Круиз на историческом судне вдоль побережья Швеции

Когда-то я рассказывал об увлекательном четырехдневном путешествии по Гета-каналу на старейшем в мире круизном судне. Год назад компания Rederi AB Gota Canal, уже полтора века оперирующая судами исключительно внутреннем водном пути между Стокгольмом и Гетеборгом, впервые попробовала сделать что-то необычное: круиз вдоль западного побережья Швеции. В этом году опыт был повторен; правда, состоялся лишь один круиз по новому маршруту, но я не мог не принять в нем участие.



Теплоход Wilhelm Tham был построен в 1912 году, то есть ему исполнилось 105 лет. Он является вторым по старшинству круизным судном в мире после теплохода Juno постройки 1874 года. С первого дня Wilhelm Tham, названный в честь шведского промышленника, работал на Гета-канале между Стокгольмом и Гетеборгом в качестве пассажирского судна.

На сегодня на Гета-канале остались три каютных теплохода - Juno, Wilhelm Tham и Diana. Последний, самый младший из них, построен в 1931 году. Сегодня они используются для выполнения круизов по тому же маршруту – Стокгольм – Гетеборг.

Круиз из Гетеборга в Греббестад – необычная новинка. Во-первых, это новый круизный маршрут, по которому до 2016 года никто не ходил. Во-вторых, это морской круиз, выполняемый небольшим «канальским» судном. В третьих, это явный «выход из зоны комфорта» для Rederi AB Gota Canal – компании, ассоциирующейся исключительно с круизами по одному маршруту.

Как бы то ни было, утром 16 августа 2017 года теплоход Wilhelm Tham отправился из Гетеборга не в Стокгольм, а совсем в другую сторону. И вот что из этого получилось.


16 августа 2017 г.

Wilhelm Tham готов к отправлению. Все пятьдесят пассажиров уже разместились в небольших двухместных каютах.



Пассажирские каюты здесь очень маленькие, но, впрочем, отвечающие требованиям комфорта первой половины прошлого века. В каждой из них помещаются нижняя и верхняя койка, миниатюрный шкаф и столик-умывальник.





Умывальник находится под крышкой столика. А вот санузлов в каютах нет.



Перед отправлением капитан теплохода Йоран Рукман рассказывает о судне и о правилах безопасности на борту. По поводу нового маршрута он шутит: «Я родом как раз с западного побережья, так что, думаю, найду дорогу».



Отправившись в рейс от набережной Гетеборга, теплоход не идет привычно вверх по реке Гета-Эльв, а, развернувшись, следует в сторону моря.





Первая остановка уже через 45 минут после отправления. Это крепость Эльфсборг, построенная в 1300 году на острове в устье Гета-Эльва для защиты западных шведских земель. В течение веков крепость дважды побывала в руках датчан, оба раза получивших за нее от Швеции большой выкуп. В конце XVII века крепость была разрушена и отстроена заново, но с того времени больше не играла важной военной роли. В наши дни остров вместе с крепостными постройками используется для проведения различных мероприятий и театрализованных шоу.















Кроме кают, на теплоходе есть два небольших пассажирских помещения – это ресторан и салон-библиотека. Бара в обычном понимании на судне нет, а вместо него на верхней палубе установлен «холодильник самообслуживания»: берешь все, что хочешь, записываешь, что взял, на листочек, и расплачиваешься в конце круиза.













В десяти милях в море от Гетеборга затерялся небольшой остров Винга. Его мы легко обойдем пешком.





Главное сооружение на острове – это маяк. Но еще до маяка здесь появилась высокая деревянная пирамида – хорошо видимый издали навигационный знак. Первая пирамида была сооружена на острове в 1606 году, а нынешняя – в 1857 году. Маяк появился на Винге в 1840 году, а в 1890 году он был заменен новым маяком, который действует и сегодня, и на который все желающие могут подняться по винтовой лестнице.





С маяка открывается отличный вид на остров. Винга кажется краем света, а ведь отсюда совсем недалеко до самой что ни на есть цивилизации – города Гетеборга.



Продолжаем путь на север. Открытые морские участки сменяются проливами. Большая часть островов заселена. Эти на первый взгляд суровые места при близком рассмотрении оказываются очень уютными. Здесь начинается Бохуслен – часть Швеции, идущая от устья Гета-Эльва на север до границы с Норвегией.









После ужина прибываем в городок Марстранд.



Марстранд расположился сразу на двух островах, которые соединены между собой круглосуточно работающим паромом.







Над городом возвышается построенная в XVII веке Карлстенская крепость. Долгое время крепость совмещала функции оборонного сооружения и тюрьмы. Здесь провел четверть века известный грабитель Лассе-Майя, прославившийся написанными незадолго до смерти мемуарами. Еще будучи заключенным Карлстенской крепости, он развлекал своими рассказами любопытствующих отдыхающих, поднимавшихся посмотреть на знаменитого преступника. Однажды среди слушателей был даже будущий шведский король Оскар I.



В начале XIX века город облюбовал для отдыха король Оскар II, построивший здесь летнюю резиденцию. Это на долгие годы сделало Марстранд самым престижным курортом Швеции.



Сегодня Марстранд – тихий городок с прибрежными ресторанчиками, хорошо подходящий для спокойного отдыха. Многие приезжают сюда на небольших яхтах. А вот такие теплоходы, как Wilhelm Tham, здесь почти никогда не бывают.





Остаемся ночевать в Марстранде.






17 августа 2017 г.

Рано утром покидаем утренний Марстад, и идем дальше – живописным архипелагом на север.



















Расположенный на острове Черн городок Шерхамн невелик. Как и во многих соседних коммунах, здесь есть порт для маломерных и рыболовных судов, аккуратные деревянные дома… Но в Шерхамне можно найти и кое-что еще.







В 2000 году здесь был открыт Северный музей акварелей, в котором собраны работы современных художников.



Как и почти в любом музее современного искусства, представленные здесь работы заставляют задумываться. Иногда ты даже сам домысливаешь за художника, что он хотел сказать своим произведением.



Например, мир Мартина Якобсона яркий, контрастный, хорошо прорисованный, немного сказочный, и все же кажущийся понятным…



…а рядом – работы, пожалуй, самого известного шведского акварелиста Арне Иссаксона. Здесь надо довериться первому впечатлению. Ты понимаешь, что это, где это и в какую погоду… а все же немного сомневаешься. Вот, например, какая первая ассоциация приходит в голову при взгляде на эту акварель?



Это Исландия с вертолета.

А ниже – работа финской художницы Кати Иммонен. Я уже забыл название этой работы, но, не правда ли, что-то в ней есть?



Музей в Шерхамне понравился мне еще и тем, что здесь нет явного барьера между творцами и зрителями. Каждый посетитель может попробовать свои силы в создании новых акварелей. А рядом – комната рисования для детей.







Продолжаем путь. На прохладной уютной палубе ведутся неспешные разговоры. В круизе много шведов, в том числе из Гетеборга. Удивительно, но даже они, живущие буквально рядом, впервые и с удовольствием открывают для себя эти места.





Сегодня у нас на обед – рыбный стол в шведском стиле. Очень вкусно.



А теплоход между тем подходит к Гуллхолмену, одному из старейших рыболовецких поселений в Бохуслене. Со временем Гуллхолмер разросся до немаленьких, по местным меркам, размеров. В наши город дни привлекает множество путешественников.



Почти все в этом городе связано с морем и моряками. В одном из домов, построенном в 1893 году для капитана Альберта Андерссона и его молодой жены Андриетты, теперь создан музей. Гуляя по комнатам трехэтажного дома, представляешь быт зажиточной семьи того времени. Многочисленные предметы домашнего обихода не свозились в этот музей из разных мест. Они всегда были здесь, просто, прежде чем принимать посетителей, комнаты немного привели в порядок.

















Пока одни гости осматривают дом, другие угощаются свежими устрицами и мидиями.







Прощаемся с добрым Гулхолменом, и продолжаем идти узкими извилистыми проливами. До недавнего времени в этих местах активно добывался гранит. Шведский гранит использовался и в России: при постройке некоторых зданий Петербурга из него делали облицовку (тому пример – дом Зингера на Невском проспекте).









На ночлег заходим в городок Смьоген, славящийся своими купальнями, рыбным базаром и километровым деревянным пирсом, полным кафе и ресторанчиков.



Но стоило нам ошвартоваться – и хлынул сильнейший ливень. Я единственный рискнул выйти на берег, и вскоре понял, что могу спокойно падать в воду – мокрее я все равно уже не стану.






18 августа 2017 г.

Утро третьего дня встречаем в узком канале, называемом Сотеканален. Дело в том, что здесь – одно из немногих мест на западном побережье Швеции, где суда прибрежного плавания не могли спрятаться в проливах архипелага, а были вынуждены идти открытым морем. До 1935 года, когда был построен канал, это приводило к многочисленным кораблекрушениям.

Тридцатые годы были временем кризиса в каменной промышленности, поэтому строительство канала, кроме обеспечения безопасности судоходства, имело и вторую задачу – снижение уровня безработицы в регионе.



Почти все члены экипажа здесь впервые. Они с интересом фотографируют пейзажи и сами фотографируются на их фоне.



После выхода из канала снова начинаются скалы и проливы.







В полной тишине любуемся Гамбургсундом. Городок живописно расположился на обоих берегах узкого пролива, по которому мы идем.





В 10 утра швартуемся в поселке Фьоллбака, где любила отдыхать известная шведская актриса, обладательница трех «Оскаров» Ингрид Бергман. На набережной установлен памятник Ингрид.











Где-то в получасе хода от Фьоллбаки, на одном из небольших островов, можно увидеть домик, в котором актриса любила проводить уединенные дни отдыха.



После обеда прибываем в конечный пункт круиза – Греббестад. Это довольно популярный курортный городок, но знакомиться с ним в этот раз мы не будем: на причале уже стоит автобус, который доставит нас в Гетеборг.



Изначально планировалось, что таких круизов в этому году будет шесть, но желающих набралось только на один. Это не говорит плохо о самом круизе; напротив, в разговорах на палубах и в ресторане теплохода звучало удивление, что такой прекрасный маршрут совершенно неизвестен.

Но, думаю, в продвижении нового круиза есть проблемы. Во-первых, ему не хватает рекламы. Кроме того, компанию, в течение десятилетий организующую круизы только между Стокгольмом и Гетеборгом, просто не воспринимают как организатора какого-то другого маршрута. Играет роль и то, что маленькие исторические теплоходы, работающие на Гета-канале, из-за размеров кают и отсутствия в них санузлов подходят не для всех.

Пока неизвестно, будут ли подобные круизы выполняться в будущем. Я рад, что успел в таком круизе побывать, и при этом надеюсь, что опыт будет продолжен. Этот круиз – интересное путешествие по идиллической Швеции с очень красивой природой, уютными городками и гостеприимными жителями. Я с удовольствием рекомендую его любителям спокойных, и при этом насыщенных множеством нового, круизов.
Потрясающее путешествие. Спасибо!

Картина - грязный снег в конце февраля - марте.
Спасибо! Ну, у меня была такая же ассоциация :)
В каждом кадре - поразительные чистота и аккуратность, как будто всё только что почищено специально для фотосессии. Александр, а как там с качкой?
Качка там очень возможна, но нам повезло с погодой.
(Anonymous)
Как всегда, очень интересно. Спасибо.
Владимир. OVN.
(Anonymous)
Александр, спасибо за рассказ!
Очень интересно!!
Вопрос - а как разрешают такому "возрастному" теплоходу, к тому же эксплуатирующемуся только на внутренних водных путях, выходить. хотя бы ненадолго в море? Я понимаю, что выход - всего "чуть-чуть", но всё же....
Вопрос со смыслом - у нас могут быть аналогичные маршруты - СПб - Выборг, например. Неужели шведы разрешают эпизодические небольшие выходы в море таким судам?
С уважением
Андрей Максимов.
Добрый день, Андрей! Маршрут Стокгольм - Гетеборг проходит через открытый участок моря, так что разрешение у этого судна исторически есть, его никогда не снимали. С Выборгом сложнее, здесь требуется судно класса М-пр Российского Речного Регистра, а повышение класса сейчас сделать практически невозможно.
(Anonymous)
Добрый вечер, Александр Сергеевич! Спасибо за интересный рассказ и прекрасные фотографии. Очень жаль, что у нас так немного стоянок в маленьких городах и поселках. Увы, пока увеличить количество таких стоянок невозможно.
Как я понимаю, этому теплоходу были разрешены переходы по морю только в светлое время суток, так как каждую ночь он где-то стоял. Может быть, хотя бы на таких условиях возможен выход в море (для прибрежного плавания) нашим четырехпалубным кораблям: "немцам" и "чехам"? Понимаю, что вопрос не к Вам, а к контрольно-надзорным органам, но всё же...
С уважением, Алексей Валерьевич.
Добрый день, Алексей Валерьевич!

Ночного ограничения по плаванию в море у этого судна нет. Там две причины ночных стоянок: 1) показать туристам весь маршрут и 2) только один судоводитель (возможно, эта причина вытекает из первой).
По выходу в море российских судов - теоретически повышения класса судна более новой постройки, например 302 проекта, возможно, но с очень большими затратами на переоборудование. Возникает вопрос: куда ходить? Только в Выборг (с высадкой туристов на ночную экскурсию по Петербургу, т. к. под разведенными мостами с пассажирами проход запрещен) и Азовское море: Ейск, Темрюк. Не уверен, что это стоит того.
(Anonymous)
Добрый день!
А с чем связано ограничение на проход с пассажирам под разведенными мостами в Санкт-Петербурге?
Добрый день! Это связано с соображениями безопасности.
(Anonymous)
А какую опасность для пассажиров, с точки зрения судоходных властей, представляет собой разведенный мост? При том, что прогулочные теплоходы свободно проходят под ними.
Спасибо за рассказ и фотографии. Очень интересно.
(Anonymous)
Добрый вечер, Александр Сергеевич! Спасибо за исчерпывающий ответ. Нести большие затраты на переоборудование теплоходов 302-го проекта действительно, наверное, ни к чему ради туров всего к двум портам Азовского моря и в Выборг (тем более, с высадкой пассажиров).
Если можно, последний вопрос. А те два пассажирских теплохода, которые сейчас строятся в Астрахани и Нижнем Новгороде, тоже не будут иметь возможности выхода в моря по своим техническим характеристикам?
В московской прессе они пропагандировались именно как те корабли, которые будут совершать круизы на Азовское, Черное, Балтийское и Каспийское моря. О достоверности таких утверждений, естественно, судить не могу.
У этих судов будет возможность выхода в море.
Только классы различаются. У одного М-ПР (прибрежный) 3.0, у другого М-СП (смешанного плавания) 3.5
То есть у второго есть возможность более дальнего выхода в моря.
(Anonymous)
Спасибо за разъяснения. Алексей Валерьевич.
Очень интересный круиз! Спасибо, что воспользовались возможностью побывать в этом круизе.