На старинном поезде и старинном пароходе

Месяц назад мне довелось принять участие в авиационном мероприятии. Мы, его участники, сначала прокатились на старинном поезде, а затем – на старинном пароходе. Почему же тогда это мероприятие авиационное? Расскажу обо всем по порядку.



В 1943 году в воздух впервые поднялся красивый пассажирский самолет Lockheed Constellation или, как его принято называть, Connie («Конни»). Он был способен перевозить до ста человек на расстояние более десяти тысяч километров. В разных модификациях самолет выпускался до 1958 года. Ему принадлежит мировой рекорд продолжительности беспосадочного пассажирского рейса: более 23 часов из Лондона в Сан-Франциско.

В конце шестидесятых годов самолет «сошел со сцены», вытесненный более скоростными, экономичными и технически совершенными собратьями. До наших дней сохранились несколько экземпляров Lockheed Constellation, занимающих почетные места в авиационных музеях. Среди них – один летающий экземпляр, представитель модификации Super Constellation с удлиненным фюзеляжем. Ему и было посвящено мероприятие.


Фото: Последний летающий Connie, фото aceebee

Возможность совершить полет на уникальном самолете предоставляется только членам общества Super Constellation Flyers Association. Полеты выполняются с мая по сентябрь, а в остальное время самолет проходит обслуживание. К сожалению, в этом году из-за механических проблем «Конни» не смог подняться в небо. Самолету требуется дорогостоящий ремонт, средства на который сейчас собирают члены ассоциации.

Мероприятие, о котором пойдет речь ниже, является своего рода благотворительным. Швейцарское общество Steam Train «Pacific 01-202» Association предоставило старинный паровоз 1937 года постройки с пассажирскими вагонами Verein Pacific 1940-50-х годов. Ассоциация друзей старинных пароходов Женевского озера договорилась о внеплановом рейсе флагмана исторической флотилии – парохода La Suisse, построенного в 1910 году. Большая часть средств, вырученных за участие в мероприятии, будет направлена на ремонт самолета «Конни».

Как член общества Super Constellation Flyers Association, да и просто как любитель старинных поездов и пароходов, я не мог пропустить это событие.

Мероприятие стартовало утром 29 октября в швейцарском городе Биль, после чего поезд сделал короткую остановку в городке Лис. Два десятка участников поездки, и я в том числе, ожидали поезд там. Отличить участников мероприятия от пассажиров обычных поездов можно было по радостным лицам, которые еще больше посветлели, когда к платформе прибыл наш старинный состав.





Места в вагонах заранее не распределялись – каждый мог выбрать любое свободное место в любом вагоне, и погрузиться в атмосферу путешествия середины прошлого века. Я выбрал один из вагонов первого класса.



Вагон первого класса делится на две части: в одной, большой части находятся столы с полукреслами, а в другой – три купе с местами для сидения. Подобная планировка используется и во многих современных европейских вагонах.





Отправляемся. Поезд быстро разгоняется. Разрешенная скорость паровоза «Pacific 01-202» – 120 километров в час. Мы уверенно делаем сто. Следующая остановка – Берн. Здесь к нам присоединятся последние участники мероприятия.













Время в пути от Берна до Женевского озера – около часа. Иду знакомиться с поездом.



Соседний вагон первого класса ничем не отличается от нашего.



За ним идет вагон-ресторан, который в этом рейсе используется как обычный пассажирский вагон.



Следующий в составе – вагон-бар, он же вагон-салон.



Далее следует еще один вагон первого класса, а за ним – два вагона второго класса, по планировке напоминающие пригородный электропоезд.













При желании можно открыть вагонное окно, высунуться и сфотографировать голову или хвост состава. Правда, поездка под паровозной тягой имеет свои особенности – в лицо высунувшемуся из окна человеку летит сажа, а первый вагон вообще регулярно обдает паровозным дымом.







Поезд выныривает из очередного тоннеля, и нашим взглядам открывается Женевское озеро. Дальше дорога идет на возвышении вдоль его берега.







Прибываем в Лозанну. Отсюда до причала можно дойти пешком, а можно воспользоваться местным метро. Но сначала надо сфотографировать наш опустевший вагон, а потом осмотреть паровоз.









Построенный восемьдесят лет назад «Pacific 01-202» большую часть жизни работал на железных дорогах Германии. В Швейцарию он попал после завершения службы в 1975 году, и до сих пор бережно поддерживается в рабочем состоянии энтузиастами железных дорог.









Флотилия Женевского озера уникальна. Помимо современного флота, в нее входят восемь старинных пассажирских судов, построенных в период с 1904 по 1927 год. Изначально все восемь судов имели паровую машину, то есть с полным основанием назывались пароходами. Сейчас на трех из них установлены дизельные двигатели, на одном – новая паровая машина с дистанционным управлением из рубки (что является очень редким решением). На остальных четырех пароходах остались оригинальные паровые машины.

Восемь (господи, неужели уже восемь?) лет назад я рассказывал о поездке по Женевскому озеру на пароходе Rhône. Теперь нам предстоит путешествие на флагманском пароходе La Suisse 1910 года постройки. Специально ради нашего рейса ему на неделю продлили навигацию.





Гордость парохода La Suisse – красивый обеденный салон первого класса, расположенный на главной палубе и недавно прошедший бережную реставрацию.





На этой же палубе находится бар.



Как и положено красивым старинным пароходам, на второй этаж ведет широкая лестница. Я не оговорился: здесь уместны именно слова «лестница» и «этаж» вместо «палубы» и «трапа». Ступеньки парадной лестницы украшены металлическими табличками с названием судна.





Второй этаж занимает обеденный салон второго класса. В нашем специальном рейсе «классность» не соблюдалась, и каждый обедал там, где хотел.



Стоя на главной палубе, можно наблюдать за работой оригинальной, 1910 года, паровой машины.





Наш маршрут пролегает от Лозанны до Шильонского замка и обратно «со всеми остановками»: пароход берет попутных пассажиров.



Несмотря на осеннюю погоду, четырехчасовое путешествие на пароходе по Женевскому озеру – это настоящее удовольствие. На борту я встретил людей, с которыми познакомился два года назад в авиационном туре по Северной Корее. Они активно участвуют в работе общества любителей Connie, и их прогнозы по поводу возвращения самолета в небо осторожны: 50 на 50. Я же остаюсь оптимистом.









































После окончания нашего рейса La Suisse отправился на зимовку в затон, расположенный здесь же, в Лозанне. Мы машем пароходу рукой, и снова едем на железнодорожный вокзал Лозанны.







Как же дымят паровозы! Воистину, когда-то железная дорога была царством дыма и пара. А теперь видеть окутанный дымом старинный паровоз среди современных поездов очень необычно. Тем приятнее, что сейчас наш состав поведет именно он.

















Обратно мы следуем другой дорогой и делаем по пути пару остановок. Радостно-возбужденная утренняя обстановка в вагонах сменилась устало-довольной.







Большая часть пассажиров выходит в Биле.





До Лиса остаются немногие. Между тем, наш старинный паровоз базируется именно там, и поэтому неприметный швейцарский городок Лис выбран конечным пунктом нашего путешествия.





До чего хорошо, что на планете есть энтузиасты, сохраняющие старинные пароходы, самолеты, поезда… Они делают мир еще лучше.

А красивому самолету Super Constellation – скорейшего возвращения в небо!
Увы только не в России. У нас ни чего не ценят и не жалеют. Володарский, Спартак? Сожжены, распилены. Страна варваров. Лишь бы карманы набить и откат по больше получить, а там все огнем гори.
Не все плохо и в России. Есть очень хорошие музеи железнодорожной техники, где старинные паровозы и вагоны бережно восстановлены. Есть действующий пароход "Гоголь" на Северной Двине. Есть восстановленные экземпляры городского транспорта прошлого века.
Согласен с вами Александр Сергеевич, и ИЛ 14 ребята восстановили, и на Двине есть пароход, и в Красноярске, «Красноярский рабочий» есть, но для такой Великой реки, как Волга, нет ни чего подобного. Все растащили, сгноили в затонских ковшах, порезали на металл. А ведь история ого го го!!! И денег у пароходства думаю достаточно, что бы восстановить что нибудь, сделать музей, что бы люди могли видеть историю. Я встречал людей, для которых было открытие что на реке можно отдыхать!! Они про круизы не слышали даже! Хотя живут на Волге!
Видите ли, у нас нет недостатка в виртуальных ценителях старого флота в интернете. На какой форум не зайдешь - повсюду можно найти подобные сетования. Однако, в реальной жизни их мало, ну просто очень мало. Пару лет назад пиарили "Максима Горького" (1934, Кр.Сормово), аутентичные интерьеры, прекрасное состояние. Прогулки 3 часа от СРВ по Каналу - 500 рублей. Из всех утюгов рекламировали. И на форумах этих писали, ВК, ЖЖ, пара FM радиостанций по Москве. На TV не совались, рекламный бюджет у судоходных компаний, извините, с зубными пастами не сравнить. Хотя на "Москве-24" короткая ротация была. Делал он с десяток-полтора рейсов за сезон, каждый рекламировали отдельно. И что? Энтузиасты флота, которые рубахи на груди рвут в интернете, выстроились в очередь? Никто из "виртуальных_писателей_любителей_старины", еще раз извините, попу от дивана не оторвал, чтобы съездить час на метро до СРВ и хотя-бы посмотреть на исторический 80-летний теплоход. А вместо этого предавались любимому делу - нытью "как все плохо, ничего старого не осталось, все разрушили и разворовали". Итог: теплоход не вышел даже на нулевую рентабельность и судьба его туманна. Скорее всего будет стоечным.
Значит, настоящих любителей, которые, как Александр Сергеевич готовы в Швейцарию сорваться, в стране единицы. Зато помитинговать в инете любителей хоть отбавляй.
Андрей, добрый вечер. Я совсем о другом пишу. Вы говорите что мало людей воспользовались данным предложением, возможно, но я говорю совершенно об ином. Например о Советском Союзе, который в затоне на Каме... История? Однозначно историческое и знаковое судно для речников. Но увы его даже как стоечное судно не делают, в итоге порежут и все. И таких примеров масса. Я не говорю что энтузиасты должны полностью восстанавливать все, засучив рукава, я говорю о наследии! Понятно что восстановить мопед, гораздо проще чем пароход (рекомендую канал Кузница тест драйва на Ютьюбе), это наше наследие, как музей авиации в Ульяновске, как музей танков в Кубинке! Скажите, почему нельзя сделать музей речного флота? Начиная с буксиров типа РБТ, и заканчивая Блюхером! Так же и с пассажирским флотом! Это уникальный музей был бы! Но у нас выделяют гранты на фильмы не о чем... Эта тема не интересна Государству, она не модна что ли... вот я о чем.
Государственные гранты - тема отдельная. Там тоже не так все просто.
А я о другом. Я о том, имеют ли виртуальные "энтузиасты" моральное право валить все на государство, если сами способны только кнопки на компьютере нажимать?
Ведь когда того же "Горького" окончательно поставят на прикол, ОБЯЗАТЕЛЬНО кто-то выступит: "злые коммерсанты и эффективные менеджеры погубили теплоход, а ведь мог бы еще ходить". А ничего так, что никому, кроме "злых коммерсантов" он оказался не нужен? Ни государству, ни "энтузиастам". А у коммерсантов кошельки тоже не бездонные. В конце концов, если придется выбирать из двух - строить новый флот, глубоко модернизировать существующий и двигаться вперед ИЛИ любой ценой сохранять исторический музейный экспонат, то придется выбрать... Увы, но выбор очевиден.
Для судна-музея требуется не грант, а постоянное финансирование, поскольку фактически это судно в эксплуатации со всеми вытекающими последствиями.
А какой вклад внесли речники, воевавшие в ВОВ, в Сталинградской битве! И что мы имеем, Гаситель, Ласточка и БК в Волгограде? Почему нельзя вынести это на уровень Москвы, создать памятник музей? Я думаю что флот и его история, сейчас не модна на уровне Государства. Хоккей, другое дело, ВВ играет же, вот вам и дотации туда, и развитие. Я считаю что это отлично, но извините, историю забывать нельзя...
Александр, да есть и музеи железнодорожного транспорта. Вот хотя бы на Рижском вокзале в Москве, вроде неплохая коллекция, но..... Более половины стоящих там вагонов, локомотивов, вспомогательных средств находится в довольно запущенном состоянии, т.е в том виде, как они туда прибыли. Это касается не только вагонов иэлектровозов 50-70 годов, но и таких составов, точнее полусоставов (ибо от них всего от 2-х до 4-х мотор-вагонных секций всего в музее) ЭР-200, например, или так и не пошедший в серию (из-за недоработки в аэродинамике) скоростной поезд "Сокол". Вид у них если и не убитый, то какой-то уж очень пошарпанный. Не знаю, как обстоят дела в Санкт-Петербургском музее на Варшавском вокзале, но на Рижском в Москве чувства этот музей рождает противоречивые. А то, что ТУ-154 на ВДНХ разгромили на виду у всех ковшом экскаватора, может конечно не самый редкий экземпляр самолета, но на ВДНХ ему было ведь самое место. Так что очень не все так далеко однозначно, в деле сохранения образцов старой техники. Да, при том, что в России нет ни одного музея береговой радиостанции, а вот в США есть, в Германии есть. При том, что в США музей вообще действующий, с антенными полями, работающими приемниками и передатчиками, с коллективной радиостанцией и мемориальными мероприятиями такими как "Ночь ночей" (в день, когда в эфире прозвучала последняя коммерческая телеграфная радиопередача). Вот сайт этой мемориальной радиостанции-музея "KPH" (если вдруг судьба занесет тебя в США, то обязательно постарайся посетить этот музей, нам всем было бы интересно потом почитать твой отчет с фотографиями): http://radiomarine.org/
Спасибо! Мне очень понравилось)
Большое спасибо за чудесное путешествие !