В Австралии есть два дальнобойных поезда. Первый из них, маршрут которого показан на карте красным цветом, называется Indian Pacific. О поездке на нем я рассказывал в прошлый раз. Второй поезд, с «желтым» маршрутом, называется The Ghan.
Откуда появилось такое название, The Ghan? В позапрошлом столетии большую помощь в освоении центра Австралии оказали погонщики афганских верблюдов. Поэтому когда в 1929 году была построена железнодорожная линия из Порта Августа в Алис-Спрингс, поезд, соединивший эти города, назвали «Афганский экспресс». В разговорной речи название сократилось до Afghan, а потом и до Ghan. И это слово, Ghan, так прижилось, что было решено присовить такое название поезду официально.
В течение семидесяти пяти лет «Ган» курсировал между Аделаидой и Алис-Спрингс, пока в 2004 году линия железной дороги наконец не была продлена на север до Дарвина. Теперь поезд пересекает всю страну с севера на юг, и является одной из визитной карточек Австралии.
The Ghan ходит раз в неделю, круглогодично, с перерывом на самое жаркое время с середины декабря до середины января. Ну, поехали!..
17 января 2018 г.
На железнодорожном вокзале Дарвина царит легкое оживление. Идет посадка на первый после месячного перерыва поезд на Алис-Спрингс и Аделаиду – знаменитый The Ghan. Люди фотографируются на фоне локомотива. Над поездом летают дроны. В составе сорок два вагона, а его длина составляет целый километр. Поэтому пассажиров развозят вдоль платформы на автобусе.
Вагоны «Гана» такие же, как и в поезде Indian Pacific. Большая часть купе – двухместные двухъярусные с душем и туалетом.
10.00 – поехали. Пока «красным центром» и не пахнет. Здесь, на севере Австралии, жаркие тропики.
На каждые три-четыре вагона приходится свой вагон-салон с баром и вагон-ресторан. Поезд как бы разделен на несколько секций, в каждой из которых работает своя бригада во главе с менеджером ресторана. Этот человек отвечает не только за ресторан, а и за всю остальную деятельность своих подопечных – от уборки купе до записи на экскурсии.
Каково было мое удивление, когда менеджером ресторана в нашей «группе вагонов» оказалась Розалин, с которой мы две недели назад встретились в поезде Indian Pacific! Не меньше меня новой встрече удивилась и Розалин. Вообще люди, работающие в дальнобойных австралийских поездах, всегда выполняют свою работу с полной отдачей. Но даже на их фоне Розалин – это фантастика. Она знает всех пассажиров своих вагонов по имени, умеет предугадать желание каждого и найти для каждого свою добрую шутку. Такому нельзя научиться; это врожденный и очень незаурядный талант.
Трехразовое питание в ресторане, как и алкогольные и безалкогольные напитки, включены в стоимость билета. Еда очень вкусная, хотя для иностранца порой экзотическая. В прошлый раз мы ели верблюжатину, а в этот раз нам подавали кенгурятину и котлеты из крокодила. Для австралийцев эти блюда довольно обычны, и – да, кенгурятину в этой стране едят, как у нас свинину, и не переживают по этому поводу.
Первая остановка – Кэтрин. Экскурсии в этом городке, как и в Алис-Спрингс, включены в билет. Самая популярная экскурсия – круиз по почти горной речке Кэтрин. А самая необычная экскурсия, предоставляемая за доплату, – полет над этой речкой и окрестностями на самолете.
Я выбираю самолет. И вот мы летим на четырехместной «Цессне» с пилотом Джошем над рекой Кэтрин, а по ней идут прогулочные теплоходы с моими железнодорожными попутчиками.
Места здесь красивые – водопады, пороги, ущелья… Есть и пересохшие реки. Находиться в сорокаградусную жару на земле довольно тяжело, а вот смотреть на эту красоту с самолета – самое то.
Летим на север, над национальными парками Нитмилек и Какаду, преодолевая почти половину пути до Дарвина, откуда мы отправились сегодня утром.
Впереди стена дождя. Что ж, говорит Джош, почему бы не помыть самолет.
В общем, было чудесно, а полтора часа полета пролетели очень быстро. Я уже давно задумываюсь о получении пилотского свидетельства, чтобы летать куда мне вздумается… Если я это сделаю, то обязательно отправлюсь за штурвалом «Цессны» в кругосветный перелет.
А в поезде – вечер, ужин, бар и приятные собеседники. В таких поездах быстро сходишься с разными интересными людьми из разных уголков мира. В этот раз у нас даже образовалась своя дружная компания, в которой были представлены Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Россия.
18 января 2018 г.
Утро. Подъезжаем к Алис-Спрингс.
Алис-Спрингс – город с населением 25 тысяч человек, расположенный практически в самом центре Австралии. Начинался он в XIX веке как маленький поселок при телеграфной станции в центре караванного пути. Здесь очень жарко и сухо, и, казалось бы, нет никаких условий для жизни. Но поблизости есть непересыхающий родник, когда-то и ставший причиной выбора этого места для создания поселения.
До 2004 года станция Алис-Спрингс была конечной. Поезда приходили сюда с юга, из Аделаиды.
В Алис-Спрингс можно выбрать экскурсию по городу или даже поход по природе, но я снова выбрал полет. Мы полетим над окрестностями Алис-Спрингс. В аэропорту этого удаленного от мира места обнаружился прибывший сюда на хранение Боинг-777 обанкротившийся компании «Вим-авиа».
Снова четырехместная «Цессна», на которой мы с пилотом Ревом полетим над пустынным центром Австралии.
Пролетая над Алис-Спрингс, любуемся на наш длинный-предлинный поезд. Попробуйте найти его на фотографии:
Впереди – степной пожар. Подлетаем к нему совсем близко, и негерметичная кабина «Цессны» заполняется запахом гари.
Полуторачасовой полет проходит над пустынными, безжизненными, но все же красивыми местами: холмами, ущельями и древними пересохшими реками. Это и есть центр Австралии, два столетия назад казавшийся практически недостижимым и непригодным для жизни.
Возвращаемся в поезд. Вторая часть пути, от Алис-Спрингс до Аделаиды – это исторический маршрут «Гана». На вечер запланирована еще одна остановка – в Мангури, для прогулки под звездами по пустынной степи.
Уже в черте города начинаются довольно красивые скалы. Иногда поезд «пролезает» в узкие ущелья.
Мы обедаем, проводим время за интересными разговорами, любуемся на красивую степь-пустыню. Коктейли Black Russian и White Russian содержат водку, и все хотят выпить со мной этот напиток (а когда еще выпьешь водки с русским?). Водки в коктейле немного. Попутчики говорят, что видели в окно поезда собаку динго.
Реки здесь уникальные: они древнейшие в мире, и… совсем без воды.
Проезжаем шутливый памятник «Железный человек», установленный в 1980 году строителями дороги в честь укладки миллионной шпалы. Почему в 1980-м, если дорога была построена в 1929-м? Дело в том, что спустя полвека после открытия старую дорогу разобрали и построили новую, с другой шириной колеи и проходящую в стороне от старой.
Останавливаемся на разъезде. Дело это здесь обычное – вся дорога однопутная, и иногда приходится останавливаться и ожидать встречных поездов. Но эта стоянка затягивается надолго: из-за поломки локомотива встречный грузовой поезд идет с малой скоростью. И в течение двух часов мы наблюдаем вот такую картинку с одной стороны…
… и такую с другой:
Из-за опоздания стоянка в Мангури отменена.
19 января 2018 г.
Следуем южными степями в сторону Аделаиды. Эти места я совсем недавно проезжал на поезде Indian Pacific.
Короткая по плану остановка в Порт Августа растянулась на час с лишним – сломался один из двух тепловозов «Гана». В ожидании нового локомотива стоим на запасных путях местной станции.
Наконец, новый тепловоз на месте, и мы продолжаем путь. Опоздание составляет три часа. Для кого-то задержка в пути очень нежелательна из-за билетов на самолет, но для большинства пассажиров это просто дополнительные приятные часы в поезде.
Вместо часа дня прибытие в Аделаиду намечено на четыре, и нас кормят импровизированным вкусным обедом, после которого у нас остается часок для общения в баре.
Несмотря на опоздание, время пролетело мгновенно, и вот мы уже подъезжаем к Аделаиде. Здесь сорок два градуса по Цельсию!
Перед Аделаидой наш состав расцепляют на два – платформы не рассчитаны на сорок два вагона, и The Ghan прибывает в конечный пункт на соседние пути в виде двух поездов.
Это было необычно, интересно и незабываемо. Рад, что совершил такое путешествие.