Ретро-полет из Сочи в Москву

Пока свежи впечатления... Вчера я принял участие в ретро-полете на самолете Ту-154 из Сочи в Москву. На сегодня в мире осталось только два Ту-154 в регулярной пассажирской эксплуатации. Оба самолета принадлежат авиакомпании «Алроса», и используются в основном для полетов в якутский аэпопорт Полярный (город Удачный), полоса которого не приспособлена для приема «Боингов» в летнее время, а также на Байконур.



Ретро-полет по маршруту Москва – Сочи – Москва приурочен компанией «Алроса» ко дню воздушного флота России. Билеты на оба рейса находились в свободной продаже, поэтому большинство пассажиров и не подозревали, что примут участие в ретро-полете. Мероприятие привлекло и любителей авиации, а среди них – тех, с кем мы познакомились во время авиатура в Северную Корею: Антона Титова и сотрудников голландской авиакомпании KLM Хавьера и Мартина. У меня были другие планы на субботу, поэтому я не смог воспользоваться ретро-полетом Москва – Сочи, и присоединился к ним лишь в воскресенье, в обратном полете Сочи – Москва.



Красавец Ту-154 на стоянке. Идет посадка пассажиров. Мы не торопимся, а фотографируем самолет и фотографируемся на его фоне.



Кто-то удивится: почему же многим так нравится Ту-154? Думаю, что единственной для всех причины нет. Большинство сходится на том, что этот самолет очень красивый, а дальше – у каждого свое. Для кого-то Ту-154 – это ностальгия, для кого-то – легенда, для кого-то – возможность переместиться в прошлое. Для кого-то этот самолет связан с людьми, которые на нем работали. Кто-то просто любит старую технику.

Я не интересуюсь техникой, а люблю этот самолет за его внешнюю красоту – лет, наверное, с четырех. Полет на нем не несет для меня ностальгических ноток; это скорее похоже на желание повесить на стену красивую картину, написанную много лет назад.



Рейс выполняет самолет с бортовым номером RA-85684 – тот самый, который в 2010 году совершил аварийную посадку в Ижме. Подробнее об этом происшествии я писал в связи со своим предыдущем полетом этим бортом («Полярный треугольник»). А нынешний рейс примечателен еще и тем, что его командир – герой России Андрей Александрович Ламанов, человек, который совершил посадку обесточенного самолета на короткую ижменскую полосу.



Поднимаемся на борт и рассаживаемся по своим местам. Мое место – в десятом ряду, самом последнем в первом салоне. Самолет полон: помимо того, что это необычный рейс, он еще и выполняется в конце августа, когда люди возвращаются из отпусков.





К ретро-полету «Алроса» подготовила несколько небольших сюрпризов, создающих правильную атмосферу. Это багажные бирки советских времен, и это специально отпечатанные копии старых газет: «Известия» 1950 года и «Комсомолка» 1986 года.



Буксировка, запуск двигателей, руление разбег, взлет… В Сочи он всегда производится в сторону моря, потому что позади – горы. Под нами проносятся дома и улицы Адлера, и вот про крылом – бескрайний водный простор.





Пока мы делали правый разворот, чтобы лечь на свой курс, в динамиках зазвучал голос старшей бортпроводницы. Она поздравила всех участников ретро-полета, и с большой любовью рассказала об истории Ту-154. Затем последовал рассказ о том самолете, на котором мы летим: о его аварийной посадке в Ижме и об уникальной операции по перегону борта из Ижмы в Ухту.

Казалось бы, неподготовленных пассажиров такая информация должна напугать, но этого не случилось. Напротив, люди слушали с искренним интересом и улыбками, особенно, когда узнали, что самолет пилотирует тот самый Андрей Ламанов, из того самого рейса.



После набора высоты принесли классические советские напитки – «Нарзан» и «Дюшес», а потом – ланч-боксы с горячим на выбор. В том числе, конечно же, была предложена советская аэрофлотовская курица.









Настало время проведать своих друзей, сидящих в разных концах самолета. Комфортнее всех устроился Хавьер – ему досталось просторное место бизнес-класса (два первых ряда за перегородкой). Хавьер работает в авиакомпании KLM и немного говорит по-русски: его жена родом из России.




Мартин, напротив, выбрал самый последний ряд второго салона. Здесь лучше всего слышен неповторимый звук «соловьевских двигателей».



Здесь же, во втором салоне, в 25-м ряду, расположился Антон. Этот ряд любим авиаэнтузиастами: с него хорошо виден и двигатель, и красивое туполевское крыло с его чудесной механизацией. Со своего места Антон фотографирует и крыло с двигателем…



… и нас с Хавьером.





Два часа полета прошли незаметно и как-то душевно. И вот наш самолет, который энтузиасты неофициально называют «Ижма», мягко касается полосы аэропорта Домодедово.



Заруливаем на стоянку, выключаем двигатели. Полет окончен. Желающие могут заглянуть в кабину пилотов, чтобы сфотографироваться и, по желанию, получить автограф Андрея Александровича Ламанова. Думаю, что для многих детей, летевших этим рейсом с летнего отдыха, визит в кабину исторического самолета и знакомство с его экипажем станет добрым воспоминанием на всю жизнь. Да и не только для детей.





Еще один сюрприз – на соседней стоянке оказался второй действующий Ту-154 «Алросы», борт RA-85757. Оба оставшихся в пассажирской эксплуатации самолета остались ночевать в Домодедово, чтобы затем разлететься: 85757 – в Полярный, «Ижма» – в Байконур.





Полет получимся теплым, добрым, и, надеюсь, не последним на этом замечательном самолете.



Другие мои посты про авиацию можно почитать здесь.

А если вы хотите познакомиться с рассказами человека, который умеет найти самые необычные полеты и побывать в них – загляните в блог Антона Титова.

В следующий раз я снова расскажу о ретро, но теперь это будет старинный пароход и круиз на нем по редкому маршруту. :)
Tags:
В 1950м пассажирских Тушек еще не было ) но ход с газетами забавный.
(Anonymous)
It was a pleasure to read your great report of this very special occasion TU-154 flight . Hopefully Alrosa will keep the TU-154 for couple more years flying above the so beautiful Russian country.
Ностальгический получился репортаж. Не раз доводилось летать по этому маршруту и нередко на Ту-154. К слову, именно на этом самолете Аэрофлот впервые в СССР реализовал обслуживание по 1-му классу. Билет на рейс № 1045 в Сочи стоил 37 р. 20 к. Этот рейс, на котором, как говорят, доставляли фельд-почту, был практически всепогодным, и купить на него билеты было крайне сложно. Когда, на маршрут вышли Ил-86, рейс 1045 по-прежнему выполняли на Ту-154. Александр, а на снижении из дефлекторов идет "дым", как прежде?
А белорусы разве свои 154 уже вывели из эксплуатации? Вроде еще недавно рейсы были ....
(Anonymous)
Александр,подскажите пожайлуста, всегда ли на теплоходах компании Инфофлот по стандартам питания во время завтрака на шведском столе должны быть блины?
Добрый день! Нашел описание: "Стандартное меню для всех теплоходов «Созвездия» включает в себя семь горячих блюд (блинчики, омлет, сырники, пудинг, сосиски, котлеты мясные и куриные). Ежедневно предлагаются три из них. Кроме этого, обязательно предлагается один из четырех видов «вегетарианских» котлет: капустная, морковная, картофельная или тыквенная".

Это точно относится к полету на Ту-154? :)
...а в Домодедово гниёт Боинг-747 покойной компании "Трансаэро"...