Красной линией на карте показан маршрут парома, не только сокращающий путь из Финляндии в Швецию, но и, например, помогающий быстрее добраться на машине из России в Северную Норвегию.
Давайте прокатимся на этом пароме через Ботнический залив, туда и обратно.
Ранним солнечным утром пассажиры собираются в паромном терминале Ваасы. У причала нас ждет паром Wasa Express, отправляющийся в Умео в восемь часов утра. Время в пути – четыре часа.
История морской линии Вааса – Умео началась очень давно. В послевоенные годы ее обслуживали небольшие пароходы, подобные показанному на картинке.
Потом пришло время автомобильно-пассажирских паромов, работавших не только между Вааса и Умео, но и между соседними городами Пиетерсаари и Шелефтео. В 70-е годы в порту Вааса можно было одновременно увидеть до четырех паромов, казалось бы, периферийных Ботнических линий.
В 80-е и 90-е годы линию Вааса – Умео обслуживали большие паромы, в том числе такое известное судно, как Silja Festival, в дальнейшем много лет проработавшее на линии Турку – Стокгольм.
Работал на этой линии и большой паром Wasa King, позднее ставший трагически известным всему миру под именем Estonia.
В наши дни на маршруте Вааса – Умео задействован всего один паром. Построенный в 1981 году под именем Travemunde, за свою жизнь он переименовывался десять раз, пока пять лет назад не получил имя Wasa Express и назначение на линию через Ботнический залив.
По длинному телетрапу проходим на борт..
Здесь можно сразу расположиться в одном из помещений парома. Есть и другой вариант – взять каюту. В этом случае ты получаешь ключи на стойке информации, поднимаешься палубой выше, и занимаешь каюту согласно купленной категории.
Категорий всего две: с окном и без окна. Все каюты четырехместные и «со всеми удобствами».
Пассажиры на борту, автомобили на борту. Пора в путь. Отданы швартовы. Паром выходит из порта Вааса.
Первые полчаса судно следует живописным архипелагом, а затем выходит в открытое море.
Пройдемся по парому. Основная жизнь происходит в его общественных помещениях: рейс длится всего четыре часа, и большинство пассажиров предпочитает обходиться без каюты.
Основные пассажирские помещения сосредоточены на одной палубе. Носовую ее часть занимает кафе самообслуживания.
К кафе примыкает ресторан «а ля карт», работающий в вечерних рейсах.
Для детей предусмотрена детская комната.
В кормовой части расположена «визитная карточка» скандинавских паромов – ресторан-буфет, где, помимо разных блюд и десертов, предлагается большой выбор рыбных закусок.
Можно заглянуть и в продуктовый магазин.
Палубой выше, как я уже говорил, находятся пассажирские каюты, а в носовой части – большой бар, в котором хорошо пьется холодный грушевый сидр с видом на море.
«И все-таки море останется морем…»
По курсу – шведский город Умео, а точнее его портовая зона. Здесь заканчивается наш рейс.
Паром делает оборот и аккуратно подходит к пирсу кормой.
Пассажиры уже собрались в вестибюле у выхода. А кто-то спустился на автомобильную палубу и приготовился выехать с парома на автомобиле. Обычно я тоже путешествую на пароме с автомобилем, но не в этот раз.
Рейс окончен. В терминал можно попасть по очень милому телетрапу с дощатым полом.
Перед входом в терминал телетрап упирается в такую вот чудесную инсталляцию.
Тем временем автомобили выезжают с парома на берег.
В Умео на паром садятся новые пассажиры. По сравнению с дорогой «туда» их становится больше.
13 часов. Отдаем швартовы, выходим в обратный путь.
Четыре часа пролетели незаметно: этому поспособствовала хорошая погода, которая в этих северных широтах случается не каждый день. Снова знакомый архипелаг. Скоро Вааса.
Делаем оборот, подходим к причалу кормой. Рейс окончен. Состыкованный по времени с паромом автобус доставит нас в центр города.
*****
Финский Вааса. Когда я несколько лет назад приезжал сюда на машине, город показался мне малоинтересным. А теперь, без машины, когда появилось больше времени для прогулок пешком, город открылся с другой стороны, и показался мне очень теплым и уютным. И белая ночь там очень белая. И сидр пьется как-то по-особенному.
P.S. Планируется, что со временем заслуженный паром Wasa Express будет заменен на линии вот таким удивительным судном:
Что же, прокатимся и на нем.