasa Express, отправляющийся в Умео в восемь часов утра. Время в пути – четыре часа.





История морской линии Вааса – Умео началась очень давно. В послевоенные годы ее обслуживали небольшие пароходы, подобные показанному на картинке.



Потом пришло время автомобильно-пассажирских паромов, работавших не только между Вааса и Умео, но и между соседними городами Пиетерсаари и Шелефтео. В 70-е годы в порту Вааса можно было одновременно увидеть до четырех паромов, казалось бы, периферийных Ботнических линий.



В 80-е и 90-е годы линию Вааса – Умео обслуживали большие паромы, в том числе такое известное судно, как Silja Festival, в дальнейшем много лет проработавшее на линии Турку – Стокгольм.



Работал на этой линии и большой паром Wasa King, позднее ставший трагически известным всему миру под именем Estonia.



В наши дни на маршруте Вааса – Умео задействован всего один паром. Построенный в 1981 году под именем Travemunde, за свою жизнь он переименовывался десять раз, пока пять лет назад не получил имя Wasa Express и назначение на линию через Ботнический залив.



По длинному телетрапу проходим на борт..





Здесь можно сразу расположиться в одном из помещений парома. Есть и другой вариант – взять каюту. В этом случае ты получаешь ключи на стойке информации, поднимаешься палубой выше, и занимаешь каюту согласно купленной категории.



Категорий всего две: с окном и без окна. Все каюты четырехместные и «со всеми удобствами».





Пассажиры на борту, автомобили на борту. Пора в путь. Отданы швартовы. Паром выходит из порта Вааса.















Первые полчаса судно следует живописным архипелагом, а затем выходит в открытое море.









Пройдемся по парому. Основная жизнь происходит в его общественных помещениях: рейс длится всего четыре часа, и большинство пассажиров предпочитает обходиться без каюты.



Основные пассажирские помещения сосредоточены на одной палубе. Носовую ее часть занимает кафе самообслуживания.





К кафе примыкает ресторан «а ля карт», работающий в вечерних рейсах.



Для детей предусмотрена детская комната.







В кормовой части расположена «визитная карточка» скандинавских паромов – ресторан-буфет, где, помимо разных блюд и десертов, предлагается большой выбор рыбных закусок.





Можно заглянуть и в продуктовый магазин.



Палубой выше, как я уже говорил, находятся пассажирские каюты, а в носовой части – большой бар, в котором хорошо пьется холодный грушевый сидр с видом на море.





«И все-таки море останется морем…»



По курсу – шведский город Умео, а точнее его портовая зона. Здесь заканчивается наш рейс.





Паром делает оборот и аккуратно подходит к пирсу кормой.



Пассажиры уже собрались в вестибюле у выхода. А кто-то спустился на автомобильную палубу и приготовился выехать с парома на автомобиле. Обычно я тоже путешествую на пароме с автомобилем, но не в этот раз.





Рейс окончен. В терминал можно попасть по очень милому телетрапу с дощатым полом.



Перед входом в терминал телетрап упирается в такую вот чудесную инсталляцию.



Тем временем автомобили выезжают с парома на берег.



В Умео на паром садятся новые пассажиры. По сравнению с дорогой «туда» их становится больше.



13 часов. Отдаем швартовы, выходим в обратный путь.











Четыре часа пролетели незаметно: этому поспособствовала хорошая погода, которая в этих северных широтах случается не каждый день. Снова знакомый архипелаг. Скоро Вааса.



Делаем оборот, подходим к причалу кормой. Рейс окончен. Состыкованный по времени с паромом автобус доставит нас в центр города.



*****

Финский Вааса. Когда я несколько лет назад приезжал сюда на машине, город показался мне малоинтересным. А теперь, без машины, когда появилось больше времени для прогулок пешком, город открылся с другой стороны, и показался мне очень теплым и уютным. И белая ночь там очень белая. И сидр пьется как-то по-особенному.














P.S. Планируется, что со временем заслуженный паром Wasa Express будет заменен на линии вот таким удивительным судном:



Что же, прокатимся и на нем.
Стоимость круизов в России
(Anonymous)
Александр, здравствуйте!

Каждый раз, читая ваши рассказы об интересных зарубежных маршрутах во мне борются два чувства. С одной стороны очень интересно читать.

С другой - сколько же я переплачиваю каждый год на Чапаеве. Если бы руководство компании было менее любопытно, может и стоимость кают была бы меньше? ;)
Re: Стоимость круизов в России
Вы хотите обсудить, как мне распоряжаться своей зарплатой? :))) Оригинально. Однако на цену путевки её размер не влияет.

Но если Вам неприятно, что собственник круизной компании увлекается круизами, лучше не мучать себя, а выбрать другую компанию, где собственники предпочитают недвижимость и дорогие автомобили. :)
Re: Стоимость круизов в России
(Anonymous)
:) то то и оно, что чувства противоречивые. И читать интересно, и круизы у Инфофлота хорошие. И про другую компанию понятно.
Re: Стоимость круизов в России
Как насчёт того, что я сначала человек, а потом уже кто-то из "Инфофлота", а не наоборот?

А вообще это обсуждение в ветке про 50-евровый переход на грузопассажирском пароме выглядит забавно. :)

Edited at 2017-07-06 11:04 am (UTC)
Re: Стоимость круизов в России
(Anonymous)
Зависть - плохое чувство. Пишите лучше про погоду.
Что ж плохого, что босс круизной компании круизит по всему миру, наверняка подглядывая интересные моменты в плане сервиса? Я бы ДК некоторых наших теплоходов принудительно отправлял бы в рейсы Альянса - поучиться.

Они маловостребованы. Весь переход занимает 4 часа.
(Anonymous)
Но в этом случае получается, что паром используется экономически неэффективно? Зачем возить с собой такой объем пустого места, поддерживать в рабочем состоянии коммуникации?
Интересно, в новом пароме тоже будет много кают или он изначально проектируется под короткую ТЛ?
Ассоциация с РЖД: на линии Москва-Ярославль прошлой осенью нормальные сидячие вагоны зачем-то заменили плацкартными. С другой стороны, на линии Москва-НН Стрижи имеют небольшое количество двухъярусных купе, хотя поездка занимает 3,5 часа. Но кто-то их покупает, значит они нужны.
С точки зрения расходования места получается неэффективно. Но паром не строился под эту линию, а покупался "как есть", а в таких случаях характеристики судна, в том числе планировочные, бывают неоптимальными.
(Anonymous)
А я завидую умению автора кратко и, в то же время, емко описать увиденное и свои впечатления, да еще через призму своего личного мировоззрения. Да и маршруты, как правило, нетривиальны, что, тем более, добавляет интереса.
Александр Сергеевич, Вы замечательно пишите и пусть никакие злопыхания Вас не останавливают!
Александра Курзина
(Anonymous)
Коневозка на грузовой палубе с лошадью внутри была или пустую перегоняли?
(Anonymous)
Спасибо за ответ не по теме блога. :)
За такое состояние палубного настила, шлюп-балок и лееров любую нашу речную компанию прополоскали бы и высушили на всех двадцати речных форумах. Ржавчина комками висит.
Ну, у нас все-таки круизные суда, а там паром, причём безальтернативный на этой линии. Так что - "Вам шашечки или ехать?" :)
(Anonymous)
Спасибо, весьма познавательно! Давно читаю с удовольствием о ваших путешествиях !