На историческом Ту-134 в Калугу

Вчера мы летали на Ту-134 из Москвы в Калугу, а потом обратно. Полеты были организованы проектом Aviator.ru и приурочены к 60-летию запуска первого искусственного спутника земли. Мероприятие получило традиционное название «Полет ради полета» (а недавно, кстати, был «Круиз ради круиза»).



Ту-134 – советский пассажирский самолет, выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год, и массово эксплуатировавшийся на пассажирских линиях до середины 2000-х годов. Сейчас на регулярных пассажирских маршрутах осталась лишь одна такая машина, эксплуатирующаяся в авиакомпании «Алроса» (о полете на ней я писал в прошлом году).

Для полета в Калугу был арендован самолет авиакомпании «Космос» с бортовым номером RA-65726. Регулярных рейсов у этой авиакомпании нет; борта используются для нужд космической отрасли и для выполнения различных чартеров.

У «Космоса» есть свой терминал во Внуково. В нем мы, почти шестьдесят участников полета, собрались в половине седьмого утра.



Быстро регистрируемся, надеваем жилеты, без которых нельзя находиться на летном поле, и выходим из терминала к самолету.



А вот и красавец, который доставит нас в Калугу и обратно. Этот самолет, построенный в 1981 году, всю жизнь работал как служебный борт ракетно-космической корпорации «Энергия», с небольшим перерывом в начале 90-х годов, когда он был передан в аренду авиакомпании «Корсар».



Увидеть сегодня Ту-134 в работе – само по себе редкость, а этот экземпляр – еще и с классической «стеклянной» штурманской кабиной.













Поднимаемся на борт. В передней части – небольшой салон с кожаными креслами.





За ним идет обычный салон, такой, каких я повидал за свою жизнь десятки раз, летая на Ту-134. Но если раньше Ту-134 был обыденностью (а иногда и утомительно-скучной обыденностью, если рейс ночной), то сейчас это экзотика.







Небольшое отличие от обычного салона Ту-134 все-таки есть: вместо двух последних рядом здесь оборудована кухня.





В хвостовой части самолета – багажник. Второй багажник расположен в носовой части, между кабиной пилотов и пассажирским салоном. Такое расположение багажников в Ту-134 отъело немало полезной площади, и снизило вместимость и, соответственно, экономическую эффективность самолета. Причина, по которой конструкторы не смогли разместить багажник под полом пассажирской кабины – недостаточный диаметр фюзеляжа. Исходили из того, что фюзеляжи именно такого диаметра освоены советской промышленностью, и не стали ничего менять.



В салоне хорошо. Очень милые и гостеприимные бортопроводницы создают атмосферу особого авиационного уюта.



Запускаем двигатели, выруливаем. Долго ожидаем разрешения на взлет – в работе только одна полоса, и борты один за одним совершают посадку.



Наконец, взлетели.







После набора высоты энтузиасты разбрелись по салону, чтобы пообщаться и сделать фотографии с разных ракурсов.



Знакомьтесь – мои соседи по полету: пресс-секретарь «Госкорпорации по организации воздушного движения» Николай Ивашов и организаторы «Полета ради полета» Катя Тропова и Сергей Мартиросян:







Не успели мы набрать заданную высоту (она у нас в этом полете всего две с чем-то тысячи метров), как настала пора снижаться. Калуга уже недалеко, а под крылом – река Ока.





Касаемся полосы калужского аэропорта. Полет длился всего двадцать минут. Руление и ожидание разрешения на взлет во Внуково заняло гораздо больше.



Нас встречают энтузиасты с фотоаппаратами. Событие действительно неординарное: это первый Ту-134, прилетевший в Калугу с начала девяностых годов.



Пассажирский аэропорт в Калуге был открыт в 1970 году. В советское время сюда выполнялись полеты из множества городов, в том числе и на Ту-134. В 1990-е годы аэропорт пришел в запустение, а в 2001 году закрылся. Три года назад калужский аэропорт был возрожден. В рамках реконструкции были построены новый аэровокзал и новая стоянка для самолетов.



После выключения двигателей мы поменялись местами с командиром самолета Николаем Юрьевичем Каталовым: он сел на мое место (оно, конечно, было выбрано случайно), ну а желающие пошли знакомиться с кабиной пилотов.





Самое интересное здесь – застекленная штурманская кабина. На рабочее место штурмана людям больших габаритов протиснуться бывает непросто, но вид с этого места уникален – вокруг тебя только небо… ну, еще и штурманский стол, да приборы.









Здание пассажирского терминала, где нас очень приветливо встретили, небольшое. Пассажирских рейсов немного, и выполняются они в основном летом. Круглогодичный рейс пока один – в Санкт-Петербург. Его на самолете Embraer-170 выполняет авиакомпания S7.







На втором этаже висит фотография начала XX века: Калуга, Ока, пристань и небольшой пароход. Когда-то до Калуги можно было добраться по реке. Было бы интересно прийти сюда на теплоходе. Для этого нужны большая весенняя вода и небольшой теплоход.



Почти все отправились на экскурсию в Калугу, музей космонавтики (как-никак, тематика нынешнего «Полета ради полета» – космическая). А мы с небольшой «группой товарищей» поднялись в зал управления воздушным движением, или диспетчерскую. Отсюда происходит управление полетами в нижней зоне в Калужской области и в части Московской и Тульской областей.









Пора возвращаться в Москву. Но сначала мы снова со всех ракурсов фотографируем самолет, а потом – и его экипаж. Очень приятные и гостеприимные люди.









После взлета мы на небольшой (около пятисот метров) высоте прошли рядом с Калугой.





Командир по громкой связи обратил внимание, что мы можем даже видеть музей истории космонавтики. Он действительно виден на этой фотографии в левой части, хотя и прячется.



Снова двадцать минут полета, и вот под крылом уже дома Подмосковья.



Приземляемся во Внуково, подруливаем к терминалу «Космоса», выключаем двигатели.



Николай Юрьевич выходит в салон, благодарит всех за полет и прощается до следующего раза.



Мы еще некоторое время не расходимся: фотографируем самолет, фотографируемся сами, общаемся…







«Полет ради полета» получился очень теплым, душевным. И дело здесь не только в старичке Ту-134, но и в людях, которые готовили это мероприятие, везли нас, встречали и провожали в Калуге. Было очень здорово. Спасибо всем и до новых встреч.

Tags:
Всего 40 минут между прибытием и отправлением самолёта из Питера в Калуге?! Каким бы маленьким ни был этот самолёт: неужели им удаётся выдержать это расписание?
Я, наоборот, удивился, что много времени. 175-й - самолет не маленький, средний, но в последние годы некоторые аэропорты научились очень быстро их обслуживать. 30 минут между рейсами для Боинга-737 или A-320 реальность.
Вроде ж сорок пять минут-час типовое время для оборотных рейсов и побольше размером, типа 737, и ограничены они обычно временем на загрузку-выгрузку багажа, еды и дозаправки ... Тут если дозаправлять не надо, еду не надо, а бОльшая часть багажа в виде ручной клади идет, и единственный рейс аэропорта - должны успеть ...

А полноценную уборку вообще могут не делать, так, мусор собрать да подголовники поменять ...

Ну и время же это не как на жд, когда надо отправиться минута-в-минуту, и продолжительность рейса обычно с запасом ...
Забавно, я по РФ не летаю и «поменять подголовники» звучит необычно. Как в прочем и уборка на оборотном рейсе. Мусор в изиджете и райанэир обычное дело, никто не обращает внимания. Да, еда тоже всегда своя у них, поэтому да, полчаса уже давно должно стать нормой.
Ну у нас они чаще всего одноразовые такие а-ля плотные салфетки на липучках, должны меняться быстро.

Ну изи и райан - они ж лоукосты, у них каждая минута на счету, и, кажется, у них самый большой налет в часах в месяц на каждый борт, даже несмотря на то, что и короткие маршруты ...

А регулярщики таки делают уборку на развороте, если не путаю ... Хотя, может и только в домашних портах, а на развороте только руками кабинного экипажа ...
Последний раз летал на ТУ-134 из Москвы в Сочи в 1994 г. Запомнил же полёт на нём году, кажется в 1980 из Калининграда в Москву. Сидели на 1-м ряду лицом к остальному салону. В иллюминатор хорошо было видно как вибрируют концы крыльев.
Увидеть Мартиросяна у человека из водной отрасли как-то неожиданно ))
Мы в первую очередь увлекающиеся люди. Остальное второстепенно.
Спасибо за ностальгические кадры, особенно кабины)
Я много времени в ней провел, больше только в 737.
Классно!
Не раз задумывался. Вот сейчас мы с такой теплотой и легкой ностальгией вспоминаем уходящие в прошлое старые самолёты. Осуществляются на них "полёт ради полёта", специальные фотосессии и прочее. Будем ли мы также ностальгировать лет через ...дцать, когда будут уходить те самолёты, на которых сегодняшние регулярные полёты являются "обыденностью" или "утомительно-скучной обыденностью". Будет ли например когда-нибудь "полёт ради полёта" на раритетном А-320 или Б-737? :)))))
Тоже об этом задумывался. Думаю - да, и нынешние массовые типы станут объектами ностальгических "Полетов ради полёта". Взять Боинг-727 - что могло быть банальнее в 70-80-е годы (не в СССР, конечно)? А сейчас люди готовы ловить редкую возможность полетать на таком самолёте в Иране. Так что полетаем ностальгически и на 320, и на 737-800, когда пройдёт время. :)
(Anonymous)
Ту-134, помню эти автобусы с крыльями. На взлёте немного весело,потом нормально
На взлёте весело только снаружи из-за грохота двигателей. Внутри никаких необычных ощущений, самолёт как самолёт.
А сколько это стоило с пассажира?

На "Космосе" летает, в частности, ХК "Северсталь".

За фото аэропорта Калуги отдельное спасибо! Если Вы не против, я сделаю с ними пост, со ссылкой на Ваш журнал. S7 - это наше )
17 000 рублей. Конечно, используйте фотографии по своему усмотрению.
Красавец! Снимали его летом в Омске
(Anonymous)
Здравствуйте Александр!Насколько реально организовать круиз на 2019 по высокой воде если не до Калуги то хотя бы до Алексина,там вроде с глубинами получше.Стас
Добрый день, Стас! Для этого нужно арендовать маленькое судно. Наши туда не пройдут.
(Anonymous)
А почему у кэпа 3 полоски на кителе,не порядок
(Anonymous)
Вопрос, связанный с пополнением флотилии. А круизы из Самары и/или Казани не планируются?
На Ту-134 - точно нет. :)
Если про мою работу, то я сейчас не знаю ответа пока.