asosnin (asosnin) wrote,
asosnin
asosnin

Categories:

В Великий Устюг на Як-40, и немного речной темы

На днях я второй раз в жизни побывал в Великом Устюге. Первый раз я был на родине Деда Мороза десять лет назад, зимой, в командировке, а добирались мы туда с коллегами через аэропорт соседнего Котласа. Теперь же можно прилететь на самолете прямо в Великий Устюг.



Рейс в Великий Устюг выполняется из Череповца на последнем оставшемся Як-40 авиакомпании «Северсталь», основу парка которой теперь составляют более современные CRJ-200. За Як-40 с бортовым номером RA-88188, построенным в 1976 году, закреплен единственный рейс в Великий Устюг, который выполняется три раза в неделю: CRJ-200 не могут туда летать из-за короткой полосы.

Як-40 – советский реактивный самолет для линий малой протяженности. Из достоинств – тяговооруженность (самолет может взлетать с высокогорных аэропортов даже в жару), неприхотливость к длине и качеству взлетно-посадочной полосы. Недостаток – высокий расход топлива. По этой причине почти все Як-40 уже выведены из работы. Одна из таких машин, трудившихся в авиакомпании «Северсталь», установлена на вечную стоянку рядом с аэропортом в Череповце.



Авиаэнтузиасты со всего мира специально приезжают в Россию, чтобы прокатиться на Як-40. Правда, этот самолет – редкость уже и в России, но, тем не менее, здесь пока еще можно просто взять билет и полететь на Як-40 регулярным рейсом. Обычно энтузиасты выбирают полет из Москвы в Вологду, а вот о рейсе Череповец – Великий Устюг знают немногие.

Пора в полет. Нас сегодня всего восемь пассажиров (вместимость Як-40 – 30 человек). Мы идем садиться в самолет.



Посадка производится через откидной хвостовой трап. Дежурная по аэропорту поднимается по нему и стучит в дверь: «Пассажиры уже здесь».



Изнутри открывают. Проходим в салон и свободно в нем рассаживаемся.





Короткий инструктаж по безопасности, и вот мы уже выруливаем на полосу.



Разбег, медленный отрыв и плавный набор высоты. Под крылом остается череповецкий аэропорт. На ближайший час – только бескрайние просторы Вологодчины, большую часть времени скрытые под облаками.











Самолет летит плавно, в салоне не шумно. Клонит в сон.



Принесли водичку и лимонад. Вот он, нехитрый самолетный уют:





А там уже и снижение. Под крылом – извилистая Сухона, по которой когда-то ходило множество судов, в том числе и пассажирских…





Ледоход уже прошел, но берегам еще много битого льда.







Какая красота! Зимой эти места тоже хороши, хотя местный холодный климат – не для всех.



Мягко касаемся бетонки аэропорта Великий Устюг. Полоса здесь немногим больше километра длиной, но в будущем планируется ее удлинить. Тогда сюда смогут летать другие самолеты. Однако же я рад, что пока есть работа и для малыша Як-40.





Заруливаем на стоянку, выключаем двигатели. Полет окончен. Кстати, грузчиков в местном аэропорту нет. Кто прилетел с багажом, берет и несет его сам.





Заглянем в здание аэровокзала. Оно совсем небольшое, хотя для трех рейсов в неделю – в самый раз. Стены украшены традиционными для небольших аэропортов советского времени панно.



Регистрация билетов производится через окошечко, больше похожее на кассу. Номера мест вписываются в посадочный талон вручную.





На этом вроде бы и все. Но хочу обратить внимание на сам город: он стоит посещения, и не только зимой, когда в Великий Устюг в гости к Деду Морозу приезжают со всей страны. Сейчас весна, и в Великом Устюге очень хорошо. Небольшой тихий центр города полон интересных купеческих построек и древних церквей.











А еще Великий Устюг – город речной. Он стоит на левом берегу Сухоны, и в старые времена пароход был главным способом сюда добраться. Пароходы ходили из Вологды и Архангельска. И сегодня Великий Устюг мог быть украшением речных круизных маршрутов. Если бы не обмелевшая Сухона… Если бы не габариты Северо-Двинского канала, соединяющего Сухону и Шексну…





Еще недавно сюда периодически заходил однопалубный теплоход «Яковлев», выполнявший круизы из Вологды по большой воде. Но сейчас за нерентабельностью эти круизы прекращены. Да и судов, которые бы могли сюда ходить, тоже уже почти не осталось.



А представить: теплоход подходит сверху к Великому Устюгу… Путешественники на палубе с фотоаппаратами… Кто-то спешно пишет в телефон сообщение: «Подходим к Великому Устюгу, идем на экскурсию, вечером напишу».

А подходить сюда надо во второй половине дня. Если бы я делал такие круизы, мы бы всегда приходили в Великий Устюг после полудня. Потому что в это время солнце красиво освещает город с воды.

В общем, помечтали…



Недалеко от центра сохранилось здание речного вокзала. Правда, оно находится на реконструкции, и вряд ли будет использоваться по прежнему назначению.



Рядом с вокзалом – место, где стоял пассажирский понтон. Сейчас здесь просто ступеньки, спускающиеся к воде.



А неподалеку находится Великоустюгское речное училище имени Зосимы Шашкова. Место это в речной отрасли известное. Выпускники и курсанты училища работают на многих реках страны, в том числе и на теплоходах нашей компании.



Вот так бывает – начал с авиации, закончил рекой. Но думаю, что каждый любитель речных круизов, побывав в Великом Устюге, испытает сожаление по поводу того, что сюда нельзя прибыть на теплоходе. Но кто знает, может быть когда-то это снова станет возможным?
Tags: авиа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments