Мы начали навигацию

Апрель – самый напряженный месяц в жизни круизных компаний: флот готовится к работе. Некоторые мои коллеги буквально переехали в поселок Память Парижской коммуны, где зимует наш флот, которого как-то незаметно стало аж девять единиц. Так же незаметно настал день начала навигации.



Наши теплоходы обычно выходят из затона вечером накануне первого рейса. Переход до нижегородского рейда занимает три часа. Наводится последний блеск, и к семи утра, а иногда раньше, теплоход встает к причалу Нижнего Новгорода под посадку туристов. В 9.00 начинается круиз. Почему теплоходы отправляются из Нижнего Новгорода вверх по Волге в девять утра? Это связано с графиком работы Нижегородской ГЭС. Отправишься позже или раньше – и не пройдешь некоторые участки из-за малых глубин.

У меня же открытие навигации началось на теплоходе «Лебединое озеро». Начало навигации «Озера» – 18 мая, но теплоход готовится к ней заранее. 24 апреля теплоход вышел на ходовые испытания.


В рубке теплохода «Лебединого озера» во время начала маневров

Пока «Лебединое озеро» поднимал якоря и отдавал швартовы, «Дмитрий Фурманов» уже делал оборот для выхода из затона.



За ним пошли и мы, мимо готовящегося к выходу «Александра Бенуа» и заканчивающего подготовку к навигации теплохода «Две столицы».





На дальний счал временно были поставлены «Карл Маркс» и «Лунная соната». «Соната» ожидала второго подъема в док для монтажа валов, винтов и рулей, а «Маркс» вернулся с ходовых испытаний и прислонился к «Сонате», чтобы не мешать бывшим соседям по счалу, «Озеру» и «Фурманову», выходить из затона.





Во время ходовых испытаний «Лебединого озера» проверялись разные механизмы, спускался на воду мотобот, запускалось подруливающее устройство и делались разные другие важные для нормального функционирования судна операции. Когда программа испытаний была закончена, мы с коллегами перешли на поджидавший нас на рейде «Фурманов», а «Лебединое озеро», пока не стемнело, поспешил обратно в затон.





Наутро «Фурманов» и «Бенуа» приняли первых туристов навигации, и в торжественной обстановке отправились первыми рейсами в Москву.





На глазах преображается знаменитая Стрелка – место впадения Оки в Волгу. Демонтированы портовые конструкции, заканчивается строительство стадиона.



Удивительным образом на бывшей территории порта сохранились две ажурных конструкции. Это павильоны Нижегородской выставки 1896 года. До недавнего времени они находились внутри ограждающих конструкций, и мало кто догадывался, какая красота находится за стенами обыкновенных пакгаузов. Эта местность скоро будет благоустроена, а рядом напрашивается причал для круизных судов.



До Городецких шлюзов добежали быстро. Вызывала некоторую обеспокоенность ледовая обстановка на Горьковском водохранилище: несколько предыдущих дней были холодными, с минусовыми температурами по ночам. Но опасения оказались напрасными: поджидавшее нас на выходе в водохранилище ледяное поле оказалось тонким, рыхлым и тянулось всего на километр. В этом на глазах разрушающемся поле была уже «протоптана» тропинка, которую наш «Фурманов» сильно расширил. Следующий за нами «Бенуа» шел уже фактически по чистой воде.



Наутро прибыли в Кострому. Апрель, а уже введены в работу два пассажирских причала Костромского порта, так что наши два теплохода свободно расположились на обоих. Чуть ниже по течению, ближе к мосту, строится третий причал. Он будет принадлежать компании «Конт». С вводом этого причала заходы в Кострому можно будет делать не до середины октября, как сейчас, а до самого окончания навигации в ноябре.



К традиционному символу Костромы, Снегурочке, в этом году добавилась корова, встретившая нас на набережной. Корова выбрана не случайно: Кострома – сырный край, а рядом с причалом недавно открылся музей сыра.



Музей интересный, побывайте – не пожалеете. Директор музея Сергей Ступаков и его коллектив – большие энтузиасты своего дела. О сырах в музее рассказано увлекательно и местами интерактивно, а сами сыры можно продегустировать и купить.







Переход до Ярославля, как и обычно, занял четыре с половиной часа.







В Ярославле, пока туристы находились на экскурсии, «Фурманов» и «Бенуа» по очереди уходили на рейд для бункеровки топливом. Кстати, Ярославль – место, где бункеруется большая часть пассажирского флота. Пока непонятно по какой причине, но цены на судовое дизельное топливо в эти дни резко выросли. Если речь идет не о сиюминутной спекуляции производителей, а просто о росте цен, то речную отрасль ждут непростые времена.





Все предыдущие дни мы следили за ледовой обстановкой на Рыбинском водохранилище: изучали прогнозы погоды и спутниковые снимки. Сначала обстановка была сложной: сказались холодные дни с морозными ночами, но за несколько дней до начала навигации поля начали разрушаться. 25 апреля, точно в соответствии с прогнозом, задул идеальный для сгона льда с судового хода юго-восточный ветер. Особых сомнений, что лед уйдет до момента прохода наших судов, у нас не было.

В течение всего дня 27 апреля движение судов осуществлялось по утренней сводке, не очень благоприятной, но обнадеживающей: лед все еще оставался на судовом ходу, но его стало гораздо меньше. Проход через водохранилище «Фурманова» с его ледовым классом уже не вызывал никаких сомнений, за исключением одного: разрешат ли судну двигаться в темное время суток. С «Бенуа» было сложнее: судно могло выйти в водохранилище только после освобождения судового хода ото льда. Лед уходил: теплоходы, прошедшие вечером того дня через Рыбинку, это подтвердили.

В половине второго ночи, прошлюзовавшись в Рыбинском шлюзе, в водохранилище вышел «Дмитрий Фурманов». Сводка о наличие льда на судовом ходу продолжала действовать, поэтому выход был разрешен на усмотрение капитана. Несмотря на сводку, теплоход прошел водохранилище уже почти по чистой воде.

«Александр Бенуа» подошел к шлюзу около четырех часов утра. Видя динамику ухода льда, мы рассчитывали, что в ближайшие часы или даже минуты ледовая обстановка будет снята, и теплоходу дадут разрешение на переход. «Бенуа» в ожидании разрешения стоял на рейде в Переборах, а ветер уже сменился на противоположный… Для того, чтобы убедиться, что лед ушел, по трассе прошел путейский катер, после долгого ожидания сообщивший, что лед снова на судовом ходу. Снятие ледовой обстановки откладывалось. «Бенуа» вернулся в Ярославль. В Ярославле ему придется начать и следующий рейс.

Ледовую обстановку сняли в тот же день в 15.00, но идти в Москву было уже поздно: теплоход не успевал к началу следующего рейса.

«Фурманов» же утром был, в соответствии с расписанием, в Угличе. Он стал первым круизным теплоходом, зашедшим в Углич в навигацию 2018 года (как, впрочем, и в Кострому и Ярославль).



-----------------

27 апреля стал трудным днем для многих служб компании: сбой в расписании – это сбой отлаженного механизма обслуживания судна и пассажиров. Пришлось перенаправить снабжение судна продуктами и материалами из Москвы в Ярославль. Но главное – туристы. Было разработано и согласовано новое расписание следующего круиза. Несмотря на автобусный переезд в Ярославль, его удалось сделать очень неплохим. Во-первых, получилось сохранить все планировавшиеся стоянки: Углич, Мышкин, Коприно, Ярославль и Кострому. К ним добавился Плес, и еще одна экскурсия в Ярославле: на выбор в Толгу или Ростов Великий.

Всем туристам предстоящего круиза предложили по желанию полный возврат средств или переоформление путевки на другой круиз. Но, за исключением нескольких человек, отказов от круиза не было. Я думаю (я надеюсь), что путешественники не пожалеют о своем решении: маршрут получился интересный.

Вот такое получилось у нас начало навигации. Не скрою, оно оказалось непростым, но бывает и так. Чтобы исключить риск повторения подобной ситуации (ведь поздняя весна может случиться и в будущем), мы будем начинать навигацию только судами, имеющими ледовый класс, благо теперь у нас их три. Это четырехпалубные теплоходы 302 проекта. Трехпалубные суда будут выходить позднее, начиная с 30 апреля.

Возвращаясь к разворачивающейся навигации: 28 апреля из затона выйдет теплоход «Солнечный город», 29-го – «Некрасов», 30-го – «Чапаев», и так далее… А во второй половине мая у нас начнется второе открытие навигации: на 17 мая запланирован выход из затона теплохода «Лебединое озеро», а 25 мая – «Лунной сонаты». Они отправятся в свои первые круизы по рекам России.

Всех речных туристов и коллег по отрасли поздравляю с открытием навигации!
С началом вас! И пусть эта неудача станет последней! Не обращайте внимания на недоброжелателей, уже пишущих, что ИФ опять "обо...ся". Кто не делает ничего, тот и не ошибается.
(Anonymous)
День добрый!
Пирогов то тем не менее как-то прошел.
Но меня больше интересует предстоящий круиз на СГ с 29. В Москве будет не так много времени до поезда задержки будут нежелательны.
С уважением, Игорь
Добрый день, Игорь! Прошёл в 15.00, когда были сняты ограничения, связанные с ледовой обстановкой. Об этом я написал.
Поскольку ограничение снято, нет причин волноваться за другие круизы. Хорошего Вам путешествия!
(Anonymous)
Александр, спасибо за ответ. Небольшое пожелание, на будущее. В тех рейсах, где есть достаточные основания предполагать форс-мажор, информировать об этом туристов с предложением возврата или переоформления. Мне кажется, так будет более честно.
Удачной навигации!
С Уважением, Игорь.
Игорь, мы, в первую очередь, постараемся снизить риски форс-мажора. Над Вашим предложением подумаем.
Спасибо огромное за репортаж. Замечательные фотографии. Эмоции переполняют. Уже и деньки считаем до круиза. Все в предвкушении нового, неизвестного и волнующего.
Очень порадовала любимая Кострома. Музей Сыра. И где-то в амбаре заховались мыши в Мышкине. Готовят набег на сыр, наверное!
Не иначе :)) Спасибо, Галина! Интересного круиза!
О, Галина, на мысль натолкнули! Буду в июле с Пироговым в Костроме, надо будет сыру припасти для последующего захода в Мышкин, мышей покормить))))))))))))))
Интересно... как всегда, впрочем.
Фото из затона - бальзам на израненную долгой зимой душу.
Эх! Сразу вспомнился "ледовый рейс" "Карла Маркса" весной 2009. Тогда ведь практически так же получилось тогда...
Славный был рейс! Тогда ледовая обстановка была тяжелее нынешней.
Да, хорошо помню, что после того года подобные рейсы официально запретили. И был удивлён, увидев фотографии выхода теплоходов в Горьковское водохранилище в этом году - но выяснилось, что всё не настолько серьёзно нынче.
(Anonymous)
По поводу ажурных конструкций на Стрелке.
Когда осматривали пакгаузы для разборки, присутствовали местные краеведы. Увидев эту красоту, они подняли такой шум, что мэрия НиНо выпустила специальное распоряжение о запрете демонтажа. В результате кирпичные "коробки" снесли, а эти два каркаса оставили. Что делать дальше с ними, пока не решили.
Но в принципе, такой подход мне нравиться.
Добрый день, Андрей! Где-то видел эскизный проект реконструкции Стрелки, где эти конструкции органично вписаны в общественное пространство в качестве павильонов.
(Anonymous)
Не представился - Андрей Максимов
Удачной навигации! Пусть это будет последняя неприятность, и все последующие рейсы станут счастливыми!
Поздравляю со стартом навигации. Был на первом дне открытых дверей на "Фурманове". Забыл спросить на месте. Спрошу здесь. В этом году у Инфофлота каталога не будет? На борту "Фурманова" каталогов почему то не было.
Спасибо большое! Каталог сейчас есть, на теплоходах и в офисах. Возможно, его не успели подготовить к тому моменту.