В Великий Устюг на Як-40, и немного речной темы

На днях я второй раз в жизни побывал в Великом Устюге. Первый раз я был на родине Деда Мороза десять лет назад, зимой, в командировке, а добирались мы туда с коллегами через аэропорт соседнего Котласа. Теперь же можно прилететь на самолете прямо в Великий Устюг.



Рейс в Великий Устюг выполняется из Череповца на последнем оставшемся Як-40 авиакомпании «Северсталь», основу парка которой теперь составляют более современные CRJ-200. За Як-40 с бортовым номером RA-88188, построенным в 1976 году, закреплен единственный рейс в Великий Устюг, который выполняется три раза в неделю: CRJ-200 не могут туда летать из-за короткой полосы.

Як-40 – советский реактивный самолет для линий малой протяженности. Из достоинств – тяговооруженность (самолет может взлетать с высокогорных аэропортов даже в жару), неприхотливость к длине и качеству взлетно-посадочной полосы. Недостаток – высокий расход топлива. По этой причине почти все Як-40 уже выведены из работы. Одна из таких машин, трудившихся в авиакомпании «Северсталь», установлена на вечную стоянку рядом с аэропортом в Череповце.



Авиаэнтузиасты со всего мира специально приезжают в Россию, чтобы прокатиться на Як-40. Правда, этот самолет – редкость уже и в России, но, тем не менее, здесь пока еще можно просто взять билет и полететь на Як-40 регулярным рейсом. Обычно энтузиасты выбирают полет из Москвы в Вологду, а вот о рейсе Череповец – Великий Устюг знают немногие.

Пора в полет. Нас сегодня всего восемь пассажиров (вместимость Як-40 – 30 человек). Мы идем садиться в самолет.



Посадка производится через откидной хвостовой трап. Дежурная по аэропорту поднимается по нему и стучит в дверь: «Пассажиры уже здесь».



Изнутри открывают. Проходим в салон и свободно в нем рассаживаемся.





Короткий инструктаж по безопасности, и вот мы уже выруливаем на полосу.



Разбег, медленный отрыв и плавный набор высоты. Под крылом остается череповецкий аэропорт. На ближайший час – только бескрайние просторы Вологодчины, большую часть времени скрытые под облаками.











Самолет летит плавно, в салоне не шумно. Клонит в сон.



Принесли водичку и лимонад. Вот он, нехитрый самолетный уют:





А там уже и снижение. Под крылом – извилистая Сухона, по которой когда-то ходило множество судов, в том числе и пассажирских…





Ледоход уже прошел, но берегам еще много битого льда.







Какая красота! Зимой эти места тоже хороши, хотя местный холодный климат – не для всех.



Мягко касаемся бетонки аэропорта Великий Устюг. Полоса здесь немногим больше километра длиной, но в будущем планируется ее удлинить. Тогда сюда смогут летать другие самолеты. Однако же я рад, что пока есть работа и для малыша Як-40.





Заруливаем на стоянку, выключаем двигатели. Полет окончен. Кстати, грузчиков в местном аэропорту нет. Кто прилетел с багажом, берет и несет его сам.





Заглянем в здание аэровокзала. Оно совсем небольшое, хотя для трех рейсов в неделю – в самый раз. Стены украшены традиционными для небольших аэропортов советского времени панно.



Регистрация билетов производится через окошечко, больше похожее на кассу. Номера мест вписываются в посадочный талон вручную.





На этом вроде бы и все. Но хочу обратить внимание на сам город: он стоит посещения, и не только зимой, когда в Великий Устюг в гости к Деду Морозу приезжают со всей страны. Сейчас весна, и в Великом Устюге очень хорошо. Небольшой тихий центр города полон интересных купеческих построек и древних церквей.











А еще Великий Устюг – город речной. Он стоит на левом берегу Сухоны, и в старые времена пароход был главным способом сюда добраться. Пароходы ходили из Вологды и Архангельска. И сегодня Великий Устюг мог быть украшением речных круизных маршрутов. Если бы не обмелевшая Сухона… Если бы не габариты Северо-Двинского канала, соединяющего Сухону и Шексну…





Еще недавно сюда периодически заходил однопалубный теплоход «Яковлев», выполнявший круизы из Вологды по большой воде. Но сейчас за нерентабельностью эти круизы прекращены. Да и судов, которые бы могли сюда ходить, тоже уже почти не осталось.



А представить: теплоход подходит сверху к Великому Устюгу… Путешественники на палубе с фотоаппаратами… Кто-то спешно пишет в телефон сообщение: «Подходим к Великому Устюгу, идем на экскурсию, вечером напишу».

А подходить сюда надо во второй половине дня. Если бы я делал такие круизы, мы бы всегда приходили в Великий Устюг после полудня. Потому что в это время солнце красиво освещает город с воды.

В общем, помечтали…



Недалеко от центра сохранилось здание речного вокзала. Правда, оно находится на реконструкции, и вряд ли будет использоваться по прежнему назначению.



Рядом с вокзалом – место, где стоял пассажирский понтон. Сейчас здесь просто ступеньки, спускающиеся к воде.



А неподалеку находится Великоустюгское речное училище имени Зосимы Шашкова. Место это в речной отрасли известное. Выпускники и курсанты училища работают на многих реках страны, в том числе и на теплоходах нашей компании.



Вот так бывает – начал с авиации, закончил рекой. Но думаю, что каждый любитель речных круизов, побывав в Великом Устюге, испытает сожаление по поводу того, что сюда нельзя прибыть на теплоходе. Но кто знает, может быть когда-то это снова станет возможным?
Tags:
Север, красота...
А ходить надо до Солевычегодска - там тоже красота...
Быстрее бы уже "Инфофлот" прикупил 331 пр. или его аналог...
Re: Север, красота...
Там все придётся полностью переделывать...
мне так казалось, что на Як-40 было 3 ряда кресел, а не 4.
Так было в первом варианте компоновки салона, потом от неё отказались в пользу 2+2.
Говорят, Северсталь планируем брать 6 Суперджетов.
Молодцы, если есть столько пассажиров на Суперджеты. Правда, ни разу не видел, чтобы их CRJ-200 летали заполненными, но возможно попадал не на те рейсы.
Им, видимо, надо менять CRJ, а тут такое предложение...
Вероятно, так. Глеб, спасибо за интересный журнал!
(Anonymous)
Александр, спасибо очень интересно.
Только маленькая опечатка - правильно - Великоустюгское училище
Лепота, на як-40 вроде не летал, на 42 было дело
Хорош малыш )
А почему бы вам не открыть такое? может предложите кому?
Для круизной работы на Сухоне нужен теплоход с уникальным сочетанием характеристик. С одной стороны, небольшие габариты, малая осадка (в идеале 80-90 см), а с другой стороны - вместимость хотя бы 50 человек при достаточном уровне комфорта. Это либо глубокая модернизация одного из немногих оставшихся теплоходов 331 проекта, либо строительство нового судна. То есть сходу запустить такие круизы не получится. Причём надо сразу искать теплоходу резервный регион работы, так как в некоторые годы Сухона становится практически несудоходной. Вот из-за этих сложностей никто пока не берётся.
На таком полетать не довелось, а городок симпатичный!
сколько стоит билет и как его можно приобрести?
Спасибо за интересный рассказ. А как с возможностью пофотогафировать в аэропорту Устюга, не гоняют?
Если не привлекать внимание, то и они особо не смотрят.